Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

"Основной вопрос философии (Ф.)" 2

О смысле философии. 2

1. Социально-культурные и природные предпосылки возникновения философии.

3

2.Истоки и духовные начала философии 4

3. Объект и предмет философии 4

4.Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни. 6

5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы

научности философского мировоззрения. 7

6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе

миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия. 8

7.Философия в системе духовного освоения мира. 9

8.Мировоззренческая функция 11

9. Методологической функции. 11

10. Философские проблемы эволюции и социальной динамика. 12

11.О предназначении (пользе) философии. 12

12.Исторические типы философии и философствования 14

13.Философия Древней Индии 14

14.Древнекитайская философия 16

15. Античная философия 17

16. Учение о бытие и мире в античной ф. (милетская школа «пифагорейский

союз», Гераклит, элейская школа). 17

17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.

(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит). 18

18. Философия Платона 18

19. Аристотель. 18

20. Ф., метафизика, диалектика. Соц-но-фил-фские воззрения Платона и

Аристотеля 19

21.Средневековая ф. Особенности и принципы религиозного стиля мышления. 20

22.Антропоцентризм и гуманизм, как специфические черты эпохи Возрождения.

Философское и космологическое учение Кузанского и Дж. Бруно. 21

23.Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология

знания. 23

24.Соц-но-ф-ские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы ест-ного права и

общ-ого договора. 25

25.Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой

классической философии. 25

26.Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к

практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания. 26

27.Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии.

Учение Гегеля о "разумной действительности" 27

28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма. 28

29.Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и

идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса. 28

30.Особенности и периодизация русской философии. 30

31. Славянофилы и западники: спор о судьбе России. 31

32."Философия всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути

богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк)

33

33.Экзистенциальная диалектика Бердяева Н.А. 34

34."Философия общего дела" Н. Ф. Федорова. 35

35. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). 36

36. Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи, Пирс). 38

37. Неопозитивная ф.: этапы, осн. направления, проблема соотношения науки

и ф. 39

38.Экзистенциальная философия в XX веке (отношение к науке и традиционной

философии, проблема человека, трагическая диалектика, проблема свободы) 41

39. Герменевтика – "философия понимания". Проблемы и тенденции. 42

40.Аналитическая философия (Фриге, Рассел, Витгенштейн) 43

41. Социальная ф. как наука. Системность соц-ой реальности: Маркс, Вебер,

Парсонс. 43

42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке. 45

43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен

сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда. 45

44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ. 46

45.Философское понятие движения. 47

46.Философское понятие пространства и времени. 47

47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель. 47

Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы

взаимодействия 48

48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной

рациональности. 49

49. Научное познание, его специфика и строение. Методолгия научного

познания. Роль в развитии техники. 51

Методология научного познания. 53

Роль науки в развитии техники. 56

50.Философские проблемы технического прогресса. Человеческий разум и

наука. 57

Человеческий разум и наука. 59

51.Философия современного научно-технического развития. 61

52. Развитие всемирной истории в ХХ веке, ее основные тенденции. 62

53.Понятие общества. 63

Общество как целостная саморазвивающаяся система. 63

53.2. Проблемы современного информационно-технического общества. 67

54.Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в

нем биологического и социального. 68

55.Сущность и существование человека. 69

55.2.Индивид и личность. Смысл и цель жизни. 70

56. Философские проблемы экономической жизни общества: объективные

экономические законы, экономические отношения и экономические интересы. 71

57. Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы: равенство,

свобода, справедливость. Концепция правового государства. 75

58. Духовная жизнь общества: социальная природа и содержание духовной

жизни, мораль как регулятор социального поведения 78

59. Культура как детерминанта развития общества. Искусство – важнейший вид

духовной деятельности. 85

60. Исторический процесс: специфика и проблемы формационного и

цивилизационного подходов. Капитализм и социализм – основные тенденции XX

века 86

61. Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и

этнической дифференциации. Роль и значение интеллигенции в обществе. 89

62.Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. 91

63.Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их преодоления.

92

"Основной вопрос философии (Ф.)"

Проблема материи и сознания является центральным направлением

философских воззрений. Трактовка этой проблемы неограниченна приоритетом

материального и идеального в связи с этим предпринимается попытка

определить материальное и идеальное как таковое. В античной ф. ученые

находили первооснову в воде (Фалес), воздухе (Анаксимен) или в метких

атомах, различных по форме или величине (Демокрит, Анаксимандр).

В такой постановке основной вопрос ф. не теряет своего значения и в

средние века. Первооснову мира схоластика видела в абсолютном Боге

(поддерживал Гегель, который за первичное принимал то, что существует вне

человека и назвал эту сущность абсолютной идеей). Шопенгауэр под духовным

понимал бессознательную волю. Мах единственной объективной реальностью

считал собственные ощущения. В современной ф. понятие духовного и

материального как субстанций рассматриваются различными философскими

направлениями в соответствии с их методологическими подходами к осмыслению

мира. Структурный подход к основному вопросу ф. предполагает 2 аспекта:

1.отвечает на вопрос что первично материя или сознание. С позиции

материализма природное, материальное существует вечно и появляется до

всякого сознания. Последнее является результатом саморазвития материального

на каком-то этапе.

2.идеализм при трактовке сущность духовного ставит на первоначальные

позиции. Сначала появилось идеального, а все остальное - творчество духа.

Гносеологический аспект противостоит материальному и идеальному,

заключается в ответе на вопрос: познаваем ли мир. Данный подход к выделению

основного вопроса ф. является не единственным. Представитель англ.

материализма Ф. Бекон основным вопросом ф. считает вопрос о методе познания

окружающего мира с целью овладения стихийными силами природы. Бесспорной

заслугой Бекона является понимание того, что научное знание, имеющее

посылки из опыта происходит не просто из непосредственно чувственных

данных, но из целенаправленного организационного эксперимента. Экспертный

метод Б. предполагает выравнивание явления из естественных условий и

обеспечение возможности его функционирования в искусственной среде. Этот

поиск Бекона - значимое предназначение фил-ии.

Заслуживает внимание подход к основному ? филос. как проблема смысла жизни.

Эта проблема волновала представителей древнекитайской философии Лао-Цзи и

Конфуция, древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Среди русских

философов её решали Хомяков, Киреевский, Соловьев, Флоренский, Бердяев,

Булгаков. Современный французский философ- экзистенционалист Камю считает,

что проблема смысла жизни антологична, ибо в ней выражено философское

понимание смысла мира и философское отношение к этому миру.

В зависимости от мировосприятия ученые смысл жизни трактуют

неоднозначно. Для Толстого, чтобы после смерти продолжало действовать его

отношение к миру. Мечников обосновал, что смысл жизни в том, чтобы

обосновать свое отношение к смерти. Всё эти подходы сыграли значительную

роль в развитии философии и привели к постановке новых вопросов, которые

способствовали глубокому постижению смысла мира.

О смысле философии.

Философия – это самая значительная и интригующая область познания,

более 2х тысячелетий не определено само понятие философия. Есть несколько

причин, которые не позволяют довершить толкование:

1.Философию связывают только с потребностями жизни,

2.Характеризуют ее как науку, где знание ради знания,

3.Философия как методология науки и как мировоззрение,

4.Отрицают такой подход к философии, и относят способность к

философствованию к врожденному свойству человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.