Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






оппозицию науке.

Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или

субъективная трактовка понятий.

ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.

Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная

раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и

нерациональное.

Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.

Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с

искусством и художественным творчеством.

Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия,

объективируется художественным творчеством.

А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям

в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть

представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ,

для искусства изначально и естественно.

Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть

удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и

которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.

Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество

нераздельным.

Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.

Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.

Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а

выявляют сущность, подражая акту творения.

Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают

сущностно различными средствами:

в религии – вера и откровение;

в философии – разум и знание

Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это

вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без

каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.

Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые

считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл

философии.

Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью

человека, общества и природы.

Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с

убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он

пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет

оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:

1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не

духовных, а материальных потребностей людей.

2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при

наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но

и отрицают ее.

Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не

стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.

Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях

искусства и религии.

У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука –

одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается

религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг

проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.

5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы

научности философского мировоззрения.

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях.

Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х

вопросов:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная

функции философии.

Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.

Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов

познания.

Философия познания имеет 2-а аспекта:

1) вопросы познаваемости мира;

2) познание самого знания

Гносеология – знание о знании.

Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.

Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в

нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед

решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом

процессе познанного и непознанного.

Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие

границ в познании.

Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам,

которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций,

ощущений.

Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для

философских учений, провозгласивших философию – нравственной

деятельностью.

В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия

людей, направленные на нравственность.

Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.

Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии

взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.

Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:

1.положительные и отрицательные;

2.нормативные и предписывающие, оценочные;

3.материальные и духовные

В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все

то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.

Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.

Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью

человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные

отношения сущностно влияют на ценности.

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования.

В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий

быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом

мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.

Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его

функция.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать

никому своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе

миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия.

Именно античная концепция идеи оценивается сегодня, как смыслообразующая

основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает

подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным,

фундаментальным, сущностным знанием.

Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека

перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать?

На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает

человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.

Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое

прекрасное и безобразное, что истина и творчество?

Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется,

осмысливает социокультуру на более высоком уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.