Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






 

§2. Правовой статус Республики Дагестан на современном этапе

В декабре 1993г на референдуме /впервые в истории России/ принята новая Конституция РФ. Правовой основой ее разработки стала Декларация о государственном суверенитете России  от 12.06.90г., провозгласившая восстановление суверенной российской государственности. Согласно ст.4 Декларации: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языкам, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»1.

В этот же период все союзные республики и многие автономные республики в составе РСФСР приняли Декларации о своем государственном суверенитете. Исключение составили Мордовская и Дагестанская республики: «Только две республики приняли правовые документы, в названиях которых нет термина «суверенитет»: Мордовская и Дагестанская. В названиях деклараций четырнадцати других республик термин «суверенитет» присутствует. Все четырнадцать деклараций провозглашают не просто суверенитет или национальный суверенитет, а    государственный    суверенитет (речь идет о названиях деклараций). Впрочем, Мордовская Республика  и Республика Дагестан избежали слов «государственный суверенитет» и в тексте правовых документов»2 .

В ДАССР также был разработан проект Декларации о государственном суверенитете, но проект не был принят.13.05.91г. III Съезд народных депутатов ДАССР вместо Декларации о государственном суверенитете РД принял постановление  «О государственном статусе Дагестанской АССР». В этом постановлении говорится, что Съезд народных депутатов Дагестанской АССР, признавая  приоритеты принципов демократии, социальной справедливости  и прав человека, учитывая объективные процессы  совершенствования  национально-государственного устройства СССР и РФ и необходимость на новых началах построить отношения  в Союзе ССР и РСФСР, укрепить и приумножить исторически сложившееся единство, дружбу и братство народов Дагестана:

1) преобразует Дагестанская  Автономная Советская Социалистическая Республика в Дагестанскую   Советскую Социалистическую Республику – Республику Дагестан  в составе РСФСР;

2) съезд народных депутатов  ДССР, выражая волю проживающих в ней  народов к обновлению Союза ССР и РСФСР, объявляет о том, что Республика Дагестан становится  равноправным участникам Договора о Союзе Суверенных Республик и Федеративного договора»1.

Действующая Конституция РД, принятая 26 июля 1994г. Конституционным Собранием РД, не может /не должна/ иметь принципиальных положений, существенно отличающихся от положений   Конституции РФ 1993г, так как РД является  субъектом Федерации.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Дагестанского и Российского общества. Суть этих преобразований в следующем.

1.В переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике.

2.Социалистический тип государства превращается в буржуазный; переход к многопартийности, руководящее положение Коммунистической партии уходит в прошлое.

3.Переход от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократического государства.

4.Более 200 поправок в Конституцию РСФСР 1978г. не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

5.Распад СССР и становление суверенными государств, образующих СССР, и вхождение автономных республик и областей в составе РСФСР республиками в состав  Российской Федерации. В связи с этими изменениями коренным образом изменилось  геополитическое положение  Республики Дагестан 1.

С принятием новых конституций Российской Федерации и Республики Дагестан в определенной мере повысился правовой статус РД.

        Так, 1. В отличие от конституций Советского периода развития, проект Конституции РД составляется не путем заимствования /пересказа присланного из Центра проекта/, а самостоятельно Конституционной комиссией республики. Проект Конституции разрабатывается с участием дагестанских ученых – специалистов, а в 70-е годы не было необходимости привлекать ученых к разработке проекта, так как Конституция ДАССР не отличалась от конституций других автономных республик, причем многие положения  конституций ДАССР были сформулированы точно так же,  как и в конституциях СССР и РСФСР2. Самостоятельная разработка и принятие конституции республики  актуальна, поскольку конституция - признак государства.

2. Впервые с момента образования РД в Конституции РФ не упоминается о статусе автономной республики, а указывается на статус республики в составе РФ, а во втором разделе Конституции РФ - упоминается и как о суверенной республике.

3. Все конституции РД советского периода истории были идеологизированными документами. В новой Конституции по-новому закреплены принципы общественного устройства, нормы эти полностью деидеологизированны. По конституции  признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод - обязанностью государства. Это составляет  и одну из основ конституционного строя.

4. Впервые в конституции закреплен принцип разделения властей, который был провозглашен   в Декларации о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип функционирования  правового государства. Соответствующей нормы в конституциях  социалистического типа не было и не могло быть, поскольку они были отвергнуты советской властью.

5. Важной конституционной новеллой  является и учреждение в РД института конституционного контроля. Данная функция /конституционное судопроизводство/ возложена на Конституционный Суд РД. Конституционные Суды созданы и в других республиках: Кабардино-Балкарии, Башкортостане, Бурятии, Карелии и др.; Комитеты конституционного надзора – в Северной Осетии - Алании, Чувашской Республике, Марий Эл;  в Ингушетии, Калмыкии создание аналогичных органов не предусмотрено.

6. В отличие от  Конституции ДАССР 1978г. в Конституции РД нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако конституционно закреплен институт частной собственности /ст.13 Конституции РД/; установлены признание и равная защита различных форм собственности: частной, государственной, муниципальной, а также собственности общественных объединений  и других форм собственности.

Конституция РД закрепляет концепцию социальной, рыночной экономики, прямо не сформулированную в федеральной Конституции, но и не противоречащую ей.  Помимо пяти важных конституционных принципов регулирования экономических отношений, содержащихся в ст.8 Конституции РФ /свобода экономической деятельности; единое экономическое пространство; свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств; равное признание и защита разных форм собственности; поддержка добросовестной конкуренции/, в Конституции РД  закрепляются такие принципы регулирования государством экономической деятельности, как социальная ориентация экономики, социальное партнерство /ст.12/.

Принципы социальной справедливости, социальной ориентированности, концепция социально-рыночной экономики  закреплены и в конституциях других субъектов Федерации. Так, принцип социальной справедливости закреплен  в ст.3 Конституции  Республики Якутия; согласно ст.12. Конституции Республики Алтай «государство регулирует экономические отношения в интересах человека и общества».           

Рыночная экономика не может динамично развиваться без социального партнерства предпринимателя, государства и нанимателей1.

7. Впервые на основании Конституции РФ Конституция РД /ст.12/ устанавливает светский характер государства РД. В отличие от Конституции РФ, в Конституции РД Дагестан не назван правовым государством, тем не менее, Республика Дагестан не может не быть правовым государством, так как она является частью правового государства – Российской Федерации. Некоторые положения Конституции   являются программными, в том числе  и провозглашение РФ правовым государством. Это обусловлено тем, что РФ не в полной мере обладает существенными признаками, характеризующими  государство как правовое. В науке  правовое государство характеризуется следующими  признаками:

1.                   Демократизм правотворчества;

2.                   Создание права, сущностью которого является  возведенная в закон воля народа;

3.                   Верховенство (господство) права и связанность государственной власти правовыми предписаниями;

4.                   Конституционное обеспечение разделения властей, выражающего различные государственные формы осуществления единой власти народа;

5.                   Национальный суверенитет;

6.                   Свобода личности, гарантированная и реальная;

7.                   Укрепление законности, надлежащий контроль и надзор за соблюдением законов;

        8. Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия1.




Поскольку указанными признаками РД обладает не в полной мере, в Конституции РД Дагестан не провозглашается правовым государством.

8. Существенным повышением правового статуса субъектов Федерации, в том числе и РД, является наделение  их полномочиями по одобрению поправок к Главам 3-8 Конституции РФ. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются Федеральным Собранием. Поправка должна быть одобрена большинством, не менее  2/3  голосов от общего числа депутатов Государственной Думы /300голосов/ и не менее 3/4 голосов от общего числа  членов Совета Федерации /103 голоса/.

Принятая по такой процедуре поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти  не менее чем 2/3 субъектов РФ /58 субъектов/. Затронутые законы не подлежат отлагательному  вето Президента РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.