предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к
конкретному.
Схема Гегеля: сознание, предмет противостоит человеческому "я" и
определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.
Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически
действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в
себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.
Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как
выражение реальности.
В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития
человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии,
понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До
Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля
понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.
Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который
должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие.
Это абсолютная идея. Он определял ее как разум, мышление, разумное мышление
- это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.
Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть
и истина. Для себя самого он предмет.
Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в
скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и
духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит
несколько стадий:
* научно-теоретическое осознание абсолютной идеи в ее всеобщем
содержании в виде системы категорий. Категории находятся в состоянии
непрерывного, самопроизвольного движения. Они составляют сущность вещей.
* природа как необходимое в развитии абсолютной идеи. Через природу
абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде
конечных, чувственных, телесных единичностей.
Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним
человеческий дух, который имеет 2 стадии развития: субъективный дух
(антропология, психология); объективный дух (сфера социальной жизни, как
сверх индивидуальная, которая возвышается целостность над индивидуумами и
проявляется через их различные отношения и связи.
Объективный дух проявляется в праве, морали, нравственности,
государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации абсолютной
идеи является абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность
человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.
Абсолютный дух тождественен абсолютной идеи - это внутренняя идеальная
сущность, скрытая причина всех действий и познаний. Но у Гегеля идея это
субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении,
от чувственных форм до абсолютных знаний. В абсолютном духе осуществляется
полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие. Таким путем
Гегель согласовал субъект и объект мышления и бытия. Движение абсолютной
идеи и всего предметного мира имеет начало и конец замкнутого в
определенный круг. Высшей формой и концом развития абсолютной идеи, где она
осознает самою себя и весь пройденный путь и становится абсолютный дух.
Такова философская система Гегеля.
В противоречии с ней находится его диалектический метод: рассмотрение
всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности
развития. Гегель характеризовал диалектику с одной стороны, как движущую
душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в
содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских
категорий и сформулировал 3 основных закона:
1. переход количественных изменений в качественные
2. взаимопроникновение противоположностей
3. отрицание отрицания
Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы
анализа действительности:
* восхождение от абстрактного к действительности
* соответствие исторического и логического
* принцип всесторонности
Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если
субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -
самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия
между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и
бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.
28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия
являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем
отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он
подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы
материалистического мировоззрения.
Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А
подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.
Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его
неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,
нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог
объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует
идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,
идее, понятиям - всемогущество равное божеству.
Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от
предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением
природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку.
На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо
единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах
положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает
человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и
высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и
физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу
создания философской антропологии, основа которой выражалась словами:
природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не
отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это
человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для
того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе,
ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и
взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность
различия между "я" и "ты".
Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть
свобода и бесконечность.
Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и
достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не
тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот
период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие
материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от
бога, ни от философии людей.
Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к
натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит
антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он
стоит на позициях сенсуализма.
Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в
реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в
себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.
Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим
мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической
философии, материализма Маркса и Энгельса.
29.Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и
идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса.
Проблемы теории познания.
Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах
19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением
Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической
борьбы пролетариата
* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не
только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей
капитализма
* предшествующий этап развития социально-политических взглядов
Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью
масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала
защищала.
Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,
что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного
мышления и использовал гегелевскую диалектику.
Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от
Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на
вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в
объективировании человеком своих собственных сил и придания им
потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом
антропологического содержания христианской религии имело положительное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61