Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






опыт и разработать на этой основе проекты «модельных» законов.

По нашему мнению, не бесспорным являются предложения относительно введения поста Президента РД, выбираемого не путем всенародного голосования, а косвенным путем. В настоящее время , по истечении времени, можно говорить о том, что формулировка выносимых на референдум вопросов была неполной, из-за  чего не представлялось возможным выяснить и учесть истинное мнение дагестанского народа по вопросу введения поста Президента в республике, если да – то каким путем.

Как нам представляется, высказываемое по указанному вопросу мнение о возможности формирования поста Президента  представительным органом власти  является не приемлемой для Республики Дагестан  по следующим основаниям.

Во1-х,  избрание Президента представительным органом недопустимо, поскольку тем самым нарушается принцип разделения властей (избрание председателя парламента и президента одним и тем же органом).

Во-2-х,  косвенные выборы – выборы президента выборщиками с участием парламента – Конституционным Собранием или иным специально созываемым органом, в сравнительно-демократическом плане ничем не отличается от действующего способа формирования Государственного Совета РД. По существу, данная схема означает упразднение Государственного Совета РД как коллегиального органа, возглавляющего исполнительную власть и переименование должности Председателя Государственного Совета РД – в Президента РД;

В-3-х,  дважды (В 1991; 1993 г.г. ) на референдуме по вопросу об учреждении поста всенародно избираемого Президента РД народы Дагестана подавляющим большинством высказались «против». Обусловлено это, прежде всего, недостаточным пониманием сути института Президента  - как нового органа в системе органов государственной власти РД и необходимостью достаточного переходного периода, недостаточной развитостью (институтов) форм, осуществляющих контрольные  функции со стороны населения. Нормативных актов, направленных на регулирование форм непосредственной демократии в период деятельности выборных должностных лиц пока нет. В соответствии с Законом РФ от 27.04.93 г. в редакции от 19.02.95г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», граждане вправе обжаловать действия и решения государственных органов и должностных лиц.

Представляется, что в формах контроля за деятельностью Главы республики первостепенное значение имеет:

-         расширение гласности посредством периодических отчетов;

-         расширение и усиление контрольных функций со стороны Народного Собрания и т.д.;

г) формирование института Президента всеобщими, прямыми выборами по способу наиболее демократично, чем косвенные выборы. В большинстве субъектах Федерации именно таким способом избирается глава субъекта;

д) наличие достаточной нормативной базы для введения института Президента (Конституция РФ; Закон РФ №5005 - 1999г. и Закон РФ за №3176 -  1999г.), независимо от результатов вышеуказанных  референдумов.

О преимуществах всенародного избрания главы субъекта Федерации указывается и в Постановлении Конституционного Суда РФ по Алтайскому делу: «Высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно» 1.

Далее, в соответствии с Законом РД от 19.03.1998г. о внесении изменений в ст.14 Закона РД «О Государственном Совете РД» одно и то же лицо не может быть избрано на должность Председателя Государственного Совета более чем на два срока подряд. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что аналогичные положения не внесены в Конституцию РД, являющуюся основным источником правового статуса Председателя Государственного Совета РД. Поскольку Конституция не устанавливает вышеназванного ограничения, в недалеком будущем возможны спорные ситуации, для предотвращения которых правомерно инициировать внесение поправок к Конституции РД 1994 г., в соответствии с установленной процедурой.

В действительности же Закон РД от 19.03.1998г. о внесении изменений в ст.14 Закона РД «О Государственном Совете РД» принят на основании конституционной поправки в ст. 93.  Согласно ст. 93 Конституции РД: «Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Председателя Государственного Совета более чем на два срока подряд» 2.

Поправку в указанную статью необходимо инициировать по следующим соображениям: действующая редакция названной статьи не дает четкого и ясного ответа на вопрос, как быть с избранием на следующий срок (после истечения двух сроков) в случае:

а) изменения, «трансформации» наименования должности Председателя Государственного Совета РД на должность Президента РД (Председателя РД);

б) изменение способа формирования института Главы государства (республики).

По нашему мнению, одно и то же лицо не может быть избрано Главой государства, (республики) независимо от изменения способа занятия этой должности и изменения ее названия, поскольку в противном случае нарушаются основы республиканской формы правления – выборность и сменяемость.

В связи с этим ч.2 ст.93 Конституции РД предлагаем в следующей редакции, соответствующей демократическим нормам права:

«Одно и то же лицо не может быть избрано на должность главы государства РД более чем на два срока подряд, независимо от изменения способа ее занятия, формирования и наименования».

На наш взгляд, как и Конституция РФ 1993 (ст.81), так и Конституция РД 1994г. (ст.93) не дает представления о том, что понимается под двумя сроками подряд. Допускается ли избрание на следующий срок в случае досрочного прекращения полномочий вновь избранным главой государства (смерть, отрешение от должности, добровольная отставка, отставка по болезни), например, в течение месяца после вступления в должность.

 Как быть при инициировании такой ситуации, как результат реализации избирательной и политической технологии, связанной с избирательной кампанией. Данный вопрос является актуальным при формировании института главы государства, избираемого косвенно, выборщиками специально созываемого органа. Это один из способов формального соблюдения требования закона о запрете занятия должности главы государства более чем на два срока подряд. Во избежание этого и в целях внесения ясности и четкости, а также обеспечения соблюдения демократических правовых норм преемственности власти, предлагаем внести поправку в ст.93  Конституции РД следующего содержания: «Лицо, дважды подряд избранное на должность главы государства, может быть избрано на эту должность не ранее, чем через четыре года, то есть по истечении следующего конституционного срока».

9. Выборный орган – Председатель Государственного Совета (Президент РД, Председатель РД) будет иметь более высокий статус.

Избрание главы государства на всенародных выборах повышает роль, значение, авторитет, ответственность и независимость института высшего должностного лица республики (Президента, Председателя). Это будет способствовать повышению эффективности осуществления функций государства, оперативному и своевременному разрешению вопросов государственного значения, требующих безотлагательного рассмотрения.

10. Всенародно избранный глава государства (Президент РД) как гарант Конституции и соблюдения прав и свобод человека и гражданина «может способствовать надлежащим образом укреплению законности, правопорядка, единства дагестанского народа, правильному регулированию национальных отношений, согласованной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления».

С учетом вышеизложенного предлагаю внести изменения в главу 5 Конституции РД, именуемой «Государственный Совет».

Суть этих изменений заключается в конституционном закреплении всенародно избираемого Президента РД, то есть изменение формы республиканского правления. Способ избрания всенародно избираемого президента является более демократичным, чем действующий порядок формирования Государственного Совета РД.

В связи с внесением этих изменений Республика Дагестан из парламентской республики станет республикой «полупрезидентской» формы правления, что прогрессивно.

Предлагаем изменить наименование главы 5 Конституции РД «Госсовет» - на «Президент РД».

Ст.87 предлагаем в следующей редакции:

«Президент РД является главой государства».

Ст. 88 «Президент РД избирается сроком на четыре года гражданами РД на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Далее, во всех статьях данной главы словосочетание «Государственный Совет» необходимо заменить – на «Президент РД».

Для введения поста Президента РД необходим, по нашему мнению, четырехлетний переходный период. В переходный период считаем возможным сохранить институт Государственного Совета РД, но с изменением порядка избрания Председателя Государственного Совета РД – главы государства РД. Председатель Государственного Совета РД должен избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, автором обоснованы преимущества изменения формы республиканского правления, исследованы проблемы изменения формы республиканского правления, обоснованы преимущества учреждения поста Президента РД, избираемого на всенародных выборах, предложены и обоснованы конкретные новые варианты избрания главы государства РД.


3. О двухпалатной структуре парламента – Народного Собрания РД

В соответствии со ст.71  Конституции РД Народное Собрание – парламент РД – представительный и законодательный орган государственной власти. Народное Собрание РД состоит из 121 депутата, избираемых прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на четыре года.

Народное Собрание собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания не менее двух третей установленного числа депутатов. Народное Собрание  собирается на сессии не менее одного раза в месяц, за исключением периода парламентских каникул.

Внутренним руководящим коллегиальным органом является Президиум Народного Собрания РД, в состав которого входят Председатель Народного Собрания РД, его заместители, председатели комитетов.

Часть депутатов (32) в Народном Собрании работают на постоянной основе.

В Народном Собрании гарантируется представительство всех народов, в том числе путем образования национально-территориальных избирательных округов.

В разных субъектах по-разному именуются представительные органы государственной власти – парламенты. Неодинаков и срок их полномочий, структура, порядок образования избирательных округов и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.