Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Как в ст.1 Конституции РФ, так и в ст.1 Конституции РД предусмотрена республиканская форма правления. Определяющим здесь является выборность и сменяемость главы государства (республики). Дагестанская АССР до принятия Конституции РФ 1994 г. являлась парламентской.

По действующей Конституции 1994г. Республика Дагестан также является парламентской республикой.

Госсовет РД в целом и его председатель – глава государства - избирается Конституционным Собранием РД, состоящим из депутатов парламента РД и других членов, избираемых представительными органами местного самоуправления, то есть с участием парламента РД. Правительство РД образует Государственный Совет РД (ст.91;103 Конституции РД). Правительство РД ответственно перед Государственным Советом РД и    Народным Собранием РД, но оно слагает полномочия перед вновь избранным Государственным Советом РД и по его поручению продолжает выполнять свои функции до формирования нового Правительства РД.

Народное Собрание - парламент РД - может выразить недоверие Правительству РД, но окончательное решение принимает Государственный Совет РД (ст.91; 111 Конституции РД).

В соответствии со ст. ст.11; 77 Конституции РФ государственная власть в субъектах Федерации осуществляется через образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В ст.73 Конституции РФ гарантировано самостоятельное и полное осуществление государственной власти субъектами Федерации вне пределов  предметов ведения и полномочий Федерации и вне пределов предметов совместного ведения и полномочий Федерации и ее субъектов, предусмотренных ст.ст.71, 72 Конституции РФ. А в пределах предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов, установленных в ст. ст.71, 72 Конституции РФ, органы исполнительной власти Федерации и органы исполнительной власти ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Таким образом , различная компетенция субъектов Федерации позволяет им учитывать факторы и региональные особенности, влияющие на формирование системы органов государственной власти: исторические традиции, обычаи, национальная психология, уровень культуры, в том числе политической и правовой, степень идеологизации  и политизации, геополитические факторы, религиозное сознание, уровень образования, степень развитости политических и демократических институтов и т. д.

Правовой основой, определяющей организацию и функционирование органов государственной власти субъектов РФ, является  Конституция РФ.

Как нам представляется, в настоящее время возникла необходимость принятия федеральных законов , определяющих  общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации , а также  принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б)  распространение суверенитета на всю ее территорию;

в)  верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации;

г)  единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий, или большей их части, в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РД органами государственной власти Республики Дагестан являются:

1)                        Народное Собрание – парламент РД;

2)                        Государственный Совет РД – возглавляет исполнительную власть;

3)                        Правительство РД – является исполнительно-распорядительным органом государственной власти РД.

Проблема изменения и совершенствования форм правления заключается в поиске и в обосновании эффективной формы организации и осуществления государственной власти в Республике Дагестан, разумеется, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Согласно Конституции РД и Закона РД «О Государственном Совете РД»1, Государственный Совет РД формируется Конституционным Собранием РД в составе 14 человек и является органом, возглавляющим исполнительную власть и обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти Республики Дагестан.

Государственный Совет РД возглавляет Председатель Государственного Совета РД, и он является главой государства (ст.92 Конституции РД). Порядок формирования Государственного Совета РД, избрания и вступления в должность Председателя Государственного Совета РД устанавливается Законом РД «О Конституционном Собрании»1.

В соответствии со ст.1 Закона РД «О Конституционном Собрании РД» Конституционное Собрание – представительный орган, специально учрежденный и созываемый для принятия новой Конституции РД, избрания Государственного Совета РД и его Председателя.

Закон РД «О Конституционном Собрании РД» был принят до принятия Конституции РД 1994г. И в этот переходный период Конституционное Собрание выполняло те задачи, которые были предусмотрены в законе. Необходимость изменения формы правления, совершенствования исполнительной власти и института Председателя Государственного Совета РД обусловлена следующим:

1. В Конституции РД нет нормы, прямо предусматривающей порядок формирования Государственного Совета РД и избрания Председателя Государственного Совета, а лишь указывается, что он формируется Конституционным Собранием РД.

2.Закон РД о Конституционном Собрании РД имеет много пробелов.

Так, Конституционное Собрание состоит из депутатов парламента РД (121) и избираемых представительными органами местного самоуправления с учетом численности и национального состава населения данной территории, представителей административно-территориальных образований РД. Число представителей должно быть в количестве, соответствующем числу депутатов, избранных в парламент республики.

Данная норма не дает представления:

1.кто правомочен выдвинуть кандидатуру представителя в Конституционное Собрание;

2. из числа кого он выдвигается: депутатов, жителей района или иного представителя;

3. в соответствии с какими критериями, кто и как должен учитывать национальный состав:

а) если представитель один - район с преимущественным проживанием двух или трех национальностей;

б)  в городах, где проживает многонациональный народ Дагестана;

4.  каков порядок принятия решения;

5.  кто, каким документом, и на какой срок должен подтверждать полномочия представителя.

3.  Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы (ст.3 Конституции РФ).

Государственный Совет и Председатель Государственного Совета РД избираются народом не на основе всеобщих, равных и прямых выборов, а через выборных представителей – опосредованно или косвенно.

Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края от 19 января 1996г.1 признано обязательным избрание главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно населением в соответствии с требованиями ст.3 Конституции РФ, так как народ осуществляет свою власть непосредственно.

4. Члены Государственного Совета РД и Председатель Государственного Совета РД наделены полномочиями одним и тем же органом – Конституционным Собранием РД. Чтобы именоваться главой государства, Председатель Государственного Совета РД должен получить полномочия путем всенародных, свободных выборов, то есть способом, отличным от порядка наделения полномочиями членов Государственного Совета РД.


5. В первоначальных проектах действующей Конституции РД предусматривалось избрание главы государства РД (Президента, Председателя РД) всенародным голосованием. Но в связи с тем, что во время референдумов в июне 1991г. и в декабре 1993г., которые отрицательно решили вопрос об учреждении поста Президента РД, избираемого всенародным голосованием, в Конституции РД узаконены формы избрания Председателя Государственного Совета РД  с участием парламента, то есть Конституционным Собранием РД.

Сравнительный анализ предыдущих референдумов с последним показывает , что подавляющее большинство участников (90 %) голосовали против учреждения поста Президента РД.

Нам представляется, что возможен  и такой вариант – проведения третьего  референдума по вопросу об учреждении поста Президента РД, избираемого всенародным голосованием , так  как , на наш взгляд , наиболее преемлемой для Республики Дагестан с учетом его многонационального состава является ведение  в Республике Дагестан поста Президента Республики Дагестан (главы государства), избираемого гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ясной, понятной и четкой была бы формулировка вопроса, выносимого на референдум в такой редакции: «Считаете ли Вы необходимым, чтобы глава государства РД избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?» Ответ на такой вопрос был бы, по существу, ответом на вопрос, считает ли дагестанский народ, что он должен избрать главу государства или какой-либо представительный орган. При этом надо подчеркнуть: референдум решает лишь один вопрос – о порядке избрания главы государства. Правовой же статус его определяется после референдума, путем внесения изменений в Конституцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.