Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






Центральным понятием диалектики является понятие противоречий.

В буквальном смысле – это рассогласование в речи, высказываниях о том или

ином предмете.

В теории познания также исключающие друг друга, но одинаково доказуемые

явления получили название антимоний.

Диалектическое противоречие есть сложное выражение взаимоотношений между

противоположными сторонами, силами и тенденциями.

Противоположности одновременно и взаимно исключают, и взаимно

предполагают друг друга.

Гегель диалектическое противоречие определил как единство и борьбу

противоположностей.

В марксистской диалектике противоположности возведены в ранг основного

закона диалектики.

Качество–целостная интегральная харак-стика предмета, единства его свойств

в системе его связей с другими предметами.

Количество – разграничивает явления и предметы по степени их развития или

интенсивности присущих им свойств.

Существенным для диалектики является переход количественных характеристик

в качественные, что характеризует сложность и многообразие мира.

В современной диалектике, применительно к общественным отношениям,

переход количества в качество обозначается понятием прогресс. Кроме того,

явление прогресса и развития характеризуются понятиями отрицание и

отрицание отрицания.

Диалектическое отрицание означает связь, переход от одного состояния к

другому.

Это диалектическое отрицание представляет собой триединый процесс:

1. Преодоление старого как предпосылки нового.

2. Сохранение базовых структур, процессов и систем на основе

диалектического "снятия" предыдущего.

3. Формирование качественно новых структур и процессов путем синтеза и

аккумуляции.

Этот процесс Гегель выразил формулой тезис – антитезис – синтез.

Где ни одна из стадий полностью не повторяется на предыдущих ступенях,

хотя сохраняется в ней черты предыдущего.

Гегель развитие и прогресс представлял в форме развития не сводимой к

прямой линии.

Сложность и гибкость понятийного аппарата позволяет диалектике быть

важным средством, методом всестороннего и глубокого познания мира.

Диалектика противоположна метафизике:

1. Она не абсолютизирует те или иные идеи и принципы науки и философии.

2. Она не придерживается механистической картины мира.

3. Она не абсолютизирует чувственность в процессе познания, но и не

отрицает ее.

4. Исключает рационалистические концепции и теории, односторонность и

ограниченность мысли.

Метафизику и диалектику считают частями философии, но не во всякой

метафизике и не во всякой диалектике диалектический способ мышления.

Диалектика пронизывает философию, обеспечивает ей гибкость и свободу в

освоении мира.

Метафизика, в свою очередь, интересуется проблемами, которые являются

неразрешимыми и не могут объяснить сущность субстанции.

Метафизика, говоря о том, что человек есть мера всех вещей, не всегда

открывает для себя мир, то есть они ищут абсолют, а коль философия

занимается сутью человеческого духа, то диалектическое сознание является

необходимым для того, чтобы познать реальный мир. Именно на этом (отношении

метафизики и диалектики) некоторые ученые выстраивают концепции

нравственного отношения к миру.

Лейтмотивом средних веков стал отказ от метафизики в духе экономии

мышления, оставляющей за скобками все, что противоречит индивидуальности и

науке.

В новое время атаку на метафизику предпринял БЕРКЛИ. Его принципы –

существовать значит быть воспринимаемым. Нет ничего доступного пониманию,

кроме идеи.

Есть ум, который мыслит, и не существует субстанции, кроме человека.

Существует не субстанция тела или предмета, а объем, масса, твердость.

Абстрактные идеи он назвал иллюзиями. Причем он считал их опасными, т.к.

они ведут к созданию субстанции, находящейся вне наших отношений.

Негативное отношение к метафизике было высказано КАТТАНИО: философия идей

лишена опытного начала, а фантастическая философия бесполезна, потому что

метафизика и оторвана от наук, поэтому надо вернуться в реальный

эмпирический мир.

Не принял метафизику и позитивист КАНТ: Знать, чтобы предвидеть,

предвидеть, чтобы обладать силой (данные слова противостоят принципам

метафизики).

В этом заложена мысль:

1. Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации.

2. Вся традиционная философия должна быть упразднена.

3. В философии должен быть проложен средний путь.

Не воспринимали философию НЕОПОЗИТИВИСТЫ. К метафизике они отнесли все,

что относится за пределами опыта.

Метафизические идеи и предложения в отличие от эмпирических по мнению не

принявших метафизику, не лишены смысла.

Используя метафизические утверждения, нельзя вывести никакие ощущения,

которые бы прогнозировали будущее.

Метафизика не связана с феноменологическими знаниями, т.к. множество

различных нагромождений скрывает, по мнению Гуссерля, стабильные

очевидности. А без очевидности нет науки.

Не воспринял метафизику и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Вместо метафизической

терминологии предложил свои экзистенции, которые по их мнению

способствовали проникновению в человека (страх, трепет, тревога).

В русской философии, с одной стороны, многие строили свои воззрения,

опираясь на прошлый метафизический опыт, а с другой стороны, решая проблему

философской антропологии и социальной философии, они оставляли за скобками

все то, что характеризовало метафизические размышления и суждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Нейтральное отношение к метафизике обосновано рядом

обстоятельств:

1. Метафизика не стремилась решать проблемы, связанные с человеческим

существованием.

2. Метафизика замыкалась сама в себе и противостояла диалектике.

Но, тем не менее, в метафизике есть самое главное качество – приобщение

человека к иному миру, существующему по принципам добра, совершенства,

красоты и любви.

Таким образом, метафизика выводила чел-ка за рамки повседневного,

обыденного и клейкого, лживого, абсурдного (Камю).

Тем не менее знание метафизики, антиметафизики и неметафизики необходимо

для систем понимания мира.

12.Исторические типы философии и философствования

Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед

историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат

содержание и временные принципы.

Типология: по содержательному принципу

1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого

сущность мира и человека, сформулированы 2 направления:

1) материальное

2) идеальное

Каждое из которых представлено своими школами, имеющие собственные истоки

и традиции.

2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и

рациональное, разумное и рассудочное).

1) сенсуализм ("сенсунс" - чувство, ощущение, настаивают на чувствах и

ощущениях в процессе познания)

2) рационализм ("рацион" - разум, чувственные знания не отвергают, но

рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность

вещей)

3. расходится по линии противостояния

1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе

познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике,

интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному,

исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое

невозможно ни обосновать, ни объяснить)

2) рационализм

4. по методу познания

1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых

вещей, есть процессы)

2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в

готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)

Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как

религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и

сциентические и антисциентические (по отношению к науке).

по временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса

философского творчества. В данном случае вводится новое понятие

"исторический тип философствования", который объединяет не

единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и

направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и

свой характерный тип философствования. В античности – созерцательный,

социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного

труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл,

высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль

философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный

ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания

(интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-

мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский

религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа - выход за

пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием,

религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип

философствования. Цель которого - изменение мира, конкретными субъектами

социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший

социально-экологический тип философствования связан с учением Федорова о

регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере и теоретическим учением

Римского клуба, цель которых – сохранение мира.

13.Философия Древней Индии

В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.