Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






   Кроме того , в соответствии с п. «е» ст.19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в качестве одного из оснований  досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъектов Федерации назван и вступивший в законную силу обвинительный приговор, тем самым косвенно подтверждает факт «рамочной неприкосновенности» руководителей высшего исполнительного органа государственной власти.

 В  вышеупомянутом законе вообще не говорится о неприкосновенности руководителей высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. "о" ст.71, ч.ч. 1,5 ст. 76 Конституции РФ уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Закрепление в Конституции РД вопросов о статусе   высших должностных лиц Республики Дагестан вне  порядка, предусмотренного федеральным законом, не соответствует вышеупомянутым нормам Конституции РФ.

Предлагается ст.99 Конституции РД в следующей редакции: «Председатель и члены Государственного Совета РД обладают правом неприкосновенности в порядке, предусмотренном федеральным законодательством».

9. В соответствии со ст.107 Конституция РД относит к полномочиям Правительства РД:

- разработку, представление Народного Собрания РД республиканского бюджета, обеспечение его исполнения, а также представление отчета об исполнении бюджета;

- проведение государственной политики по экономическому, социально-культурному развитию РД, а также осуществление мер по развитию науки, образования, культуры, рациональному использованию и охране природных ресурсов;

- управление республиканской собственностью и участие в управлении совместной с РФ собственностью;

- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Данная норма не соответствует п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ, в соответствии с которой указанные полномочия отнесены к основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РД (ст.87) и Законом РД «О Государственном Совете РД» Государственный Совет РД возглавляет исполнительную власть, поэтому вышеуказанные полномочия должны быть отнесены не к правительству РД, а к Государственному Совету РД.1

С целью приведения п.п.1,2,4,6 ст.107 Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ и упомянутым Федеральным Законом, предлагаем исключить названные пункты из ст.107 Конституции РД, предусматривающей полномочия Правительства РД, и дополнить вышеуказанными пунктами ст.91 Конституции РД, где закреплены полномочия Государственного Совета РД, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию РД.

10. Согласно ч.5 ст.126 Конституции РД статус столицы РД определяется республиканским законом. Кроме того, Закон РД «О статусе столицы Республики Дагестан» имеет существенные противоречия с Конституцией РФ и федеральными законами. Данная норма не соответствует п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ, ст.7 и ч.1 ст.8 ФЗ РФ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», закрепляющим в качестве правового акта, определяющего статус муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования.

11. В настоящее время Народным Собранием Республики Дагестан готовится к принятию Закон РД "О референдуме РД".  Однако некоторые положения  проекта данного закона нуждаются в уточнении.

Так, частью 1 ст.26 проекта Закона предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в реализации их полномочий, в частности: представлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д. Данные нормы не соответствуют п. "г" ст.71, ч.1 ст.76 Конституции РФ, согласно которым установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, порядок их организации и деятельности находятся в ведении РФ и определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Обязывая федеральные государственные органы оказывать содействие, в том числе и материально-технического  порядка, комиссиям по проведению республиканского референдума, закон тем самым вторгается  в сферу ведения РФ.

С учетом этого предлагается изложить ч. 1 ст.76 Закона РД "О референдуме" в следующей редакции: "Государственные органы, финансируемые из республиканского бюджета, органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия с государственным (республиканским) участием, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в реализации их полномочий, в частности: представлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование .

Приведение Конституции РД в соответствие с требованиями Конституции РФ и федеральными законами имеет не только юридическое, политическое, но и большое практическое значение. Правовое поле РД является частью правового поля России, поэтому Конституция РД и законы РД должны соответствовать Конституции РФ. Приведение Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ будет способствовать развитию и укреплению принципов федерализма, федеративных отношений и, в конечном счете, защите прав и свобод граждан.

Расхождение Конституции РД с Конституцией РФ  есть различное правовое регулирование сходных отдельных правоотношений, есть нарушение Конституции РФ. Изданные на основании и в развитии не соответствующие нормам Конституции РФ, конституционным нормам РД, законодательные и другие правовые акты, естественно, противоречат Конституции РФ, затрудняют правоприменительную деятельность и, в конечном счете, приводят к нарушениям прав человека.

Анализ вопросов состояния соблюдения требований законов и Конституции РФ при издании правовых актов Народным Собранием, Государственным Советом, Правительством РД показывает, что издаваемые указанными органами государственной власти РД правовые акты не всегда соответствуют федеральным законам, а в некоторых случаях издаются в грубом их нарушении.

Так, в 1999 г. в ходе надзорной деятельности управлением по надзору за законностью правовых актов прокуратуры РД выявлено 191 нарушений закона, в т.ч. 41 незаконных правовых актов. На предмет их устранения внесены надлежащие акты прокурорского реагирования: 13 протестов на незаконные правовые акты, 14 представлений об устранении нарушений закона, 7 заявлений в суд о признании недействительными незаконных правовых актов.

Наибольшее количество нарушений закона, как и в 1997 г., выявлено в законах Народного Собрания РД, так 28 противоречащих Конституции РФ правовых актов из 41 и 140 нарушений из 191.

Хотя практически по всем проектам законов направлены замечания (за 2-е полугодие 1998 г. – по 16 проектам направлены замечания), не всегда они учитываются при принятии законов. Не всегда соблюдаются требования закона об осуществлении контроля за соответствием принимаемых правовых актов Конституции РФ, хотя осуществление такого контроля – конституционная обязанность законодательных (представительных) органов субъектов федерации.

В нарушение федеральных законов изданы следующие законы РД:

-О выборах главы местной администрации;

-Об ответственности органов местного самоуправления (в целом);

-О местном самоуправлении РД;

-О статусе столицы РД;

-О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления (в целом);

-О порядке отзыва Главы местной администрации РД (в целом);

-О статусе депутата Народного Собрания РД;

-О Народном Собрании РД;

-О референдуме РД;

-О выборах депутатов  РД и т.д.


Эффективные работы по приведению правовых актов в РД в соответствие с федеральным законодательством зависят от целенаправленной работы Народного Собрания РД в этом направлении.

Представляется, что  в настоящее время необходимо принять  Закон  РД  «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РД» , которым следует  принять более 20 поправок в Конституцию РД, приведенных в настоящей работе, направленных на приведение Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ.

Безусловно, положительным является  проводимая Народным Собранием РД по приведению в соответствие с Конституцией РФ положения Конституции РД, предусматривающего право РД приостанавливать на территории РД действие федеральных законов, об изменении правового статуса РД без согласования с РФ, функционирования на территории РД территориальных структур федеральных органов на основании соглашений, о полной депутатской неприкосновенности и т.д.

Вопросы приведения Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ - это есть вопросы внесения изменений не только в Конституцию РД, но и вопросы совершенствования Конституций РД и  РФ.

В связи с изложенным  , представляется, что  согласование конституционного законодательства и приведение республиканских конституций в соответствие с федеральной Конституцией  - далеко не одно и то же.  И далее, последнее есть позиция «двустороннего движения» навстречу друг другу.

б) Отдельные вопросы совершенствования и развития Конституции Республики Дагестан

Совершенствование и развитие  Конституции Республики Дагестан, внесение в нее поправок, по мнению автора, также должны отражаться в следующем:

1. В соответствии со ст.11 Конституции РД гражданство РД принимается и прекращается в соответствии с республиканским законом. Соотечественникам, проживающим за пределами РД, предоставляется право приобретения гражданства, если это не противоречит законам страны проживания.

Приобретение гражданства РД соотечественниками не влечет приобретение ими гражданства РФ (ч.7 ст.11 Конституции РД).

Статья 11 Конституции РД предлагается в редакции, соответствующей

Конституции РФ: «Вопросы приобретения и прекращения  гражданства РД регулируются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами». 

2. Представляется целесообразным включение в  Конституцию Республики Дагестан    самостоятельной главы под названием «Избирательная система» или «Выборы». Важность внесения данной поправки в Конституцию РД обусловлена тем, что именно избирательная система является демократическим способом формирования органов государственной власти, является показателем подлинности демократии. Избирательная система представляет собой совокупность норм, регулирующих права граждан избирать и быть избранными, закрепляющих принципиальные положения, на основании которых осуществляются выборы. Отсюда и актуальность регулирования этих вопросов на конституционном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.