различности по его мнению лежат инстинкты “чистых теоретиков” и не более
того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных
желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.
Истину он призывал доказывать чувством повышенной власти и выгодой.
Если все предыдущие умозаключения Ницше можно оспаривать, то сводить истину
к чувству не правомерно. Ницше был против господства массового сознания
мелкой буржуазии, его сверх человек совершенен, с высокими
интеллектуальными качествами.
Заратустра - это своеобразный мост между “навозом” и сверх человеком.
Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше
место бога.
Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в
“преодолении точки познания разума”.Он отвергал рациональные пути познания
жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения.
Пре6дпосылка его философии как и всей “философии жизни” отождествление ее с
переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше
существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций,
желаний, т.е. в изменении нашей психики.
Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний
образуют по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет
философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает
сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное,
познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне
познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью.
Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в
кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое
значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон считает
сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за
пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего
приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни
черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.
Бергсон делает вывод: изменчивость субстанция вещей, это поток
сознания, но именно он является первоосновой действительности. Две
способности сознания соответствующие двум возможным отношения к внешнему
миру (созерцательному - пассивному, активному - действенному). Интуитивное
т.о. он связывает с созерцательной стороной, а интеллект с действенной
стороной. Две способности сознания обеспечивают две стороны изменчивости:
1). Материальную - где существует механическое передвижение твердых
тел, они образуют материю, где господствует механический детерминизм и где
невозможно быть новому.
2). Духовная - это духовная жизнь, где идет непрерывный процесс
возникновения нового в сознании.
Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел,
знаки, символы, но не образцы.
Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с
символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается
интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то
у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно
способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть
врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.
Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону -
знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть
незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и
противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон
определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким
комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть
сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь
и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем
2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и
инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии
Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме
потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое.
И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.
36. Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи, Пирс).
Одним из направления философии в зарубежной литературе можно назвать
прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века, благодаря деятельности
трех ученых: Пирса - “Закрепление верования, “Как сделать ясными наши
идеи”; Джеймса - “Закономерность веры от воли”, “Прагматизм - начало
психологии”; Дьюн - “Принципы психологии”, “Опыт и природа”, “Психология и
педагогика мышления”.
Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением.
Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной
философией американского образа жизни.
Формирование концепции прагматизма американцы сравнивали с
“каперникайским переворотом”, полной реконструкцией философии, считая, что
прагматизм идеальный ключ к решению извечных проблем философии.
Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские
понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к
человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют
прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и
рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.
По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки
достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к
любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным
требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности
конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой
теории.
В прагматизме выделяются 3 направления:
- Пирс - он выделяет 2 доктрины:
а). “Теория сомнения веры”
б). “Теория значения”
“Теория сомнения веры”, согласно ей - это не отражает реальность в
сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е.
биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать
на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение
устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не
от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому
верованию, которое является основной функцией познающего мышления.
Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое
предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета -
опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма
- общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.
Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым
обеспечивается единство и всеобщность.
“Теория сомнения веры” обосновывает отказ от понимания познавательной
деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на
достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная
деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность,
которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория
отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры
влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера
с точки зрения прагматика - это привычка действовать.
“Теория значения”- Пирс решал задачу установить значение понятий не в
словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею
какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с
человеком. Без этого нельзя говорить о “значении” в философском смысле.
Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества
людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с
практическими последствиями действий.
Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по
его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим,
или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть
всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.
Джеймс - в центр философии ставит человека, а значение всех философских
проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.
Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он
имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к
тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому,
что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению,
эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу - полезность
или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека
- это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает
целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.
По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а
верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к
вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную
иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой - помогает
комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной.
Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты
веры - суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но
объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61