Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Целью конституционного соответствия являются сохранение и укрепление государственного единства и территориальной целостности России.

3. Согласно ч.2 ст.14 Конституции РД право частной собственности на землю приобретается на основании и в пределах, определяемых республиканским законом.

Данное положение противоречит ч.3 ст.36 , п.п. "в", "к" ч.1 ст.72, ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении  РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Самостоятельно регулируя вопросы, отнесенные к совместному ведению, субъекты Федерации выходят за рамки представленных им полномочий.

Предлагаем ч.2 ст.14 Конституции РД в редакции, соответствующей Конституции РФ: «Право частной собственности на землю приобретается на основании и в пределах, определяемых республиканским законом, принятым в соответствии с федеральным законом».

Следует отметить, что в РД не принят закон, регулирующий вопросы приобретения и отчуждения права собственности на землю. Земельный вопрос в РД является одним из сложных, он обусловлен географической неоднородностью расположения земель, наличием земель отгонного животноводства. От правильного решения земельного вопроса во многом зависит стабильность и  спокойствие  в Республике Дагестан.

 Референдум, проведенный в 1993 году по вопросу о частной собственности на землю, показал, что «подавляющее большинство населения республики высказались против введения частной собственности на землю. Многих волнует вопрос о том, что с введением частной собственности на землю  свободная купля-продажа земли станет средством наживы и спекуляции, и других негативных явлений. И самое главное, последствия введения свободной купли-продажи земли в республике - это возникновение серьезных конфликтов между нынешними владельцами и бывшими собственниками земель, а также конфликты межнационального характера. Более того, в условиях малоземелья это неизбежно приведет к столкновению интересов, противоречиям на плоскости при наличии разнотипного землепользования стационарными хозяйствами

равнинных районов и прикутанными хозяйствами горных районов.

Представляется обоснованным принятие специального Федерального закона РФ (обращенного к конкретному субъекту РФ) по вопросам и особенностям регулирования земельных отношений, где, в частности, полномочия по вопросам свободной купли-продажи земли можно было бы делегировать РД.

 Принятие на уровне Федерации Основ земельного законодательства, а на уровне субъектов Федерации законов о Земле (земельных кодексов), по нашему мнению, способствовало бы  четкому разграничению полномочий РФ и ее субъектов в сфере регулирования земельных отношений и учесть специфику регионов. «Особенностей в использовании земли чрезвычайно много. Прежде всего, это вопросы, связанные с традиционным использованием земель, это вопросы, связанные с защитой прав на землю коренных народов и малочисленных групп. Особенности предоставления, изъятия земель…»1.

4. В ч.2 ст.19 Конституции РД предусмотрена возможность ограничения прав  и свобод человека и гражданина в порядке, установленном Конституцией РД и республиканскими законами.

Данное положение противоречит ч.ч.2,3 ст.55, ст.56 Конституции РФ, согласно которым равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется государством. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение таких прав допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Предлагается ч.2 ст.19 Конституции РД в следующей редакции, соответствующей Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ и

федеральными законами».

Анализ международных актов (ст.29 Всеобщей декларации прав человека, ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах) позволяет назвать принципиальным условием то, что ограничения прав и свобод человека и гражданина могут вводиться только на уровне закона, исключительно с целью соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, постольку, поскольку это совместимо с природой права, в интересах удовлетворения справедливых требований морали, обеспечения и охраны государственной безопасности, общественного благосостояния в демократическом обществе, с учетом международных стандартов, а равно на основании российского законодательства, содержащего как общие, так и специальные ограничения (ограничения свободы слова, свободы совести и т.д.).

5. Статьей 22 Конституции Республики Дагестан  определено, что лица, не являющиеся гражданами РД и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности наравне с гражданами РД, за изъятиями, установленными конституцией, законом и договором республики с РФ и другими государствами.

Налицо определенная коллизионность данных норм с требованиями ч.2 ст.19, ч.3 ст.62 Конституции РФ, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, а также других обстоятельств. Кроме того, в силу принципа единства гражданства (гражданин РД одновременно является гражданином РФ) объем прав и обязанностей гражданина РФ, независимо от местонахождения и проживания в любом субъекте федерации, является одинаковым и равным.

Предлагается ст.22 Конституции РД в следующей редакции: «Лица, не являющиеся гражданами РД и (законно) находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности наравне с гражданами РД. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РД правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных Федеральным Законом или международным договором РФ».

6.  В ч.5 ст.39 Конституции РД предусмотрено (закреплено), что принудительный труд, за исключением случаев, предусмотренных законом, не допускается.

Данное положение противоречит ч.2 ст.37, ч.2 ст.55, п. «к» ч.1 ст.72, ч.ч.2,5 ст.76 Конституции РФ и ч.2 ст.2 Кодекса Законов о Труде, согласно которым трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Более того, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.   Принудительный труд в РФ запрещен, поэтому федеральными законами и правовыми актами субъектов федерации не могут предусматриваться случаи применения принудительного труда. «Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, также впервые в России нашел отражение на конституционном уровне. Термин принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольных услуг (ст.2 Конвенции МОТ о принудительном или обязательном труде 1930г.№29)».1

В ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» от 25.09.92г. введена норма (ст.2.) о запрете принудительного труда, и из числа мер дисциплинарного взыскания исключены такие меры взыскания, как перевод на ниже оплачиваемую работу или смещение на низшую должность2.

С учетом изложенного предлагаем ч.5 ст.39 Конституции РД в редакции, соответствующей международно-правовым актам и Конституции РФ: «Принудительный труд не допускается. По общепринятым международным стандартам не считается принудительным трудом, во-первых, военная служба, во-вторых, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев), в-третьих, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров».

7. Пунктом 9 ст.91, п.16 ч.1 ст.81 Конституции РД Государственному Совету РД предоставлено право вводить на территории Дагестана или в отдельных его местностях чрезвычайное положение, с незамедлительным сообщением об этом Народному Собранию РД для утверждения принятого решения. Данные конституционные положения противоречат ч.2 ст.56, ст.88 Конституции РФ. Чрезвычайное положение согласно Конституции РФ на территории России или в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законодательством.

Чрезвычайное положение может быть введено только Президентом России.

Введение чрезвычайного положения  есть ограничение прав, с указанием пределов и сроков их действий, в связи с определенными обстоятельствами, и для этого требуется мобилизация людских и материальных ресурсов.

Хотя в Конституции РФ вопросы введения чрезвычайного положения прямо не предусмотрены, но они вытекают из ст.ст. 71 и 72  Конституции РФ, где закреплены предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации, и во взаимосвязи с п.п. "в" и "ж" ст.71 Конституции РФ в совокупности с содержанием ст.ст. 56,88 Конституции РФ  оно вводится в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Полномочия по введению чрезвычайного положения находятся в исключительном ведении РФ.

С учетом изложенного п. 9 ст. 91 Конституции РД  предлагается в следующей         редакции: «Вопросы введения чрезвычайного положения на территории РД регулируются федеральным конституционным законом».

П.16 ч.1 ст.81 Конституции РД предлагается в следующей редакции: «Государственный Совет РД может входить с предложением о введении на территории РД или в отдельных его местностях чрезвычайного положения».

8. В соответствии со ст.99 Конституции  РД: «Личность Председателя Государственного Совета РД и  личности членов Государственного Совета РД неприкосновенны и охраняются законом».

  Такая конструкция правовой нормы не дает представления о том, что понимается под неприкосновенностью, в каких пределах она действует, на какие именно действия она распространяется, обладают ли неприкосновенностью только  в связи с исполнением обязанностей членов  Государственного Совета. Это актуально, поскольку члены Государственного Совета выполняют свои обязанности не на профессиональной основе, а совмещают эти обязанности с иной профессиональной деятельностью. В демократическом государстве никто не должен обладать абсолютной неприкосновенностью, в противном случае это будет неприкасаемость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.