Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Следует отметить, что труды указанных ученных , не в полной мере затрагивают комплекс проблем конституционного развития субъектов Российской Федерации, в том числе и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации – Республики Дагестан. Некоторые исследования отмеченных и других авторов проводились до принятия Конституции РФ 1993г., предусматривающей принцип многообразия форм организации публичной власти в регионах, и право республик, в составе РФ самостоятельно, в соответствии с Конституции РФ принимать и изменять республиканские конституции.

Помимо теоретических исследований источниками настоящей работы стали политико-правовые акты и их проекты; законы СССР, РСФСР, РФ, ДАССР, Республики Дагестан и других субъектов РФ как действующие, так и утратившие силу; а также международные договора, конвенции, соглашения.

Для обоснования некоторых выводов привлечены архивные материалы, сведения из периодической печати, данные статистики.

Научная новизна диссертации заключается в том, что настоящее исследование является одним из первых попыток комплексного исследования проблем конституционного развития Республики Дагестан на современном этапе, проблем изменения и совершенствования Конституции РД, реформирования органов государственной власти в новых социально-политических условиях, условиях формирующейся новой модели федеративных отношений в России.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют вынести на защиту следующие положения, практические выводы, предложения и рекомендации.

1.Рассматривая в диссертации в процессе исторической эволюции государственно-правовые признаки субъекта РФ-Республики Дагестан, помимо тех, которые обычно исследователи придерживались, автором показаны, что к государственной правовым признакам РД также относятся: государственные языки РД, международная правосубъектность, республиканские налоги, т.е. они являются элементами, характеризующими государственно-правовой статус РД.

2.Характеризуя законодательство Республики Дагестан ,как государственно-правовой признак РД на современном этапе, автором обоснованы преимущества принятия в Республике Дагестан  новых для республики видов законов как республиканские конституционные законы и кодексы. В Республике Дагестан не принят ни один кодифицированный законодательный акт (кодексы).  В Республике Дагестан могли бы издаваться республиканские конституционные законы (РКЗ), направленные на обеспечение стабильности органов государственной власти (О Конституционном Собрании РД; О выборах Главы государства (Республики ) и т.д .

3. Характеризуя государственный суверенитет РД, как государственно-правовой признак, автор придерживается сторонников идей ограниченного суверенитета субъектов РФ, и по результатам исследования сделан  следующий вывод : «Двухуровневому конституционному законодательству и законодательству вообще, двум уровням института Главы государства /РД - государство/ и органам государственной власти, федеральным налогам и налогам субъекта федерации, праве субъекта федерации  иметь свою /в определенной мере/  судебную систему -  Конституционный Суд и мировые судьи, единому двухуровневому гражданству и территории, международной правосубъектности, самостоятельной символике (герб, гимн, флаг, столица), и наличию нескольких государственных языков субъекта РФ – Республики Дагестан, соответствует определенный, хотя и  ограниченный - суверенитет как условие действительности и действенности других государственно-правовых признаков РД».

4.Исследуя вопросы гражданства республик в составе РФ, диссертантом показана, что гражданство республик в существующем виде имеет скорее символическое, чем юридическое значение.  В соответствии  со ст. 2 Закона о гражданстве «Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики». В ст.6 Конституции РФ закреплено, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований приобретения. Как видно, имеется определенная коллизионность норм ст. 2 Закона о гражданстве и Конституции РФ /ст.6/. Проблемными являются регулирование вопросов гражданства республиками, поскольку в соответствии со ст.71 п. «в» Конституции РФ вопросы гражданства РФ находятся в исключительном ведении РФ. В связи с этим возникает вопрос, в каких пределах республики в составе РФ могут принимать нормативно-правовые акты по вопросам гражданства; во-вторых, в соответствии с п.4 ст.5 Конституции РФ все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. В связи с этим влияет ли на это равноправие положение о гражданстве, которое признается за республиками и другими субъектами, за которыми не закреплено самостоятельное «областное», «краевое» гражданство.

Поскольку республики являются государствами, невозможно доказать наличие государства, в котором отсутствует гражданство. В пользу этого тезиса  говорит и С.А. Авакьян «В научном плане, также, нелегко доказать, что можно быть государством и при этом не иметь гражданства.»[1].

Единое двухуровневое гражданство соответствует федеративному характеру государства. Поэтому вопросы гражданства необходимо из ст.71 Конституции РФ «трансформировать» в ст.72 Конституции РФ, т.е. отнести к совместному ведению РФ и ее субъектов. В этом случае республики могут иметь более конкретный предмет регулирования по вопросам гражданства. Кроме того,  при  наделении республик правом приема и прекращения гражданства республики, хотя бы с последующим утверждением этих решений на федеральном уровне, либо самостоятельно, по определенным категориям людей, реальным содержанием наполнился бы институт гражданства республик. Следует отметить, что таким правом республика обладала до 1938г , хотя бы в отношении ограниченного круга лиц.

5. В диссертации показаны , что в Конституции РД, которая является государственно-правовым признаком РД, не должны содержать нормы о государственном суверенитете, верховенстве республиканских законов, право приема и прекращения гражданства, которое не влечет изменение гражданства РФ, которые не соответствуют  нормам Конституции РФ. В целях приведения Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ, автором предложены конкретные редакции указанных и других статей Конституции РД, всего более 10 случаев.

6.В целях дальнейшего развития и совершенствования  Конституции Республики Дагестан  на

базе совершенствования и развития Конституции РФ автором предлагается устранить явные несоответствия между различными статьями Конституции РФ: 71 и 72 Конституции РФ, в которых одни и те же вопросы относятся к компетенции Федерации  и к совместному ведению РФ и ее субъектов; договорное распределение полномочий ( ст.11 Конституции РФ), которым нарушается равенство субъектов; необходимо преодолеть противоречия между ст.71 и 136 Конституции РФ, согласно (п  «а» ст.71) которой внесение  изменений     в Конституцию РФ является исключительной компетенцией РФ, и ст.136   Конституции РФ, согласно которой поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются после одобрения  не менее чем 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ; Поскольку последнее необходимо расценивать как существенное повышение правового статуса субъектов Федерации, автором сделан вывод о целесообразности  «трансформировать» полномочия, предусмотренные в п «а» ст.71 Конституции РФ, в ст.72 Конституции РФ, т.е. передать упомянутые полномочия из ведения РФ в совместное ведение РФ и ее субъектов.

        Всего автором внесены всего  9 предложений о совершенствовании конституционных положений, в первую очередь в сфере федеративных отношений, поскольку проблемы совершенствования федеративных отношений- есть вопросы укрепления единства  Федеративного государства.

7. Рассматривая вопросы  дальнейшего повышения правового статуса РД , автором  предложена и обоснована целесообразность отнесения к вопросам совместного ведения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства. Это дала бы возможность:

- принимать соответствующее республиканское законодательство;

- отправить правосудие именем Республики Дагестан;

      - принимать решения об объявлении амнистии и помилования в отношении лиц, которые осуждены судами в Республике Дагестан  и /или/ отбывают наказание в исправительно-трудовых учреждениях в РД  (в связи с юбилеем образования РД в составе России; в связи с юбилеем Конституции Республики Дагестан; в связи с юбилеем окончания локальных боевых действий и в отношении лиц, участвовавших в восстановлении конституционного порядка и ликвидации последствий этого) ;  и т.д.

Затронутый вопрос имеет свою актуальность не только в научно-теоретическом плане, но и в практическом плане.

Так, вопросы требующие  безотлагательного разрешения, к примеру, об уголовно-правовом  запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности в Республике Дагестан, длительное время не находят своего законного разрешения. Обусловлено это сложной процедурой внесения изменений в УК РФ – вхождением в парламент РФ в порядке законодательной инициативы, с одной стороны, и «пропускной способностью» парламента РФ в случае  одновременности законодательных инициатив со стороны многих субъектов Федерации – с другой стороны.           Такие проблемы не являются единичными.

Необходимо отметить , что по Конституции 1921 г. в области государственного строительства к компетенции республики относились:    общегосударственное законода­тельство, судопроизводство; гражданское и уголовное законо­дательство;

8. По результатам исследования проблем реформирования органов государственной власти, в диссертации показаны преимущества учреждения поста- всенародно избираемого Главы Республики, по результатам  чего сделаны выводы :

Избрание главы государства на всенародных выборах повышает роль, значение, авторитет, ответственность и независимость института высшего должностного лица республики (Президента, Председателя). Это будет способствовать повышению эффективности осуществления функций государства, оперативному и своевременному разрешению вопросов государственного значения, требующих безотлагательного рассмотрения.

Всенародно избранный глава государства (Президент РД) как гарант Конституции и соблюдения прав и свобод человека и гражданина может способствовать надлежащим образом укреплению законности, правопорядка, единства дагестанского народа, правильному регулированию национальных отношений, согласованной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления.

9. Рассматривая проблему создания двухпалатной структуры парламента РД, автором показан, что поскольку все « конституционно- обозначенные» коренные народы Дагестана признаны малочисленными, то их представительству наибольшей степени соответствует двухпалатная структура парламента РД. Двухпалатная структура парламента обеспечила бы участие всех народов (посредством их представительства в парламент) в управлении делами государства, участии при реализации законодательных и контрольных функций парламента.                                                                                Это и есть расширение демократии в сфере национальных отношений и законотворчества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.