Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






различности по его мнению лежат инстинкты “чистых теоретиков” и не более

того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных

желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.

Истину он призывал доказывать чувством повышенной власти и выгодой.

Если все предыдущие умозаключения Ницше можно оспаривать, то сводить истину

к чувству не правомерно. Ницше был против господства массового сознания

мелкой буржуазии, его сверх человек совершенен, с высокими

интеллектуальными качествами.

Заратустра - это своеобразный мост между “навозом” и сверх человеком.

Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше

место бога.

Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в

“преодолении точки познания разума”.Он отвергал рациональные пути познания

жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения.

Пре6дпосылка его философии как и всей “философии жизни” отождествление ее с

переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше

существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций,

желаний, т.е. в изменении нашей психики.

Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний

образуют по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет

философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает

сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное,

познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне

познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью.

Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в

кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое

значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон считает

сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за

пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего

приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни

черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.

Бергсон делает вывод: изменчивость субстанция вещей, это поток

сознания, но именно он является первоосновой действительности. Две

способности сознания соответствующие двум возможным отношения к внешнему

миру (созерцательному - пассивному, активному - действенному). Интуитивное

т.о. он связывает с созерцательной стороной, а интеллект с действенной

стороной. Две способности сознания обеспечивают две стороны изменчивости:

1). Материальную - где существует механическое передвижение твердых

тел, они образуют материю, где господствует механический детерминизм и где

невозможно быть новому.

2). Духовная - это духовная жизнь, где идет непрерывный процесс

возникновения нового в сознании.

Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел,

знаки, символы, но не образцы.

Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с

символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается

интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то

у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно

способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть

врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.

Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону -

знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть

незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и

противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон

определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким

комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть

сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь

и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем

2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и

инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии

Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме

потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое.

И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.

36. Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи, Пирс).

Одним из направления философии в зарубежной литературе можно назвать

прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века, благодаря деятельности

трех ученых: Пирса - “Закрепление верования, “Как сделать ясными наши

идеи”; Джеймса - “Закономерность веры от воли”, “Прагматизм - начало

психологии”; Дьюн - “Принципы психологии”, “Опыт и природа”, “Психология и

педагогика мышления”.

Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением.

Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной

философией американского образа жизни.

Формирование концепции прагматизма американцы сравнивали с

“каперникайским переворотом”, полной реконструкцией философии, считая, что

прагматизм идеальный ключ к решению извечных проблем философии.

Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские

понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к

человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют

прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и

рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.

По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки

достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к

любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным

требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности

конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой

теории.

В прагматизме выделяются 3 направления:

- Пирс - он выделяет 2 доктрины:

а). “Теория сомнения веры”

б). “Теория значения”

“Теория сомнения веры”, согласно ей - это не отражает реальность в

сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е.

биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать

на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение

устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не

от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому

верованию, которое является основной функцией познающего мышления.

Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое

предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета -

опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма

- общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым

обеспечивается единство и всеобщность.

“Теория сомнения веры” обосновывает отказ от понимания познавательной

деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на

достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная

деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность,

которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория

отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры

влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера

с точки зрения прагматика - это привычка действовать.

“Теория значения”- Пирс решал задачу установить значение понятий не в

словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею

какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с

человеком. Без этого нельзя говорить о “значении” в философском смысле.

Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества

людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с

практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по

его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим,

или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть

всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Джеймс - в центр философии ставит человека, а значение всех философских

проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.

Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он

имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к

тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому,

что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению,

эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу - полезность

или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека

- это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает

целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.

По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а

верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к

вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную

иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой - помогает

комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной.

Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты

веры - суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но

объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.