Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






- постоянные комитеты;

- депутатские группы и фракции;

- секретариат и т. д.

б) порядок формы деятельности и организации работы Народного Собрания РД, а также его компетенция.

В Конституциях некоторых республик в составе РФ указано, что порядок и формы деятельности парламента определяются специальным законом о них.

К примеру: Закон Республики Алтай «О Государственном Собрании - Эл Курултае Республики Алтай»; Закон Республики Бурятия «О Народном Хурале Республики Бурятия»; Закон Карачаево-Черкесской Республики «О Народном Собрании Карачаево-Черкесской Республики»; Закон Республики Коми «Об обеспечении деятельности Государственного Собрания»1.

С учетом изложенного  предлагается  дополнить  статьей  73-1   главу 4 Конституции РД следующего содержания: «Компетенция, порядок и формы деятельности (организация работы) Народного Собрания РД определяются Конституцией РД, Законом о Народном Собрании РД и его Регламентом».

8. В ст.72 во взаимосвязи с ч.4 ст.78 Конституции РД также необходимо внести поправки следующего содержания, что Народное Собрание РД является постоянно действующим органом, где определенная (определить, какая именно) часть депутатов работает на постоянной профессиональной  основе. Аналогичные нормы имеются и в Конституциях других республик в составе РФ.

Так, ч.1 ст.70 Конституции Марий Эл гласит: «Государственное Собрание является постоянно действующим органом и осуществляет свою деятельность в форме сессий и заседаний постоянных комиссий»2.

Согласно ст.79 Конституции Мордовии: «Государственное Собрание Республики Мордовия состоит из 75 депутатов, работающих, как правило, на непостоянной основе».

9. Правом депутатской неприкосновенности, связанной с исполнением ими депутатских полномочий в соответствии  с.ч.1 ст.75 Конституции РД, обладают депутаты Народного Собрания РД.



Постановлениями Конституционного Суда РФ (от 30.11.95 и от 10.12.97 г.г.)  признаны не соответствующими Конституции РФ и не подлежащими исполнению нормы о неприкосновенности депутатов субъектов Федерации в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального права (дела о проверке конституционности ст.ст.23, 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы) 1 и отдельных положений Устава (Основного закона) Тамбовской области 2.


Как нам представляется,  на сегодняшний день назрела необходимость четкого регулирования положений правового статуса депутатов  субъектов  РФ в специальном  Федеральном Законе , посвященном регламентации принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  власти в субъектах Российской Федерации.

В указанном  законе должны быть четко определены «границы» « депутатской неприкосновенности»,  в частности , нераспространение такой неприкосновенности  на действия депутатов, связанные с  преступлениями  против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.


Необходимо, на наш взгляд, также законодательное закрепление в специальном законе РФ  положений  о предоставлении права  субъекту РФ решить вопрос о снятии неприкосновенности со всех депутатов.




По нашему мнению, более четкой и ясной была бы следующая редакция ч.1 ст.75 Конституции РД:  «Депутаты  Народного Собрания Республики Дагестан не обладают депутатской неприкосновенностью. Надзор за следствием и производством административных дел в отношении депутатов Народного Собрания Республики Дагестан  осуществляет непосредственно прокурор Республики Дагестан».

 В пользу данной редакции можно привести еще ряд доводов:

-            обеспечивает равенство граждан перед Законом, независимо от исполнения  ими депутатских полномочий;

- соответствует содержанию представительных органов, поскольку депутатов избирают, в частности, для принятия и совершенствования законов и посредством этого управлять государственными делами, а  не для того, чтобы они нарушали Закон;

-             соответствует ст. 14 названного выше закона и послужит дополнительной гарантией качественному  обновлению депутатского корпуса при следующих выборах.


10. Ст. 81 Конституции РД посвящена полномочиям Народного Собрания РД.

Некоторые пункты данной статьи нуждаются в уточнении формулировок для придания определенности и конкретности вопросам, находящимся в ведении парламента республики, в этих целях полагаем необходимым дополнить данную статью Конституции РД теми пунктами, полномочия которых практически и юридически находятся в ведении парламента.

Так, согласно п. 20 ст.81 Конституции РД к ведению Народного Собрания относится «официальное толкование законов РД», более точной явилась бы формулировка: «толкование Конституции РД, законов и других правовых актов, принятых Народным Собранием  РД».


11. Закрепление на конституционном уровне следующих поправок в ст.81 Конституции РД, посвященных полномочиям парламента, способствовало бы укреплению законности в республике, т.е. в ведение Народного Собрания  также должны включаться:

-обеспечение соответствия Конституции РД и законов РД Конституции РФ и федеральным Законамам (данные полномочия вытекают из ст.72 Конституции  РФ);

-участие совместно с Государственным Советом и Правительством РД в осуществлении контроля за соблюдением Конституции  РФ, Конституции  РД, федеральных законов и законов РД на территории РД;

-заслушивание ежегодного послания Председателя Государственного Совета  РД о положении в Республике (в соответствии со ст.95 Глава Государства обращается с ежегодными посланиями о положении в Республике);

-установление и введение в соответствии с федеральным законом, когда это отнесено к ведению РД, налогов, сборов пошлин, тарифов, ставок и платежей;

-разграничения федеральной, республиканской и муниципальной собственности в РД и установление порядка управления и распоряжения республиканской и муниципальной собственностью;

-установление порядка приватизации республиканской и муниципальной собственности;

-учреждения СМИ;

-назначение мировых судей;

-решение вопросов о досрочном прекращении полномочий Народного Собрания  РД или о самороспуске;

-решение вопросов организационно-технического характера, утверждение штатов и расходов Народного Собрания, направленных на обеспечение нормальных условий работы.


12. В статье 82 Конституции РД перечислены субъекты законодательной инициативы.

Согласно ч.2 ст.82 Конституции РД право законодательной инициативы предоставлено Конституционному Суду РД, Верховному Суду РД и Высшему Арбитражному Суду РД по вопросам их ведения.

Из данной правовой нормы неясно, кто конкретно обладает правом законодательной инициативы, суд в целом либо члены этих судов (судьи) или председатели этих судов. Здесь нужна определенность и конкретность. Далее, указанная правовая норма не дает представления, что за вопросы «их ведения», не раскрывает содержания, по каким именно вопросам имеют полномочия вносить законопроект. Представляется, что данную норму необходимо конкретизировать.

Интересен в этой связи  опыт наделения полномочиями законодательной инициативы в других республиках в составе РФ. Так, в соответствии со ст.31 Степного уложения (Конституции) Республики Калмыкия право законодательной инициативы в Народном Хурале (парламенте) принадлежит представительным органам местного самоуправления.

Согласно ст.88 Конституции Республики Мордва право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Мордовия, наряду с другими, принадлежит и республиканскому объединению профсоюзов1.

Согласно ст.59 Конституции Республики Саха (Якутия) право законодательной инициативы в Государственном Собрании (Ил Тумэн), наряду с другими, представлено и республиканским органам политических партий 2.

В Карелии в числе субъектов, имеющих право законодательной инициативы, названы органы местного самоуправления; в Удмуртской Республике – городские и районные представительные органы местного самоуправления; в Кабардино-Балкарской Республике (ст.106 Конституции КБР) – представительные органы местного самоуправления, избирательная комиссия  Кабардино-Балкарской Республики 1.

В Конституции Тывы, в уставах г. Москвы, Алтайского края среди субъектов права законодательной инициативы названа группа избирателей: в Тыве - численностью не менее одной тысячи человек (ст.65), в Москве – не менее 10 тысяч человек (ст.41), в Алтайском крае – не менее 35 тысяч человек.

Право на участие в народной законодательной инициативе   предусмотрено   и    в ст. 105 Конституции Республики Алтай, согласно которой граждане имеют право на участие в народной законодательной инициативе, реализуемой путем сбора подписей под требованием к законодательному органу рассмотреть проект закона.

Законодательное закрепление народной инициативы в мировой практике получает в последнее время все более широкое распространение. Соответствующие нормы имеются, например, в Италии, Швейцарии, Австрии, Перу».

Демократизм в законотворчестве расширился бы, если наделить полномочиями законодательной инициативы в Парламенте РД группу избирателей и представительные органы местного самоуправления городов и районов. Учитывая целесообразность конституционных положений других республик, предлагается  дополнить ст.82 Конституции РД, причислив к субъектам законодательной инициативы представительные органы местного самоуправления городов и районов.

13. Глава 5 Конституции РД посвящена Государственному Совету РД.

В соответствии со ст. 87 Конституции РД и ст.1 Закона РД «О Государственном Совете РД» Государственный Совет РД является органом, возглавляющим исполнительную власть в Республике Дагестан.




Поскольку Государственный Совет  РД состоит из 14 человек (ст.88 Конституции РД) и формируется Конституционным Собранием РД, то, по существу, он (в определенной мере) является коллегиальным главой государства, хотя юридически  Главой государства является Председатель Государственного Совета.

В ст.88 Конституции РД говорится о формировании Государственного Совета Конституционным Собранием РД. Данная формулировка нуждается в уточнении. Соответствующая демократическим нормам являлась бы следующая формулировка ст.88 Конституции РД: «Председатель и члены Государственного Совета РД избираются Конституционным Собранием  РД». Именно об избрании членов Государственного Совета  и Председателя Государственного Совета указывается в законах РД: «О Конституционном Собрании РД»1 и «О Государственном Совете РД»2. Данная поправка к Конституции РД исключала бы иной порядок замещения должностей членов Государственного Совета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.