Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Конституционный закон отличается особым, усложненным порядком принятия, тесной органической связью с Конституцией, конкретным обозначением в тексте Конституции, более высокой юридической силой. Согласно ст.76 п.3 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. В тексте Конституции РФ 1993 г. в 14 случаях упоминается о федеральном конституционном законе и в более 40 случаях о федеральном законе.

В Конституции РД нет прямой нормы, предусматривающей издание Республиканского конституционного закона. Конституция РФ не регламентирует формы законодательных актов, которые вправе принимать субъект Федерации по вопросам собственной компетенции. Конституция РФ не запрещает издание республиками конституционных законов. Конституционные законы предусмотрены в Конституциях некоторых республик, например, в п.3 ст.89 Конституции Республики Мордовия, в ст.5 Конституции Республики Саха (Якутия) 1.

Представляется, что в Республике Дагестан могли бы издаваться республиканские конституционные законы (РКЗ), направленные на обеспечение стабильности органов государственной власти, к примеру:

1)                            О Конституционном Собрании РД;

2)                            О выборах Главы государства (Республики);

3)                            О Правительстве Республики Дагестан;

4)                            О Парламенте Республики Дагестан;

5)                            О Конституционном Суде РД;

6)                            О порядке назначения (избрания) на должность мировых судей в Республике Дагестан и т.д.

В соответствии со ст.81 Конституции РД законы и постановления Народного Собрания РД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РД. Это есть общее правило. В случае издания в Республике Дагестан республиканских конституционных законов процедура их принятия должна быть более сложной, они должны приниматься квалифицированным большинством 2/3 или 3/4 от общего числа депутатов. Принятые таким образом законы не подлежат отлагательному вето Председателя Государственного Совета РД – главы государства.

Совершенствование законодательства – это объективный процесс общественного развития. Актуальность данного вопроса заключается и в том, что законодательство – это один из государственно-правовых признаков РД, характеризующий его конституционно-правовой статус, поэтому совершенствование законодательства  есть и повышение правового статуса РД. В этом плане Российская Федерация не ограничивает субъекты Федерации (РД) в избрании формы правового акта (республиканские конституционные законы или принятие кодексов). Но такие правовые акты должны издаваться с соблюдением принципа обоснованности такого выбора, достаточности такого материала.

Многие субъекты Федерации принимают правовые акты в форме кодексов. Например, Лесной кодекс имеют Саратовская и Иркутская области. Оригинальным является изданный в Воронежской области – Избирательный кодекс, а в Ставропольском крае – Иммиграционный кодекс.

Принимаемые в регионах законы в форме основ и кодексов не всегда специфичны, они дублируют федеральные кодексы и охватывают небольшой нормативный материал, т. е. их принятие   не обусловлено необходимостью1.

Поэтому необходимо учитывать, что не всегда обосновано использование наименования «кодекс» для акта, «который ни по содержанию, ни по уровню законодательного обобщения не может претендовать на такую форму»2.

Вышеуказанные требования необходимо соблюдать при издании кодифицированных законодательных актов в Республике Дагестан.

15. Важной конституционной новеллой, которая существенно расширяет правовой статус РД, является положение ст. 77 Конституции РФ, согласно которому система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно /самостоятельность в сфере государственного строительства/ в соответствии с основами конституционного строя РФ  и федеральным законом об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края разъяснено , что «конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти»3. При этом не разъясняется, что понимается под словом «в основном». Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ только в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ , т.е. в остальной части органы исполнительной власти субъектов Федерации самостоятельны. Самостоятельны органы государственной власти РД по тем вопросам, по которым осуществляют собственное правовое регулирование /принятие бюджета и т.д./. Далее, в Конституции РФ не упоминается о взаимоотношениях с законодательной властью субъектов Федерации. Поэтому данное положение  является дискуссионным, не бесспорным.

В своем особом мнении член Конституционного Суда РФ Н.В. Витрук отметил, что  «соблюдение основ конституционного строя  и общих принципов, установленных федеральным законом, не означает копирование федеральной  схемы  взаимоотношений  законодательной и исполнительной властей, установления единообразия для всех субъектов Российской Федерации"1.

В своем особом мнении по тому же делу член Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев также отметил: «Конституционный принцип разделения властей /ст10 Конституции РФ/  не означает, что все субъекты РФ должны исходить из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти… федеральное конституционное право и конституционное право субъектов Федерации должно иметь не максимум, а минимум однородности»2.

Органами государственной власти  Республики Дагестан являются: Народное Собрание РД, Государственный Совет РД, Правительство РД, которые по структуре, механизму образования, компетенции  отличаются от аналогичных органов государственной власти других субъектов Федерации. Это и есть реализация самостоятельности на практике.

Суть схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной властей субъекта Федерации  образно замечена  в следующих словах: "Каковы  отношения губернатора с региональными законодательными учреждениями, таковы и уставы регионов России"3, то есть объем полномочий  той или иной ветви власти зависит от соотношения политических сил в регионе.

16.  Как повышение правового статуса субъекта Федерации /РД/ необходимо расценивать законодательное закрепление принципа "конкурирующей компетенции"1 по вопросам совместного ведения  Российской  Федерации и ее субъектов. Сущность данного принципа заключается в том, что по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов в случае отсутствия /не издания/ федерального  закона, субъект Федерации – Республика Дагестан - может принять собственный нормативный акт, который приводится в соответствие с федеральным законом  по принятии федерального закона. Такое право субъекта  Федерации вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений  Устава - Основного  закона – Читинской области от 1 февраля 1996г2.


17. Существенным новшеством в правовом статусе Республики Дагестан  явится введение института мировых судей. В Дагестане, как и на территории России, в советский период истории развития не был предусмотрен институт мировых судей. Порядок назначения, структура, компетенция мировых судей должна быть регламентирована федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации , в том числе и законом Республики Дагестан.


18. Важное значение имеет  то, что впервые на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы народовластия – органов местного самоуправления. Последние составляют одну из основ конституционного строя (ст.8 Конституции РД и ст.12 Конституции РФ).

Признание и гарантирование местного самоуправления имеет большое значение, поскольку местное самоуправление включает в себя различные территориальные формы непосредственной демократии (сходы, собрания граждан, местные референдумы), посредством которых решаются вопросы местного значения.

Таким образом, в затронутом вопросе дан сравнительный анализ правового статуса РД на современном этапе, обобщены наиболее важные изменения, которые  характеризуются как   расширение  правового статуса РД ,обоснованы отдельные положения, которые, по мнению автора, способствовали бы дальнейшему повышению правового статуса РД.

 

Глава II. Государственно-правовые признаки Республики Дагестан как государства на современном этапе, и пути совершенствования и повышения правового статуса Республики Дагестан

§1. Государственно-правовые признаки Республики Дагестан как государства на современном этапе


С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связаны и другие признаки государства. Важнейшими среди них являются: монополия на принудительную власть в отношении населения; суверенитет государственной власти; наличие Конституции и законодательства, высших органов государственной власти; гражданство; налоги; государственная символика и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.