Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






оказал влияние на герменевтику через метод проникновения в феномены

индивидуального человеческого существования. Некоторые ученые отождествляют

два этих учения, но делать это неправомерно.

Гадамер заявлял - бытие - есть время. Он отверг представления об

истинном бытие как о вне временном, ибо оно представляет объективное

понимание событий независимо от исторических традиций. Фактически бытие

оказывается субъективным, реальное познание, по Гадамеру, замыкается в

своеобразном герменевтическом круге, т.е., изучая историю, исследователь

сам всегда движется вместе с ней, находится постоянно в ее круге.

Предметом философского знания в герменевтике является мир человека,

понимаемый как область человеческого общения. Именно в ней протекает

повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности,

образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и

принципы научного и философского обсуждения. Цель герменевтики - понять

человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и отчуждения

людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям

возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных

явлений, социальных институтов, исторических событий.

Герменевтика имеет дело с объяснениями или интерпретацией и

доведением до сознания различных смыслов. Таким образом, предметом

герменевтики выступает человеческий культурный мир, с его историей и

современной культурой. Философия герменевтики приобретает характер

некоторой культурологии, которую интересуют не факты, как таковые, а

интерпретация, установление и прояснение смысла. Центром герменевтики

является язык. Выражение "бытие - есть язык" означает утверждение о

лингвистическом строении мира. Гадамер утверждает, что мир в его

непосредственной первозданности нам не доступен, мы имеем дело с миром

оформленным в языке". В связи с этим, Гадамер приоритет отдавал

интерпретации, как сфере человеческого общения и культуры. Он призывал

интерпретатора обращать взор к тексту, а не к тому, что хотел сказать его

автор. Интерпретация текста или культурного бытия происходит в конкретных

условиях сегодняшнего дня, но на нее действует определенная традиция,

порвать с которой невозможно. Отсюда понимание прошлого и настоящего

зависит от интерпретатора и традиций страны. Методы герменевтики имеют

большое значение в этнических и культурно-исторических исследованиях.

40.Аналитическая философия (Фриге, Рассел, Витгенштейн)

Немецк. математик Готтлоб Фриге был одним из многочисл.

исследователей, стремившихся средствами логики усовершенствовать

математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность: согласно его

интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать

формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного

языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная

логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком -

допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму.

Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к

математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному

языку, а значит и к философии.

Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что

новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти

окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов

реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел

руководствовался 3 идеями:

– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с

объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -

задача логики.

– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,

прежде. всего в чувственных данных.

– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.

Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со

старой метафизикой.

Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась

книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более

настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в

языке, а значит именно язык есть граница мышления.

Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается

совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет

с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то

его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений

выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных

предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с

фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано

ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический

акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому

логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука

(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей

(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только

проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять

требованиям философии неопозитивизма.

ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей

аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”

(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,

языка, прообразом которого для него является язык математической логики,

как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция

есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире

свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении

знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой

логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-

гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в

виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему

“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.

лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как

“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,

существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.

Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим

позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или

матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность

и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в

работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на

лингвистическую философию.

41. Социальная ф. как наука. Системность соц-ой реальности: Маркс, Вебер,

Парсонс.

Реальность - это совокупность предметов и явлений, находящихся в

отношениях и связях между собой. Это бесконечная цепь всего существующего в

единстве и целостности. Лейбниц Вселенную сравнивал с океаном, где движение

в одной точке вызывает движение во многих точках. Эта связь носит всеобщий

характер. Принцип отношения связи тождественен организованности мира и

образующих его систем, как материальность существующего. В философии

"связь" - зависимость между явлениями и взаимообусловленность их

существования и развития. Отношение - это форма, момент всеобщей

взаимосвязи предметов и процессов. В философии это выглядит так: "все

существует само по себе и для других". Человек, иногда сознательно, а

иногда и бессознательно, нарушает всеобщую взаимосвязь явлений и процессов,

которая является основой диалектики и, одновременно совмещает в себе

принципы, законы системности. Системность ориентирована на момент

стабильности, устойчивости и гармонического соответствия в явлениях,

действительности.

Система - это внутренне организованная, на основе того или иного

принципа, целостность, в которой все элементы органично взаимосвязаны друг

с другом; она выступает по отношению к окружающим условиям и системам как

нечто единое. Элемент системы - это минимальная единица в составе данного

целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми

и сложными. Сложные системы - это такие системы, в которых элементы

рассматриваются как самостоятельные системы. Каждое явление входит в ту или

иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему.

Человек, как социальный феномен может входить в различные социальные

системы, но в толпе он находится не в системе. Характер связи, существующей

между элементами системы, фиксируется в понятии структура, как

взаимообусловленная совокупность связи элементов в системе, определяющая

собой ее качественную специфику. Структура, рассматриваемая вместе со своим

субстратом, определяет конкретное качество системы.

Элемент в составе целого выполняет определенные функции, как в целях

объединения элементов в целостную систему, так и для успешного ее

функционирования. Структура и функция обуславливают друг друга. Развитие

системы и ее изменения начинаются с перестройки функции, которая

существенным образом влияет на ее структуру. Здесь налицо соотношение формы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.