оппозицию науке.
Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или
субъективная трактовка понятий.
ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.
Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная
раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и
нерациональное.
Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.
Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с
искусством и художественным творчеством.
Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия,
объективируется художественным творчеством.
А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям
в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть
представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ,
для искусства изначально и естественно.
Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть
удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и
которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.
Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество
нераздельным.
Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.
Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.
Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а
выявляют сущность, подражая акту творения.
Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают
сущностно различными средствами:
в религии – вера и откровение;
в философии – разум и знание
Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это
вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без
каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.
Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые
считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл
философии.
Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью
человека, общества и природы.
Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с
убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он
пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет
оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:
1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не
духовных, а материальных потребностей людей.
2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при
наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но
и отрицают ее.
Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не
стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.
Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях
искусства и религии.
У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука –
одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается
религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг
проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.
5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы
научности философского мировоззрения.
Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях.
Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х
вопросов:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная
функции философии.
Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.
Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов
познания.
Философия познания имеет 2-а аспекта:
1) вопросы познаваемости мира;
2) познание самого знания
Гносеология – знание о знании.
Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.
Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в
нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед
решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом
процессе познанного и непознанного.
Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие
границ в познании.
Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам,
которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций,
ощущений.
Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для
философских учений, провозгласивших философию – нравственной
деятельностью.
В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия
людей, направленные на нравственность.
Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.
Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии
взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.
Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:
1.положительные и отрицательные;
2.нормативные и предписывающие, оценочные;
3.материальные и духовные
В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все
то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.
Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.
Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью
человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные
отношения сущностно влияют на ценности.
Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она
решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти
и жизни, смысла истории и человеческого существования.
В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.
Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,
включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,
оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает
организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся
осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Уровни мировоззрения:
- жизненно-практический (обыденный);
- теоретический (интеллектуальный)
Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.
Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий
быта, национальность.
В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие
теоретическое освоение мира.
В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и
миропонимание.
Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и
теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом
мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.
Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.
Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.
Ценностные ориентации – формируют идеалы.
Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для
всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными,
эстетическими, религиозными).
Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,
социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его
функция.
Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о
методологической функции.
Методология – учение о методе.
Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и
субъективное.
Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и
деятельности.
Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от
конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам
Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.
Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть
выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения
объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать
никому своей воли.
Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс
знания мира и человека.
Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе
способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика
выступает в качестве любой конкретной науки.
В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь
опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.
6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе
миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия.
Именно античная концепция идеи оценивается сегодня, как смыслообразующая
основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает
подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным,
фундаментальным, сущностным знанием.
Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека
перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать?
На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает
человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.
Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое
прекрасное и безобразное, что истина и творчество?
Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется,
осмысливает социокультуру на более высоком уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61