Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






жизни и знания. «Пережить» что-либо - значит знать объект изнутри в силу

своей объединенности с ним в общей жизни. То, что мы познаем в переживании,

как бы само открывает себя нам. В отличие от знания-переживания знание-

мысль есть итог бесстрастного внешнего наблюдения бытия, а потому оно

недостаточно. Бытие можно постичь, если соединить рациональное и

трансрациональное. Однако полное постижение бытия невозможно. Непостижимое

окружает человека со всех сторон. В антропологии Франк исходит из

духовности как основы человеческого бытия. Внутренний мир человека — это

особая реальность, состоящая из переживаний душевных (чувства, связанные с

физическим ощущением удовольствия, страха и т.д.) и духовных (подлинное

содержание моего «я», связанное с трансцендированием, достижением

трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям. Богу).

Для истинного человека приоритетным оказывается реальность его духовного

внутреннего мира в сравнении с эмпирическим материальным бытием. Внешний

мир — неглавная детерминанта подлинного бытия человека. В понимании

общества он признает первичной его духовную основу: солидарность, свободу,

служение. Движущей силой истории выступает человек как душевно-духовное

существо, вмещающее в себя одновременно и идеи, и материальные потребности.

Конечное назначение общественной жизни — «обожение» человека, т.е. возможно

более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты

Божественного мира или развитие человеческого духа в его способности

проявлять любовь. К основным формам бытия относятся:

1. бытие вещей, явлений;

2. бытие человека;

3. бытие духовного;

4. бытие социального.

Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо

проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны,

бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть

созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-

исторического характера и пространственно-временного существования

человека.

Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому

он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по

сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и

мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное

многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или

индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это

необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи,

убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно. Бытие человека –

сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и

противоречивостью бесконечного общего бытия.

ДУХ — перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов

«spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух»,

«дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая

может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (Гете:

«Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — дух»); сущность Бога: «Бог есть

дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух;

идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр.

дух эпохи Гете, народный дух, корпоративный дух (см. также Esprit).

Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как

противоположного природе сложилось в период романтики и идеализма, а

особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла,

соединяющий небо и землю, добро и зло». Дух не является противником души,

хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа,

подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь,

возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем,

он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух

нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни

совершенствовать человеческой вид посредством жестокости, заключающейся в

том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в

продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает

страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь

не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом.

Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный

дух), как общий дух (объективный дух) « как объективированный дух -

совокупность завершенных творений духа). В то время как душевное так тесно

включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об

руку с последним, и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое

по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность

стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не

может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми

гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и

побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по

определенному типу, с психологической закономерностью. Дух имеет свои

закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии. Он

автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансцендентального

является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др.

сферу для его развития.

Личный дух становится самим собой благодаря обританию индивида в область

объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую

может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание

есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое

существо, отличающееся своей духовностью, т. е. своим свободным

существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи

как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми

господствуют непосредственные суждения. Личный дух живет благодаря связям с

духовной общностью объективного духа. Как носителем личного духа является

психический склад индивида. Объективный дух связан с личным духом

посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с

объективированным духом — посредством истории духа. Объективный дух можно

понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом.

То, что является продуктом единичного духа и «то что составляет ценность

последнего, является результатом его отношения к объективному духу,

благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективного духа мы

называем личностью. Напр., объективным духом какого-либо народа является

то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» — это совокупность

возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном

состоянии, к которому, согласно Николаю Гартману («Das Problem des

geistigen Seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют

производство и техника, господствующие нравы, действующее право,

господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма

воспитания и образования, господствующий тип взглядов, задающий тон вкус,

мода на направление искусства и художественного понимания, место и

состояние познания, господствующее мировоззрение в любой форме (религия,

миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется

там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и

суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе — в

произв. науки и искусства — мы снова познаём живой дух, который их создал;

он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности)

можем принимать в них участие. Духовные блага, т. о., одновременно могилы и

источники живого духа. Гегель говорит также и об абсолютном духе,

независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с

чистым божественным духом, рассматр-мым как идеальное целое.

ДУХ ВРЕМЕНИ (нем. Zeitgeist) -согласно Гегелю, развертывающийся в истории

объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой

эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. Дух времени

рассматривается как преобладающая духовная сторона эпохи: «Если какая-

нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над

ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и

затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет

сущность данного промежутка времени».

ДУХ ИСТОРИИ – научн. метод, рассматр-щий историю культуры как историю

духа, порождающего культуру. См. также Дух, Культура.

ДУША (греч. psyche, лат. anima) — в обычном словоупотреблении

совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа,

особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души:

душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с

организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная

душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология. До нового

времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При

возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось

наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало

(потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над

кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие

смертельного ранения и т.д.) привели к тому, что в ней видели носительницу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.