ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям
(критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные,
эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и
частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих
форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.
Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней
обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник
истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания -
заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания.
Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента
единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на
которой мы и остановимся.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ
С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность,
неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого
познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности,
возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.
Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя
отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной
астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная
наблюдениями.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать
заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные
и философские и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм,
рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них -
ниже).
Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в
корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания,
дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка -
результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:
ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки
логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или
диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального
положения дел и т.п.
Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные
заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как,
например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные
знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления
заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных
условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление
знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не
апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к
действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).
ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ.
Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом
созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель
познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и
др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?
Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность
реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного
знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля
вращается вокруг Солнца).
Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее
познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п.
Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве
истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.
ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта
сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как
процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое,
неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое,
преходящее).
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и
той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные
ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по
степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены.
Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов
имеет свою специфику.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом -
гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание
все более приближается к нему;
во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда
опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это т.н.
вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из
суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а
в процессе творческого развития познания на основе практики.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине)
выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение
по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо
заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой),
либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о
существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).
Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,
приблизительности, незавершенности.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и
относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение
устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет,
ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ.
Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и
т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного
места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые
познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование
определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его
действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в
заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в
десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная
истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с
этими своими характерными признаками (свойствами).
По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались
различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались:
общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является
выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело,
действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от
лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то,
что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций
в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.
Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия
истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию
познания общественно-исторической практики.
Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт,
нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс,
т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что
КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И
ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во
всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо
теоретические или иные положения. В то же время данный критерий
относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,
наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный
момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в
процессе познания.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И
ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое
их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее
познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт
познавательного процесса.
49. Научное познание, его специфика и строение. Методолгия научного
познания. Роль в развитии техники.
Основными принципами научного познания являются объективность подхода к
анализу, объективность истины, практическая ценность, воспроизводство
знаний и доказательность.
Критериями истинности являются:
3. Внутренняя системность знания и его
непротиворечивость
4. Опытная проверяемость
5. Восприимчивость
6. Открытость для критики
7. Научная строгость
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и
научного познания моделировался по естественно-математическим методам
познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61