Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его

мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной

изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все

закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти

изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти

дважды; все течет, все изменяется). Космос, природа – это объективная

реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит

допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только

прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. Наряду с атомами

Гераклит признавал наличие пустоты. И принцип взаимоотношения пустоты и

атома рассматривается Гераклитом как принцип движения мира (материи).

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего

происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с

помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый,

который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами

материальности мира, его метафизического познания, как формы существования

объективной реальности.

II период характеризуется творчеством Сократа, Платона, Аристотеля.

Материальная диалектика Гераклита имела большое значение для развития не

только Элейской школы, но и для развития Платона, Аристотеля.

17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.

(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что

апории (?) беспредельно делимы. Они предположили, что вещество,

пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе их

находятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодоление

определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время

состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод: атомы

неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения

привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов

являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты.

Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных

направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде,

воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний

множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению

Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит

преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную

природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление

в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей

законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в

другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины

вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование

богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а

существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство

мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика

разрешения которых состоит в том, чтобы новые идеи содержали в себе лучшее

от старых, и т.о. старые были бы отвержены. Атомарное, элементарное

неизменное и развитие вселенной и мира, они объясняли механическим

движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их

утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и

атомов пространства. Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и

его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Целю

познания считается причинно следственное понимание явления.

18. Философия Платона

исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его концепции

чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а

умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон

стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального

государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до

умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие

человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи

находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея

всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не

миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который

неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.

Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание

основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию

мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной

душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.

Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и

государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы

господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,

стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.

Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить

местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее

правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть

чепуха с точки зрения материализма».

19. Аристотель.

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об

идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону.

Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых –

150 работ. Экзотерические – составлены в форме диалога и представлены для

всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования

учеников, но не для широкой публики.

Хорошо сохранились произведения, которые использовались для

мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учеников

Аристотеля:

1) философские проблемы метафизики;

2) этические вопросы - экомахова этика;

3) психологические – «О душе»

4) социально – политические.

Аристотель сформулировал где существует частное и общее.

Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,

через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что

оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая

вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,

то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то

ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное

начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается

вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее

начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его

законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма

присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает

определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и

как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении

предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)

знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность

должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный

силлогизм.

Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным

отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека

перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим

животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие

государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.

Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,

философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь

убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его

мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление

гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное

явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

20. Ф., метафизика, диалектика. Соц-но-фил-фские воззрения Платона и

Аристотеля

Самое примечательное в философии то, что она выводит, с одной стороны,

человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и

ценностям и разрывая цепи материальных и временных границ, она обращается к

вечности и ставит и ставит человека перед разрешением вечных вопросов и

проблем, которые не могут ни устаревать, не становиться актуальными.

Аристотель разделил науку на практическую и теоретическую.

Теоретическая: Философия или теология, в отличии философии как физики.

Практическую философию он назвал наукой о реальности по ту сторону

физической. Так появилось понятие метафизики. Для обозначения выхода

человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к

метаэмпирической деятельности.

Аристотель в метафизике выделил 4 цели:

1) исследование первопричин или высших начал сущего

2) познание бытия, поскольку оно бытие

3) познание субстанции

4) познание о боге как сверхчувственной субстанции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.