Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






души.

8.Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим

философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Здесь

преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта,

национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. ФУНДАМЕНТОМ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ, ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

Знания в мировоззрении – вся совокупность знаний о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни (т.е. идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом, из которых проявляется соответствующая его

функция.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям

целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом

мире, делает каждого человека сознательным участником общественного

прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального

плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -

это эпоха, схваченная в мыслях.

9. Методологической функции.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод выступает и в качестве приемов, выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что ее понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из прин-ципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, ф-я позволяет не навязывать никому

своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая

всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым

создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,

выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области

знания.

10. Философские проблемы эволюции и социальной динамика.

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция

или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и

взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно

оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике

линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь,

проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие

ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый

социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку

зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как

последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность

социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям

изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику

рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в

общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ

общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и

процессов общенаучных методов и форм знаний.

11.О предназначении (пользе) философии.

Этот вопрос ассоциируется с ее практической стороной или функцией.

Для обыденного сознания практическая значимость философии минимальна.

Для мыслящего разума значение философии велико, но оно опосредованно

влияет на культуру, образ жизни, смысла жизни, жизнедеятельности людей.

ОСОБЕННО ЯВСТВЕННО ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СИТУАЦИИ, КОГДА

НЕИЗВЕСТНО НЕ ТОЛЬКО ЧТО-НИБУДЬ КОНКРЕТНОЕ, НО ЕЩЕ НЕЯСНО С ЧЕГО НАЧАТЬ.

В тезисе – философия – квинтэссенция эпохи – заложена мысль о том, что

она является предпосылкой к изменению окружающего мира и реальности в

целом.

История философии свидетельствует о том, что предсказания философов

иногда уберегают народы от неправомерных действий.

Оценивая практическую значимость философии, Платон говорил, что она может

способствовать искоренению несчастий человечества, если философы будут

властвовать, а властители философствовать.

Главная цель философии научить человека размышлять о свободе духа о

смерти, и бессмертии, приобщаясь тем самым к высшим духовным ценностям.

Курбский: Философия как никакая другая наука развивает мыслительные

способности человека.

Гобс считал, что философия способна умножать блага и делать человека

более здоровым.

В ходе развития философии возникли различные типы всеобщих связей в форме

категорий диалектики:

|единичное |общее |

|причина |следствие |

|необходимость |случайность |

|форма |содержание |

|сущность |явление |

Категории диалектики образовали сложную и подвижную систему понятий,

которые отражали гибкость, необхо-димость, противоречивость бытия, что и

составило сущность всеобщих связей.

Наиболее значимы в истории философии представления о причинно-

следственных связях.

Демокрит: Причина и следствие содержат в себе необходимость.

Платон: Причиной всего сущего является высшее благо и идеи.

Юм: Причинно-следственные связи представляют привычку, когда одно событие

последовательно действует за другим.

Диалектика напротив раскрывает многообразие связей и причинно-

следственных отношений, выделяя: статистические, структурные, целевые типы

детерминаций.

Диалектика анализирует сложные формы причинно-следственных связей, когда

одна причина порождает несколько следствий по принципу "эффекта домино".

Причинно-следственные связи в диалектике могут быть: прямыми,

опосредованными, внешними, внутренними.

Кроме того, в диалектике выделяют условия, внутренние связи, внешние

факторы, представляющие среду в которой происходят причинно-следственные

связи.

Диалектика различает причину и повод.

Повод – это явление или процесс, которые сами по себе не вызывают

следствия, но действуют как пусковой механизм причинно-следственных связей.

Совокупность причин, условий, поводов и стимулов представляет основание

для наступления того или иного следствия.

Наиболее сложными являются причинные детерминации в самоорганизующихся

системах, где приоритет отдается самодетерминации.

Связи между причинами и следствиями могут быть:

(необходимыми – то есть однозначно обусловленными, когда причина

обязательно влечет за собой определенное следствие;

(случайными – в них причина реализуется в любое из множества альтернативных

следствий.

Необходимые и случайные могут переходить друг в друга.

Характер реализации следствия зависит от того, какой из вариантов

причинных связей оказывает доминирование в каждом конкретном случае.

Развитие случайного и необходимого может произойти или не произойти, но

необходимое обусловлено законом.

Кроме того, в диалектике существуют динамические и статистические связи.

Динамические связи управляют поведением индивидуальных объектов и

позволяет установить однозначные отношения состояний.

Статистические связи управляют поведением больших совокупностей предметов

и явлений, а в отношении индивидуальных предметов и явлений делаются

вероятностные неоднозначные заключения.

Таким образом, вероятность диалектики выступает как мера возможностей

случайного. (Вероятность достижения необходимого равна нулю.)

Вероятность, как статистическое явление сложных причинно-следственных

отношений позволяет в научных исследованиях разрабатывать и применять

эффективные методы познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.