Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






В части 3 ст.88 Конституции РД установлен запрет относительно вхождения в Государственный Совет более одного представителя одной и той же национальности. В то же время в Конституции РД нет нормы, указывающей, из представителей каких именно национальностей состоит Государственный Совет. Поэтому в ст.88 Конституции РД необходимо внести следующую поправку:  «Государственный Совет РД состоит из 14 человек – представителей определенных национальностей (принадлежащих к этим национальностям): аварской, даргинской, кумыкской, лезгинской, лакской, табасаранской, азербайджанской, чеченской, ногайской, цахурской, рутульской , агульской , татской , русской».


1  См.: Закон РД «О Конституционном Собрании» // Дагестанская правда. -1994.-16 июня.

2 См.: Закон РД «О Государственном Совете РД» // Дагестанская правда.- 1994.- 19 августа.

2 См.: Указ Государственного Совета РД «О регламенте Государственного Совета РД» // Вестник Государственного Совета и Правительства РД. -1994.-№5-6.

14. Частью 3 ст.94 Конституции РД предусмотрен текст присяги Председателя Государственного Совета РД следующего содержания:

«Клянусь своей честью и достоинством, что буду добросовестно выполнять обязанности Председателя Государственного Совета РД, соблюдать Конституцию и законы РД, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать ее государственность и единство, верно служить многонациональному дагестанскому народу».

С учетом того, что конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, наиболее важные вопросы государственной жизни регулируются Конституцией РФ и федеральными законами, поэтому предлагаем предполагаемое и подразумеваемое в указанном тексте присяги обязательство о соблюдении Конституции РФ и федеральных законов дополнить внесением следующих уточнений после слов соблюдать: «Конституцию РФ и федеральные законы», далее по тексту.

Как указано выше, в соответствии с Конституцией РД Государственный Совет является коллегиальным органом, возглавляющим исполнительную власть (коллегиальный президент) и с учетом того, что в соответствии с Конституцией РД и п.2.1 Указа Государственного Совета РД «О регламенте Государственного Совета РД» на заседаниях Государственного Совета рассматриваются и решаются наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного, социально-экономического и хозяйственного строительства в РД1, было бы логично принесения присяги, аналогичной той, которую дает Председатель Государственного Совета при вступлении в должность, всеми членами Государственного Совета РД.


15. В соответствии   со  ст.100 Конституции РД «Председатель Государственного Совета Республики Дагестан может быть отрешен от должности  на  основании  обвинения  в  умышленном нарушении  им Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, а также данной им присяги.

Предложение о  выдвижении  обвинения вправе представить группа численностью не менее одной трети депутатов Народного Собрания или не  менее

двух  третей  членов Государственного Совета Республики Дагестан.

Решение о  выдвижении  обвинения  принимается  большинством - не менее двух третей голосов  от  общего  числа  депутатов  Народного Собрания Республики Дагестан.

Если Конституционный   Суд   Республики    Дагестан    вынесет заключение о наличии оснований к соблюдению установленного порядка выдвижения  обвинения  для  отрешения  от  должности  Председателя Государственного   Совета   Республики   Дагестан   за  умышленное нарушение им Конституции Республики Дагестан или закона Республики Дагестан,  то  вопрос  передается на рассмотрение Конституционного Собрания.   

Конституционное Собрание  принимает  решение  об  отрешении от должности Председателя Государственного Совета Республики Дагестан либо  распускает  Народное  Собрание  и назначает выборы депутатов Народного Собрания не позднее чем через  90  дней  после  роспуска Народного Собрания.

Решение по   данному   вопросу   принимается   Конституционным Собранием  большинством - не  менее  двух  третей голосов от общего числа его членов.

Решение Конституционного  Собрания  об  отрешении Председателя Государственного Совета Республики Дагестан  от  должности  должно быть  принято  не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Народным Собранием обвинения против Председателя  Государственного Совета   Республики   Дагестан. 

Если   в   этот   срок   решение Конституционного  Собрания  не  будет  принято,  обвинение  против  Председателя Государственного Совета Республики Дагестан считается отклоненным.

Член Государственного  Совета  Республики  Дагестан может быть отрешен от должности в порядке и по основаниям,  установленным для отрешения   от   должности  Председателя  Государственного  Совета Республики Дагестан».

 Как видно, Председатель Государственного Совета РД может быть отрешен от должности на основании обвинения в умышленном нарушении им Конституции РД, законов РД, а также данной им присяги.

   Конституция РД, в том числе и указанная правовая норма, не дает представления об умышленном нарушении Конституции РД. Кроме того, сформулировать обвинение в умышленном нарушении Конституции РД вне порядка и процедуры, предусмотренного процессуальным законодательством, практически невозможно, поскольку необходимо сформулировать обвинение не только в нарушении Конституции РД, других законов и присяги, а об умышленном их нарушении. В связи с этим предлагается следующая редакция формулировки   обвинения: вместо «умышленного» - «грубого» или «неоднократного».

В части 1 ст.100 Конституции РД вообще отсутствует упоминание о нарушениях Конституции РФ и федеральных законов, т.е. за допущенные нарушения Конституции РФ и федеральных законов, как будто не может быть поставлен вопрос о возбуждении процедуры об отрешении от должности Председателя Государственного Совета РД. Предлагается  в ч.1 ст.100 Конституции РД внести поправки и изложить  ее в следующей редакции: «Председатель Государственного Совета РД может быть отрешен от должности на основании обвинения в грубом или неоднократном нарушении им Конституции РФ, федеральных законов, Конституции РД, законов РД, а также данной им присяги».


Нам представляется необходимым законодательное закрепление  путем принятия Федерального Закона ,  устанавливающего  ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.


Далее, в ч.5 ст.100 Конституции РД закрепляется положение о том, что при наличии решения Народного Собрания о выдвижении обвинения, подтвержденного заключением Конституционного Суда РД о наличии оснований и соблюдения установленной процедуры, вопрос передается на рассмотрение Конституционного Собрания. Конституционное Собрание принимает решение об отрешении от должности Председателя Государственного Совета РД либо распускает Народное Собрание.

Считаем, что часть указанного положения – о роспуске Народного Собрания РД, нужно исключить из Конституции РД по следующим основаниям: Народное Собрание, избираемое путем свободных выборов, т.е. демократическим путем, не должно быть распущено кем-либо, любым органом государственной власти, в том числе Конституционным Собранием, состоящим из депутатов парламента РД и из членов, избираемых представительными органами местного самоуправления.

 Избиратели выбирают депутатов Народного Собрания не для того, чтобы они распустили Народное Собрание, а для того, чтобы они выполняли свои депутатские обязанности в составе парламента.   Конституционное Собрание, состоящее из депутатов парламента и выборщиков, избранных органами местного самоуправления не на основе всеобщего избирательного права, тем более не должны распускать всенародно избранный орган - парламент или участвовать в принятии решения о его роспуске. Роспуск такого органа государственной власти как Народное Собрание может иметь место, с точки зрения демократии, по решению, принятому народом - избирателями (референдумом), а отдельные депутаты могут быть отозваны избирателями; прекратить полномочия депутатов при наличии оснований может сам парламент. Думается, что подобный порядок, существовавший во время действия конституций ДАССР, является демократическим. Воля народа, выраженная при выборах депутатского корпуса, не должна быть нарушена, игнорирована отдельными органами государственной власти.

 Отрешение от должности Председателя Государственного Совета РД и роспуск Народного Собрания РД  есть мера ответственности различных ветвей власти. Если данная мера как мера ответственности в отношении Председателя Государственного Совета  РД обоснована соответствующим заключением Конституционного Суда РД, то роспуск Народного Собрания  не обоснован, и «вина» его заключается лишь в том, что он /парламент/ не принял решение об отрешении от должности Председателя Государственного Совета. В таком случае, чтоб не допустить дальнейшего развития кризиса между исполнительной и законодательной ветвями власти и законодательного его предотвращения, полномочия парламента должны быть вновь подтверждены избирателями (либо не подтверждены), для чего по вопросу о роспуске Народного Собрания  необходимо назначить референдум.

По существу вопрос  выдвижения обвинения Председателю Государственного Совета и вопросы роспуска Народного Собрания РД есть кризис властной ситуации , роспуск парламента Конституционным Собранием практически невозможен, если парламентарии (в позиции 2/3+1) будут против этого или же члены Конституционного Собрания (в позиции 1/3+1) будут возражать против этого, что вероятно, поскольку Конституционное Собрание состоит из равного количества депутатов Народного Собрания и делегатов (конституционных выборщиков). Тогда возникает «патовая» ситуация, когда и Председатель Государственного Совета не отрешен от должности, и решение о роспуске парламента не принято, что, естественно, означает дальнейшее развитие кризиса. Поэтому назначение референдума о роспуске Народного Собрания является не только обоснованным, но и необходимым.

В этой связи также следует подчеркнуть , что , по нашему мнению , все указанные вопросы о выражении недоверия высшему должностному лицу  должны быть закреплены в Федеральном законе. При этом , как нам представляется, » законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:

  - издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.