Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






Разум. К нему относится умопостижение. Разум близок к истине, как

многогранник к кругу.

Взгляды Н. Кузанского определили мировоззрение Дж. Бруно, который

утверждал, что мир бесконечен в форме безмерной эфирной области, в которой

находятся бесчисленные и бесконечные области. Тело и эфир образуют полное и

пустое, аналогичное атомам и пустоте Демокрита. Дж. Бруно называл атом

полнотой, пустоту – пустотой. На основании этого Дж. Бруно говорит о том,

что любой предмет состоит из четырех элементов. В одних преобладает

активное качество, в других есть что-то другое, что они чувствительны к

воде, третьи - к огню, четвертые – к земле.

С одной стороны Дж. Бруно говорит, что мир бесконечен, но это целокупная

бесконечность, то есть существует во всем мире и во всякой его части, в

противоположность бесконечной вселенной, в которой есть элемент

целокупности, но не во всех частях ее, которые мы можем постичь.

Бесконечные миры находятся в вечном движении,

Дж. Бруно отвергает вечный двигатель, как начало движения и делает вывод

что, миры одушевлены бесконечной двигательной силой, а Земля движется

вокруг собственного центра и солнца вследствие своего жизненного инстинкта

– это гилозоим.

Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства –

зеркальное отражение мира; разум постигает истину посредством рассуждений;

интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает

собственную живую форму.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Мишель Монтень свою ф. строили в плоскости

проблем человека, общества и этики.

Человеческая жизнь, считал Эразм Ротердамский, есть не что иное, как

борьба. Мир заставляет людей бороться с любыми пороками (многие

стремительны) и поэтому смысл их существования преодоление пороков с

помощью молитв и знания. Человек ведет на небо, а знание укрепляет в

человеке спасительные помыслы. Важной предпосылкой преодоления пороков, по

Э. Ротердамскому, является знание священного писания и в связи с этим,

учения схоластов считаются бесполезными, и в противоположность

схоластического учения он разрабатывает свою гуманистическую «Философию

Христа».

По его мнению, отвечающую теологию должна заменить этика. Ученые философы

должны заниматься «Философией свободной игры».

Подлинный смысл Христианства, Э. Ротердамский видел в следовании законам

любви и милосердия, а не в слепом соблюдении внешних обрядов.

«Философия Христа» - это переработка христианской этики в соответствии с

принципами этики Возрождения, практическое учение жизни.

Томас Морр – основоположник утопического социализма, общества, где нет

богатых и бедных, собственности. Все власти избираются. Управление

осуществляется немногими законами, которые призваны устанавливать свободу

людей. Томас Морр отрицая частную собственность не смог преодолеть рабство

и насилие в своем государстве. Люди, занятые умственным трудом занимаются

созерцанием. Таким образом, и равенство и справедливость Т. Морра были

символичными.

По Т. Морру, философствовать – значит сомневаться. Склонность к убеждению и

готовность поддаваться убеждению происходят от простодушия и невежества.

23.Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология

знания.

Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного

общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения

утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные

общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что

обусловливало:

1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-

математическому естествознанию.

2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического

знания, приносящего пользу производству.

Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и

эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.

С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному

феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.

Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую

связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и

обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со

сдвигами, происходящими в обществе.

Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на

изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –

настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих

недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру

(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех

способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней

основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).

Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными

впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими

законами природы и фактами действительности.

У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь

воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через

творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в

философии выделяются:

. учение о Божестве

. учение о природе

. учение о человеке

Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:

. теоретическую философию (причины явлений и процессов)

. практическую философию (результат)

К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,

ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:

индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих

методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и

светоносный – позволяющий познать природу.

Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По

мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но

и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая

направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и

опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила

считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.

Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай

за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что

философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь

к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:

1.

2. создающие базу для чего-либо иного.

Декарт: «Я мыслю – значит я существую».

Философия имеет две части:

1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)

2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).

Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,

ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …

Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на

«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в

органическую деятельность, освободив ее от случайностей.

Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт

считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.

Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех

вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто

аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и

следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется

посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического

метода. Гоббс – материалист.

Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,

Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в

себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой

вещью, из которой она должна быть образована.

Ум – субстанция, составляющая сущность всего.

Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется

через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из

многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –

противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….

Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,

природа вечна и бесконечна.

Основу философии Лейбница составляет учение о множественности

субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают

функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,

осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –

непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,

созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –

суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и

одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе

космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается

гармония жизни и мира в целом.

Теория познания в философии Нового времени.

По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным

восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к

чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким

образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и

заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.