Некоторыми направлениями решения проблемы участия коренных малочисленных народов в управлении государственными делами являются:
- придание особого статуса общественного объединения коренным малочисленным народам как не противоречащей ч.2 ст.4 Федерального Закона «Об общественных объединениях»;
- вывести общественные организации и движения названных народов (имеется в виду созданные на основе членства по национальному признаку (примечание Ч.И.)) из-под запрета на их участие в политической жизни, работе органов государственной власти и местного самоуправления;
- учреждение специализированных структур, представляющих коренные малочисленные народы в законодательных органах – палате (ассамблее) Национальностей;
- образование национальных избирательных округов и округов с меньшей численностью в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.
По нашему мнению, двухпалатная структура парламента способна эффективно разрешать разногласия между различными национальными и социальными группами. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, снятию остроты политических и региональных противоречий, тем самым способны обеспечивать и стабильность в республике.
Мировой опыт показывает, что парламенты почти всех стран, за отдельными исключениями, состоят из двух палат.
Двухпалатная структура парламента – относительно новое явление в России, возникшее в 1990г., когда в составе Верховного Совета были образованы – Совет Республики и Совет Национальностей, имеющие единый руководящий орган – Президиум.
Законодательные Собрания некоторых зарубежных Федераций имеют двухпалатную структуру. Например, США, за исключением штата Небраска.
Государственно-правовая практика Российской Федерации показывает, что в некоторых субъектах Федерации парламенты имеют двухпалатную структуру (парламент Кабардино-Балкарской республики, Государственное Собрание (Курултай) Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Карелии, Свердловская областная Дума).
Такая практика, обеспечивающая двойное представительство народа в парламенте путем прямого пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права и через равное, но независящее от численности населения представительство, которое учитывает региональные особенности, имеет только положительные последствия.
Считаем обоснованной внесение следующей поправки в ст. 71 Конституции РД: «Народное Собрание – парламент РД состоит из двух палат – Палаты Республики и Законодательной Палаты», с одновременным внесением изменений, касающихся порядка их образования и компетенции.
Таким образом, как учреждение поста всенародно избираемого главы государства – Президента РД, так и закрепление двухпалатной структуры парламента РД, позволит «реализовывать задачи создания государственной власти, отвечающей требованиям демократии и эффективности, с одной стороны, и приспособленной к специфике региона – с другой»1.
До ХХ века, в Дагестане не было единого государства, существовали лишь разрозненные государства: нуцальство Хунзахское, шамхальство Казикумухское, уйцимийство Кайтагское и др.1
Становление и развитие Дагестанской АССР (РД) началось в 1921 г.,
Первая Советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г. - закрепила право национально-территориальных государственных образований объединиться в автономные союзы, входящие в Россию на началах федерации.
13 ноября 1920 г для рассмотрения вопроса о создании советской государственности у дагестанских народов, был созван съезд народов Дагестана. Съезд одобрил автономию Дагестана .
В соответствии с решением Съезда народов Дагестана ВЦИК 20 января 1921 г. принял Декрет об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Согласно Декрету Автономная Дагестанская Советская Социалистическая Республика образовывалась как часть РСФСР.
5 декабря 1921 г. съезд утвердил проект Конституции Дагестанской АССР. Эта Конституция явилась первым в истории Дагестана основным законом его. Она закрепила основы правого положения Республики, ее суверенные и другие права. Таким образом, по Конституции 1921 г. Республика Дагестан имела достаточно широкие полномочия: утверждение, изменение и дополнение Конституции республики, общее административное деление республики, общегосударственное законодательство, судопроизводство, уголовное и гражданское законодательство, право амнистии, право назначения, смещения членов СНК, утверждение Председателя СНК, право предоставления политического убежища, право на наличие автономных наркоматов, установление мер, весов и денег /хотя и по согласованию с РСФСР/ и другие полномочия.
В 1922г в связи с образованием СССР были приняты новые конституции союзных и автономных республик. 5 апреля 1927г. VI Вседагестанским съездом Советов была принята новая Конституция ДАССР. Важным новшеством явилось четкое определение правового положения республики как субъекта Российской Федерации и как государства, входящего через нее в состав СССР.
В Конституции была специальная глава "О взаимоотношениях Дагестанской ССР с РСФСР и Союзом ССР в области законодательства и управления".
Но в новую Конституцию были внесены существенные изменения, которые выражались в ограничении прав, самостоятельности республики при осуществлении государственной власти. Теперь республика не имела права принимать и изменять свою Конституцию самостоятельно, соответствующие акты республики приобретали силу после их утверждения федеральными органами. Из Конституции были исключены предусмотренные прежней конституцией полномочия республики по осуществлению общегосударственного законодательства, судопроизводства, уголовного и гражданского законодательства. Право общей амнистии республика по новой Конституции была вправе осуществлять в соответствии с политикой РСФСР в этом вопросе после рассмотрения актов об амнистии Президиумом ВЦИК. Право частной амнистии (помилования) республика была не вправе осуществлять в отношении осужденных судами республики граждан за контрреволюционные преступления и приговоренных к высшей мере наказания - за иные преступления.
Таким образом, Конституция 1927 г. значительно урезала права республики. Несмотря на это, центр был недоволен даже с тем, что республика имела такие ограниченные права, сводившие почти полностью «на нет» самостоятельность республики. Этим можно объяснить то, что Конституция ДССР 1927 г., как и конституции других республик в составе РСФСР, остались не утвержденными федеральными органами, хотя эти конституции фактически действовали.
Самостоятельность республики еще больше была ограничена, когда она вошла в состав Северо-Кавказского края (1928-1936 гг.). Процесс централизации государственной власти и унитаризации усилился в 30-е годы. Унитаризация государственного устройства СССР и РСФСР получила законодательное закрепление в Конституции СССР 1936 г. и в конституциях РСФСР и автономных республик, в том числе Дагестанской АССР 1937г.
Согласно новой Конституции РСФСР каждая автономная республика имела свою конституцию, но построенную в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР. Республиканские конституции и внесенные в них изменения вступали в силу после утверждения Верховным Советом РСФСР.
Права республик в области законодательства не были конкретизированы в конституциях.
Конституция Дагестанской АССР, принятая Чрезвычайным XI съездом Советов республики 12 июня 1937 г., закрепила новый правовой статус ДАССР, который выражался в значительном его понижении. Согласно ст. 13 Конституции Дагестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. Вне пределов ст. 13 Конституции СССР и ст. 12 Конституции РСФСР, ДАССР осуществляла государственную власть на автономных началах. Это конституционное положение, по существу, делало непонятным правовой статус республики. Республика Из Конституции было неясно, считалась ли республика суверенным государством и субъектом РСФСР. . Тем более понятие "автономные начала" применялось также к осуществлению государственной власти автономными областями и национальными округами. Фактически "автономные начала" при осуществлении государственной власти оказались прикрытием отсутствия самостоятельности республик в процессе осуществления государственной власти.
Наиболее существенным ограничением самостоятельности, понижением правового статуса республики явилось упразднение деления наркоматов на объединенные и автономные. С момента принятия указанной Конституции все без исключения наркоматы (с 1946 г. - министерства) и ведомства по вертикали подчинялись наркоматам (министерствам), ведомствам РСФСР. Это практически означало, что ни в одной области государственной жизни республика не имела права осуществлять государственную власть, решать соответствующие вопросы вполне самостоятельно.
Определенные изменения в правовом положении республики произошли с принятием Конституции СССР 1977 г., Конституций РСФСР и ДАССР 1978 г. Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г., а Конституция Дагестанской АССР - 30 мая 1978 года.
Правовой статус Республики Дагестан, как и других республик в составе РСФСР, в определенной мере повысился по новым конституциям. Согласно ст.78 Конституции РСФСР и ст.64 Конституции ДАССР предусматривалось, что Республика Дагестан вне прав Союза ССР (разумеется, до ее упразднения) и РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Конституция республики принимается Верховным Советом (с 1990 г. Съездом народных депутатов) республики и не нуждается в утверждении высшим органом государственной власти РФ. Председатель Совета Министров Республики (как глава правительства и любой другой республики) по должности входил в состав Совета Министров РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32