Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






Точку зрения, что философия наука, поддерживали Гегель, Гусер.

Другую позицию, что философия это искусство поддерживали Шопенгауэр,

Шеллинг, Ницше, экзенстенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: Фуко

утверждал, что в основе философии лежит не только разум, но и чувственно

эстетическое которое стремиться не столько понимать сколько возвышать.

В данном случае акцент делается на индивидуальном алгоритме, интуитивном

и творческом.

В центре философии таким образом стоят не вопросы бытия в целом, а

проблемы жизни и судьбы человека, не мировоззрение, а мироощущение.

Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и

искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной.

Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в

человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой

деятельности.

Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно

формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к

высшим познаниям.

Высшее познание это:

выход из повседневности - бытие как понимание мира

использование способов познавательной деятельности - соединение теории и

эмпирии

осмысление общественной жизни - превращение в субъекта познания

Высшая форма познания характеризуется как духовностью так и социальным

оптимизмом.

Философия это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором.

Платон под «Софией» понимал не только благо приобретения, но и великое

присущее только божеству. Это объективное качество разумно устроенного и

гармоничного мира.

Человек не может слиться с «Софией» из-за своей смертности, но может

любить ее почтительно, приближая «Софию» к истине он говорил об идеальном

настрое души и ума.

Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие,

истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности.

Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества .

Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни

фиксируется общественным сознанием.

Философия имеет свой предмет исследования - это область духовной

деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой

деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл

сущностных отношений человека к миру.

Философия в отличии от мифологии как форма духовной активности

переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и

творит окружающий мир.

на человека познающего и исполняющего или опратистовывающего божественную

идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настрой

система мировоззренческих чувств.

Философское творчество - это попытка разумного обоснования бытия,

человечески значимого существования. С другой стороны это не только

рефлективно-творческая система , дающая представление о мире, но и система

принципов, помогающая жить нравственно, эстетически и интеллектуально. В

основе отношения человека с миром есть и структура философского знания. Это

учение о бытие (онтологический аспект - сущее), учение о познании

(гносеологический аспект - эпистемология), учение о формах мышления.

Области наук, которые относятся к философии: этика, эстетика, история,

философия, социальная философия.

Природа философского знания включает в себя соотношение философия с

другими формами общественного сознания.

Средние века: философия и религия.

Эпоха просвещения: философия и гуманитарные науки.

Сегодня: философская природа знания включает политику, науку как таковую,

философию техники, философию.

Философия особое место в культуре, как познавательной, так и практической

деятельности, она стимулирует мысль, обобщает социокультурный опыт. В связи

с этим одни философы склонны к раннефилосовской позиции - философия

включает в себя все (догматизм), другие отрицают ее роль как науки

исчерпывающей себя окончательно, третьи ведут спор о природе философского

знания, о предмете, о соотношении философии с политикой, другими науками и

творческой деятельностью людей.

Фактически ответ необходимо дать на вопросы: Является ли философия

следствием развития потребности человеческой жизни? Имеет ли она

объективные причины своего существования или является политической наукой

(сегодня ее отстаивают новые философы Франции).

Философия не может подменить ни одну науку, не может заменить политику,

но между ними есть связь как между сферами жизнедеятельности общества

(духовная сфера и политическая). Философия включает в себя рациональные

научные знания - сциентизм (четкие критерии знания), и иррациональное

знание.

Учитывая это Гегель говорил, что философия это согласованность с

реальностью и опытом.

Философия дает общий познавательный смысл и этот мыслительный акт

окрашивает знание человека духовностью.

Философия осмысливает фундаментальные открытия и не вмешивается в частные

науки, поэтому она является мировоззрением.

Вывод: Философия - это наука о максимально универсальном, всеобщем,

всеохватывающем, основательном, фундаментальном и сущем, существенном. В

рассуждениях на абстрактном уровне обосновываем мысли. Единого толкования,

определения нет.

7.Философия в системе духовного освоения мира.

ДУХ (лат., буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в

широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию как

высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием

мышления. Представители различных течений домарксистской философии выделяют

субъективный Д. (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация к-рого ведет

к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от

человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание

первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия

рассматривала Д. как теоретическую деятельность (напр., для Аристотеля

высшей формой деятельности Д. является мышление о мышлении, наслаждение

теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое

непосредственно, интуитивно. Такая т. зр. внешне близка религиозной

идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность, могущая

быть лишь предметом веры. Нем. классическая философия подчеркивала

активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности

самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания,

осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической

деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только

как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и

поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая

философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для

античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по

всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс. Локк., Ламетри) понимали Д. лишь

как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом—как разновидность

чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к

простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то

существующем независимо от материи. Духовное есть функция

высокоорганизованной материи, результат материальной, общественно-

исторической практики людей. Духовная жизнь об-ва — общественное сознание —

выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно

воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность

человечества.

ДУША — термин, с помощью которого религиозная философия и догматическое

богословие обозначают одну из частей человеческого состава, неким

таинственным образом связанную с телом и духом. С одной стороны, тело

человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих, телесно-

соматических потребностей-удовольствий. Это рождает дурной произвол души,

ее покорность простому биологическому инстинкту. Тогда «душа, — как пишет

И.А.Ильин, — становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с

духом». О наличии такой борьбы свидетельствуют такие переживательные

состояния души, как стыд, отвращение, жажда очищения и покаяния, сомнение,

горечь утраты «чистоты» помыслов и т.д. С другой стороны, душа есть

способность слышать зов Божий, принимать законы духа. В этой ориентации на

духовность принимают участие все способности души, как высшие — мышление и

воля, так и низшие — чувственное воображение, инстинкт, интуиция,

сверхчувственное созерцание. Душа нужна духу, но «не запуганная,

задерганная, во всех порывах своих пресеченная и психически полубольная», а

«обращенная, узревшая прекрасность вещей», возжаждавшая их и как бы

влюбившаяся в них». Поэтому человеку следует не истощать свое тело, не

удушать свою душу, а делать их «чистыми и радостными орудиями Духа»

(ИАИльин).

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) — русский религиозный философ и

психолог. В 1922 г. вместе с большой группой ученых, писателей,

общественных деятелей выслан из Советской России. Жил в Германии, Франции,

с 1945 г. — в Великобритании. От «легального марксизма» эволюционировал в

своих взглядах к религиозной философии. Разрабатывал проблемы логики,

гносеологии, метафизики, антропологии, этики. Основной мотив его философии

— стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. Считал, что

рациональное знание — вторичное по отношению к переживанию, как единству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.