Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






Понятие метафизики было введено в научный оборот А. Родосским в1в. до н.

э., который издал сочинения Аристотеля

Аристотель метафизику определил как наиболее возвышенную из всех наук и

как своеобразное рафинирование философии, которая не знает ни материальной

нужды, ни потребности, ни выгод и прибыли. Т.е. метафизика рассматривается

Аристотелем в качестве чистой жажды знания, знания ради знания, страсть к

истине, которая свободна от всего материального, эмпирического и

представляет собой самоценность. Метафизика=философия.

Обоснование метафизики принадлежит Платону, открывая реальность

сверхчувственного, надфизического мира, он как бы познавал недоступную

предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон делает

вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое посредством

чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:

1) видимый физический (феноменальный)

2) невидимый метафеноменальный или метафизический

Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством

истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок

метафизического мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть

субстанция, реальность бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь

наиболее возвышенной части души, носителями которой являются философы.

От Платона исходит деление мира на мир идей и мир теней.

Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное

место в философии личности.

В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский. Он

утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и

говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и

последним, так как божественное милосердие проявило спасительную

предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать

рассудок, остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на

первом месте у Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он

считал, что изучать метафизику нужно в последнюю очередь.

Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и

божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность, любовь,

добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к выделению

3 уровней зла: метафизического, морального и физического

Фома Аквинский, обосновывая бога как само бытие человека, его сущность

и сущностное в 3 лицах доказал, что метафизика – это бесконечное

разнообразие созданных вещей и предметов Богом.

На метафизику обратил внимание Декарт. Метафизические учения о

субстанциях, каковыми являются бог, мышление и материя, с соответствующими

характеристиками и различиями, с другой стороны как учение о качествах

человеческого познания, основополагающим среди которых является принцип

сомнения во всем, кроме души и сознания.

Вслед за Декартом метафизикой занимался Кант. Он заявил, что нет больше

метафизики, философия сама себя разрушила. Этот вывод он сделал в связи с

тем, что в этот период появился целый ряд наук, которым философия выделила

тот или иной раздел своего знания и поэтому Кант отдал философии область

теории познания, где не оказалось места учению о боге, мире и душе. К этому

времени возникли науки теология, естествознание, психология. Его ученик

Виндельбандт не согласился с такой характеристикой философии и отверг,

чтобы философию называли наукоученией. «Философия есть учение о знание, но

она не метафизика вещей, а метафизика знания».

Дальнейшее определение сущности метафизики принадлежит Гегелю. Он

вернулся к платоновскому пониманию метафизики и характеризовал ее как

учение о субстанции как реальность и действительность, какими являются

субъект мысль, идея, дух. Но в отличии от Платона Гегель субстанцию

понимает не как застывшую сущность, а как деятельность, процесс,

самодвижение. Дух – это единство множества, создающее себя, т.е. дух – это

процесс, формирующий нечто определенное, а значит и отрицательное по

формуле «тезис – антитезис – синтез».

Движение уха есть также движение самосознания, которое включает три

момента:

1) бытие в себе

2) инобытие, бытие для другого

3) возвратное бытие, себя и для себя

В связи с этим в философию Гегель включает логику, философию природы,

философию духа. Причем логика – это представление бога как он есть в вечной

сущности до сотворения природы и конечного духа.

Природа – есть инобытие духа, самобытие идеи, отказ идеи от себя, ее

бессилие.

Т.о. метафизическая идея Платона о реальном мире идей и мире теней

нашла отражение в философии Гегеля.

В русской ф. проблемами метафизики занимались славянофилы: Федоров,

Соловьев, Флоренский, Бердяев, Булгаков.

Так идеи Платона и Гегеля об устойчивости совершенства и красоты духа и

идей нашли отражение в русской философии.

В современной философии понятие метафизики часто употребляется

тождественно понятию философия.

Хайдеггер пишет: Философия есть философствование. Метафизика – это

философствование, которое пытается ответить на вопросы, что есть люди и

человек

Другая точка зрения – Метафизика – это фундаментальное событие в

человеческом бытие, ее основное понятие суть понятия, которые дает

представление нечто общего универсального.

Бердяев: « Метафизика – это философия»

21.Средневековая ф. Особенности и принципы религиозного стиля мышления.

По сравнению с античной философией, которая дала миру начало многие

философские идеи, средневековая философия сосредоточила внимание на

проблемах христианского учения и обоснования его необходимости для

понимания мира. Средневековая философия ограничивается периодом: V- XV в.в.

н.э., но первые философы работали во II в. н.э.: Афиногор, Телофил, Ириней,

Юстин.

Философия раннего христианства называлась апологетикой, т.е.

сочинениями, смысл которых был направлен на обучение основам христианства.

Они стремились развивать понятийный аппарат, в связи с чем не могли пройти

мимо трудов философов Др. Рима и Др. Греции. Первые труды, где был

использован категориальный аппарат, связан с именем еврейского философа

Филона. Его учение было пополнено школой стоиков. Философия базировалась на

боге, стоявшем между миром и создателем, который находился в

трансцендентальном мире, и для общения с человеком ему нужен посредник

(Христос). Теоретическая тема была связана с богословскими поисками, что и

обеспечило объяснение мира. Христианская философия личности ушла вперед, но

она не давала полного преодоления недостижимости бога. Филон за основу

преодоления пропасти использовал понятие «логос», который был наделен

структурным функционалием. Логос – это закон, приводящий в единство, это

определенность. Являясь, сам по себе абстракцией, он произведен от телесных

вещей. Это царство вечно умопостигаемых идей. Мир создал бог. Логос

выступает как сотворенный богом дух. После сотворения реального мира

божественный разум сделался перманентным миру. Но Филон не отождествил

логос с Христом, это было сделано после смерти Филона и это дало основание

говорить, что существующий логос воплотился в Христа. Он интерпретируется

как Бог, но понятие Бога не тождественно понятию Христа: Бог невидим, а

логос сын, который должен воплотиться в людей, чтобы они через него узнали

об отце. Развитие школы представляет Христианству систему нравственных

ценностей. Т.о. основные положения христианского нравоучения принимают

форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия,

осмысления и переработки мысленного материала, т.е. формы философского

теоретизирования и мировоззрения.

Центральной идеей философии является идея бога. Если Античная философия

– космоцентрична, то средневековая философия – теоцентрична. Реальностью

становится не природа, а сверхъестественное начало – Бог. И все

существующее определено им.

Учение о божественном пронизывая историю философии, порождает несколько

типов христианского мировоззрения:

1) креационизм – учение в соответствии с которым, признается, что Бог

создал мир не ?из чего; поддержание бытия мира есть постоянное творение

его Богом. Если воля Бога прекратится, то мир скатится в небытие.

Античные философы, не смотря на трансцендентальность, наделяли мир

творчеством. В средние века это было запрещено. Человек должен был через

духовно-нравственное заботится о спасении своей души. Спастись же можно,

уверуя всесильность Бога, и поэтому христианская философия строится на

том, что Бог не только высшее бытие, но и высшая красота и

нравственность.

2) антропоцентризм – в развитии средневековой философии. Согласно

христианскому учению Бог сотворил человека не вместе со всеми вещами. Этим

самым христианские философы хотели подчеркнуть особую роль человека в мире,

т.е. всё остальное – творение Бога, а человек – венец творения. Мы

господствующее творение на земле. Образы подобия бога составляют сущность

творения на земле. Человек должен быть добрым. Став добрым, человек ощущает

благодать, и это является центральной темой.

3) провиденциализм и эсхатология. В основе христианского учения лежит

учение о постоянной связи человека с Богом. Человек трактуется как бытие,

спасенное Христом и предназначенное для сверхъестественной судьбы.

Исторический процесс рассматривается как развитие богочеловеческого

отношения, характеризующегося с –одной стороны грехопадением, с другой –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.