Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






рассматривает проблемы управления государством и способы

самоусовершенствования человека.

3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало

эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на

выражении содержания сущности мира, человека и др.

4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия

наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого

порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.

5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает

исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и

сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства,

особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.

Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и

небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и

природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими

качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель

совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения

им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к

старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип

справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических

отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила

примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но

важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и

материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь под-чинена

закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от

природы добр, ему присущи 4 качества: со-страдание, стыд, скромность,

умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о

соответствии идеаль-ного Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и

материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля).

Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая

обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с

естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент

мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в

их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье,

богатство и нищета. Главный способ управления страной считается

справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых.

Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы

антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения

всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни

умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле,

Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря

которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические

идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным

выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному

процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная

приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший

правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал –

патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно

управлять.

Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная

организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать.

Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от

конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в

родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы

отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен

любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает

зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение

людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая.

Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь

Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились

на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на

методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место

они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью.

Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и

наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии.

Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед

законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-

бюрократической системы Китая.

15. Античная философия

1. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления,

основные проблемы.

Период развития античной философии охватывает конец VII – III века до н. э.

Древняя Греция явилась очагом западноевропейской философской мысли и

этому способствовали следующие социально-культурные предпосылки:

1) известна плеяда ученых естествоиспытателей Гиппократ, Гераклит,

Эмпедокл, Фуккилла;

2) литераторы и трагики: Гомер, Еврипид, Испил;

3) скульпторы, архитекторы: Фригион – не превзойден до сих пор по расчетам

своих строений;

4) экономические предпосылки, которые способствовали тому, что Др. Греция

стала торговым и социально-культурным центром. Ясперс назвал этот период

осевым временем истории. Был разработан категориальный аппарат философии,

концепции определяющие жизнь людей; во всех аспектах был осуществлен

переход к универсальностям, в связи с этим были отвергнуты все концепции

принятые на бессознательном, ненаучном уровне.

В науке произошел процесс, при котором сознание осознавало сознание, а

мышление делало своим объектом исследования – мышление.

Все ученые пришли к мнению о периодизации античной философии:

- I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период

Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы,

Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов

Левкиппа и Демокрита;

- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в

историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа,

Платона, Аристотеля;

- III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан

с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том,

что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и

стоицизму.

- IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок,

эпикуреизм.

I период. Античная философия возникла и развивалась во время возрождения

рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы. Выделялись

группы людей, занимающихся умственным трудом и философией. В этот период

все науки стремились дифференцироваться в самостоятельную область знания, и

философия, накапливающая познания в области человека сконцентрировалась на

объекте своего исследования. В древнегреческой философии очень четко

просматривалась материалистическая и идеалистическая философия, получившие

название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на

противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период

зарождается диалектика.

В античной философии и идеалисты, и материалисты в своих концепциях

стремились к универсальности, они стремились к изучению не только

конкретных научных проблем, но и философских. Первые представления о мире

связаны с Милетской школой во главе с Фалесом. Сущностью мира Фалес считал

воду. Ученики Фалеса Анаксимандр и Анаксимен тоже стремились выделить

первооснову. Анаксимен продолжил идею Анаксимандра, который первоосновой

считал айперон. Анаксимен полагал, что первоосновой является воздух.

Воздух, разряжаясь, становится огнем, сгущаясь, становится ветром.

Анаксимен пытается представить сущее на уровне частиц. Псевдоплутар,

характеризуя Милетскую школу, обратил внимание на то, что сущность этих

субстанций бесконечна, а по своим качествам определена.

Пифагор и его последователи субстанционным началом считали числа,

которые управляют материальной и духовной силой, включая нравственность.

Они пытались числовую философию сделать философией гармонии мира. По

свидетельству Аэция Пифагор учил, что есть 5 телесных фигур, которые

являются математическими субстанциями: из куба образовалась земля, из

октаэдра воздух, из пирамиды возник огонь, из икосаэдра – вода, из

додекаэдра – сфера. Из этого возникла гармония космоса, состоящая из 10

сфер и 10 планет. Философия Пифагора - это попытки постижения

количественной стороны мира человека, призванного наблюдать природу

неотделимо от развития философии и математики.

16. Учение о бытие и мире в античной ф. (милетская школа «пифагорейский

союз», Гераклит, элейская школа).

Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Он

написал книгу, в которой обратил внимание на отношение мышления к бытию и

сделал вывод, что материя первична, в основе всего сущего лежит огонь,

который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении.

Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает

мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.