Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям

(критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные,

эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и

частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих

форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней

обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник

истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания -

заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания.

Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента

единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на

которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ

С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность,

неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого

познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности,

возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя

отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной

астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная

наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать

заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные

и философские и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм,

рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них -

ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в

корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания,

дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка -

результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:

ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки

логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или

диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального

положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные

заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как,

например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные

знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления

заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных

условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление

знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не

апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к

действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ.

Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом

созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель

познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и

др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность

реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного

знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля

вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее

познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п.

Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве

истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта

сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как

процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое,

неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое,

преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и

той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные

ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по

степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены.

Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов

имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом -

гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание

все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда

опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это т.н.

вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из

суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а

в процессе творческого развития познания на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине)

выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение

по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо

заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой),

либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о

существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).

Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,

приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и

относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение

устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет,

ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ.

Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и

т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного

места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые

познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование

определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его

действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в

заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в

десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная

истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с

этими своими характерными признаками (свойствами).

По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались

различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались:

общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является

выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело,

действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от

лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то,

что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций

в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия

истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию

познания общественно-исторической практики.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт,

нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс,

т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что

КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И

ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во

всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо

теоретические или иные положения. В то же время данный критерий

относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,

наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный

момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в

процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое

их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее

познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт

познавательного процесса.

49. Научное познание, его специфика и строение. Методолгия научного

познания. Роль в развитии техники.

Основными принципами научного познания являются объективность подхода к

анализу, объективность истины, практическая ценность, воспроизводство

знаний и доказательность.

Критериями истинности являются:

3. Внутренняя системность знания и его

непротиворечивость

4. Опытная проверяемость

5. Восприимчивость

6. Открытость для критики

7. Научная строгость

СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и

научного познания моделировался по естественно-математическим методам

познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.