оказал влияние на герменевтику через метод проникновения в феномены
индивидуального человеческого существования. Некоторые ученые отождествляют
два этих учения, но делать это неправомерно.
Гадамер заявлял - бытие - есть время. Он отверг представления об
истинном бытие как о вне временном, ибо оно представляет объективное
понимание событий независимо от исторических традиций. Фактически бытие
оказывается субъективным, реальное познание, по Гадамеру, замыкается в
своеобразном герменевтическом круге, т.е., изучая историю, исследователь
сам всегда движется вместе с ней, находится постоянно в ее круге.
Предметом философского знания в герменевтике является мир человека,
понимаемый как область человеческого общения. Именно в ней протекает
повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности,
образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и
принципы научного и философского обсуждения. Цель герменевтики - понять
человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и отчуждения
людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям
возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных
явлений, социальных институтов, исторических событий.
Герменевтика имеет дело с объяснениями или интерпретацией и
доведением до сознания различных смыслов. Таким образом, предметом
герменевтики выступает человеческий культурный мир, с его историей и
современной культурой. Философия герменевтики приобретает характер
некоторой культурологии, которую интересуют не факты, как таковые, а
интерпретация, установление и прояснение смысла. Центром герменевтики
является язык. Выражение "бытие - есть язык" означает утверждение о
лингвистическом строении мира. Гадамер утверждает, что мир в его
непосредственной первозданности нам не доступен, мы имеем дело с миром
оформленным в языке". В связи с этим, Гадамер приоритет отдавал
интерпретации, как сфере человеческого общения и культуры. Он призывал
интерпретатора обращать взор к тексту, а не к тому, что хотел сказать его
автор. Интерпретация текста или культурного бытия происходит в конкретных
условиях сегодняшнего дня, но на нее действует определенная традиция,
порвать с которой невозможно. Отсюда понимание прошлого и настоящего
зависит от интерпретатора и традиций страны. Методы герменевтики имеют
большое значение в этнических и культурно-исторических исследованиях.
40.Аналитическая философия (Фриге, Рассел, Витгенштейн)
Немецк. математик Готтлоб Фриге был одним из многочисл.
исследователей, стремившихся средствами логики усовершенствовать
математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность: согласно его
интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать
формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного
языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная
логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком -
допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму.
Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к
математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному
языку, а значит и к философии.
Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что
новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти
окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов
реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел
руководствовался 3 идеями:
– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с
объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -
задача логики.
– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,
прежде. всего в чувственных данных.
– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует
сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.
Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со
старой метафизикой.
Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась
книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более
настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в
языке, а значит именно язык есть граница мышления.
Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается
совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет
с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то
его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений
выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных
предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с
фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано
ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.
Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический
акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому
логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука
(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей
(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только
проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять
требованиям философии неопозитивизма.
ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей
аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”
(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,
языка, прообразом которого для него является язык математической логики,
как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция
есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире
свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении
знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой
логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-
гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в
виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему
“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.
лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как
“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,
существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.
Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим
позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или
матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность
и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в
работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на
лингвистическую философию.
41. Социальная ф. как наука. Системность соц-ой реальности: Маркс, Вебер,
Парсонс.
Реальность - это совокупность предметов и явлений, находящихся в
отношениях и связях между собой. Это бесконечная цепь всего существующего в
единстве и целостности. Лейбниц Вселенную сравнивал с океаном, где движение
в одной точке вызывает движение во многих точках. Эта связь носит всеобщий
характер. Принцип отношения связи тождественен организованности мира и
образующих его систем, как материальность существующего. В философии
"связь" - зависимость между явлениями и взаимообусловленность их
существования и развития. Отношение - это форма, момент всеобщей
взаимосвязи предметов и процессов. В философии это выглядит так: "все
существует само по себе и для других". Человек, иногда сознательно, а
иногда и бессознательно, нарушает всеобщую взаимосвязь явлений и процессов,
которая является основой диалектики и, одновременно совмещает в себе
принципы, законы системности. Системность ориентирована на момент
стабильности, устойчивости и гармонического соответствия в явлениях,
действительности.
Система - это внутренне организованная, на основе того или иного
принципа, целостность, в которой все элементы органично взаимосвязаны друг
с другом; она выступает по отношению к окружающим условиям и системам как
нечто единое. Элемент системы - это минимальная единица в составе данного
целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми
и сложными. Сложные системы - это такие системы, в которых элементы
рассматриваются как самостоятельные системы. Каждое явление входит в ту или
иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему.
Человек, как социальный феномен может входить в различные социальные
системы, но в толпе он находится не в системе. Характер связи, существующей
между элементами системы, фиксируется в понятии структура, как
взаимообусловленная совокупность связи элементов в системе, определяющая
собой ее качественную специфику. Структура, рассматриваемая вместе со своим
субстратом, определяет конкретное качество системы.
Элемент в составе целого выполняет определенные функции, как в целях
объединения элементов в целостную систему, так и для успешного ее
функционирования. Структура и функция обуславливают друг друга. Развитие
системы и ее изменения начинаются с перестройки функции, которая
существенным образом влияет на ее структуру. Здесь налицо соотношение формы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61