Разум. К нему относится умопостижение. Разум близок к истине, как
многогранник к кругу.
Взгляды Н. Кузанского определили мировоззрение Дж. Бруно, который
утверждал, что мир бесконечен в форме безмерной эфирной области, в которой
находятся бесчисленные и бесконечные области. Тело и эфир образуют полное и
пустое, аналогичное атомам и пустоте Демокрита. Дж. Бруно называл атом
полнотой, пустоту – пустотой. На основании этого Дж. Бруно говорит о том,
что любой предмет состоит из четырех элементов. В одних преобладает
активное качество, в других есть что-то другое, что они чувствительны к
воде, третьи - к огню, четвертые – к земле.
С одной стороны Дж. Бруно говорит, что мир бесконечен, но это целокупная
бесконечность, то есть существует во всем мире и во всякой его части, в
противоположность бесконечной вселенной, в которой есть элемент
целокупности, но не во всех частях ее, которые мы можем постичь.
Бесконечные миры находятся в вечном движении,
Дж. Бруно отвергает вечный двигатель, как начало движения и делает вывод
что, миры одушевлены бесконечной двигательной силой, а Земля движется
вокруг собственного центра и солнца вследствие своего жизненного инстинкта
– это гилозоим.
Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства –
зеркальное отражение мира; разум постигает истину посредством рассуждений;
интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает
собственную живую форму.
Эразм Ротердамский, Томас Мор, Мишель Монтень свою ф. строили в плоскости
проблем человека, общества и этики.
Человеческая жизнь, считал Эразм Ротердамский, есть не что иное, как
борьба. Мир заставляет людей бороться с любыми пороками (многие
стремительны) и поэтому смысл их существования преодоление пороков с
помощью молитв и знания. Человек ведет на небо, а знание укрепляет в
человеке спасительные помыслы. Важной предпосылкой преодоления пороков, по
Э. Ротердамскому, является знание священного писания и в связи с этим,
учения схоластов считаются бесполезными, и в противоположность
схоластического учения он разрабатывает свою гуманистическую «Философию
Христа».
По его мнению, отвечающую теологию должна заменить этика. Ученые философы
должны заниматься «Философией свободной игры».
Подлинный смысл Христианства, Э. Ротердамский видел в следовании законам
любви и милосердия, а не в слепом соблюдении внешних обрядов.
«Философия Христа» - это переработка христианской этики в соответствии с
принципами этики Возрождения, практическое учение жизни.
Томас Морр – основоположник утопического социализма, общества, где нет
богатых и бедных, собственности. Все власти избираются. Управление
осуществляется немногими законами, которые призваны устанавливать свободу
людей. Томас Морр отрицая частную собственность не смог преодолеть рабство
и насилие в своем государстве. Люди, занятые умственным трудом занимаются
созерцанием. Таким образом, и равенство и справедливость Т. Морра были
символичными.
По Т. Морру, философствовать – значит сомневаться. Склонность к убеждению и
готовность поддаваться убеждению происходят от простодушия и невежества.
23.Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология
знания.
Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного
общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения
утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные
общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что
обусловливало:
1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-
математическому естествознанию.
2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического
знания, приносящего пользу производству.
Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и
эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.
С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному
феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.
Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую
связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и
обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со
сдвигами, происходящими в обществе.
Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.
Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на
изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –
настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих
недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру
(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех
способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней
основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).
Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными
впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими
законами природы и фактами действительности.
У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь
воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через
творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в
философии выделяются:
. учение о Божестве
. учение о природе
. учение о человеке
Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:
. теоретическую философию (причины явлений и процессов)
. практическую философию (результат)
К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,
ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:
индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих
методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и
светоносный – позволяющий познать природу.
Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По
мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но
и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая
направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и
опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила
считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.
Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай
за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что
философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь
к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:
1.
2. создающие базу для чего-либо иного.
Декарт: «Я мыслю – значит я существую».
Философия имеет две части:
1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)
2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).
Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,
ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …
Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на
«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в
органическую деятельность, освободив ее от случайностей.
Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт
считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.
Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех
вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто
аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и
следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется
посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического
метода. Гоббс – материалист.
Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,
Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в
себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой
вещью, из которой она должна быть образована.
Ум – субстанция, составляющая сущность всего.
Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется
через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из
многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –
противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….
Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,
природа вечна и бесконечна.
Основу философии Лейбница составляет учение о множественности
субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают
функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,
осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –
непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,
созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –
суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и
одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе
космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается
гармония жизни и мира в целом.
Теория познания в философии Нового времени.
По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным
восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к
чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким
образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и
заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61