В декабре 1993г на референдуме /впервые в истории России/ принята новая Конституция РФ. Правовой основой ее разработки стала Декларация о государственном суверенитете России от 12.06.90г., провозгласившая восстановление суверенной российской государственности. Согласно ст.4 Декларации: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языкам, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»1.
В этот же период все союзные республики и многие автономные республики в составе РСФСР приняли Декларации о своем государственном суверенитете. Исключение составили Мордовская и Дагестанская республики: «Только две республики приняли правовые документы, в названиях которых нет термина «суверенитет»: Мордовская и Дагестанская. В названиях деклараций четырнадцати других республик термин «суверенитет» присутствует. Все четырнадцать деклараций провозглашают не просто суверенитет или национальный суверенитет, а государственный суверенитет (речь идет о названиях деклараций). Впрочем, Мордовская Республика и Республика Дагестан избежали слов «государственный суверенитет» и в тексте правовых документов»2 .
В ДАССР также был разработан проект Декларации о государственном суверенитете, но проект не был принят.13.05.91г. III Съезд народных депутатов ДАССР вместо Декларации о государственном суверенитете РД принял постановление «О государственном статусе Дагестанской АССР». В этом постановлении говорится, что Съезд народных депутатов Дагестанской АССР, признавая приоритеты принципов демократии, социальной справедливости и прав человека, учитывая объективные процессы совершенствования национально-государственного устройства СССР и РФ и необходимость на новых началах построить отношения в Союзе ССР и РСФСР, укрепить и приумножить исторически сложившееся единство, дружбу и братство народов Дагестана:
1) преобразует Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика в Дагестанскую Советскую Социалистическую Республику – Республику Дагестан в составе РСФСР;
2) съезд народных депутатов ДССР, выражая волю проживающих в ней народов к обновлению Союза ССР и РСФСР, объявляет о том, что Республика Дагестан становится равноправным участникам Договора о Союзе Суверенных Республик и Федеративного договора»1.
Действующая Конституция РД, принятая 26 июля 1994г. Конституционным Собранием РД, не может /не должна/ иметь принципиальных положений, существенно отличающихся от положений Конституции РФ 1993г, так как РД является субъектом Федерации.
Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Дагестанского и Российского общества. Суть этих преобразований в следующем.
1.В переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике.
2.Социалистический тип государства превращается в буржуазный; переход к многопартийности, руководящее положение Коммунистической партии уходит в прошлое.
3.Переход от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократического государства.
4.Более 200 поправок в Конституцию РСФСР 1978г. не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.
5.Распад СССР и становление суверенными государств, образующих СССР, и вхождение автономных республик и областей в составе РСФСР республиками в состав Российской Федерации. В связи с этими изменениями коренным образом изменилось геополитическое положение Республики Дагестан 1.
С принятием новых конституций Российской Федерации и Республики Дагестан в определенной мере повысился правовой статус РД.
Так, 1. В отличие от конституций Советского периода развития, проект Конституции РД составляется не путем заимствования /пересказа присланного из Центра проекта/, а самостоятельно Конституционной комиссией республики. Проект Конституции разрабатывается с участием дагестанских ученых – специалистов, а в 70-е годы не было необходимости привлекать ученых к разработке проекта, так как Конституция ДАССР не отличалась от конституций других автономных республик, причем многие положения конституций ДАССР были сформулированы точно так же, как и в конституциях СССР и РСФСР2. Самостоятельная разработка и принятие конституции республики актуальна, поскольку конституция - признак государства.
2. Впервые с момента образования РД в Конституции РФ не упоминается о статусе автономной республики, а указывается на статус республики в составе РФ, а во втором разделе Конституции РФ - упоминается и как о суверенной республике.
3. Все конституции РД советского периода истории были идеологизированными документами. В новой Конституции по-новому закреплены принципы общественного устройства, нормы эти полностью деидеологизированны. По конституции признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод - обязанностью государства. Это составляет и одну из основ конституционного строя.
4. Впервые в конституции закреплен принцип разделения властей, который был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип функционирования правового государства. Соответствующей нормы в конституциях социалистического типа не было и не могло быть, поскольку они были отвергнуты советской властью.
5. Важной конституционной новеллой является и учреждение в РД института конституционного контроля. Данная функция /конституционное судопроизводство/ возложена на Конституционный Суд РД. Конституционные Суды созданы и в других республиках: Кабардино-Балкарии, Башкортостане, Бурятии, Карелии и др.; Комитеты конституционного надзора – в Северной Осетии - Алании, Чувашской Республике, Марий Эл; в Ингушетии, Калмыкии создание аналогичных органов не предусмотрено.
6. В отличие от Конституции ДАССР 1978г. в Конституции РД нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако конституционно закреплен институт частной собственности /ст.13 Конституции РД/; установлены признание и равная защита различных форм собственности: частной, государственной, муниципальной, а также собственности общественных объединений и других форм собственности.
Конституция РД закрепляет концепцию социальной, рыночной экономики, прямо не сформулированную в федеральной Конституции, но и не противоречащую ей. Помимо пяти важных конституционных принципов регулирования экономических отношений, содержащихся в ст.8 Конституции РФ /свобода экономической деятельности; единое экономическое пространство; свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств; равное признание и защита разных форм собственности; поддержка добросовестной конкуренции/, в Конституции РД закрепляются такие принципы регулирования государством экономической деятельности, как социальная ориентация экономики, социальное партнерство /ст.12/.
Принципы социальной справедливости, социальной ориентированности, концепция социально-рыночной экономики закреплены и в конституциях других субъектов Федерации. Так, принцип социальной справедливости закреплен в ст.3 Конституции Республики Якутия; согласно ст.12. Конституции Республики Алтай «государство регулирует экономические отношения в интересах человека и общества».
Рыночная экономика не может динамично развиваться без социального партнерства предпринимателя, государства и нанимателей1.
7. Впервые на основании Конституции РФ Конституция РД /ст.12/ устанавливает светский характер государства РД. В отличие от Конституции РФ, в Конституции РД Дагестан не назван правовым государством, тем не менее, Республика Дагестан не может не быть правовым государством, так как она является частью правового государства – Российской Федерации. Некоторые положения Конституции являются программными, в том числе и провозглашение РФ правовым государством. Это обусловлено тем, что РФ не в полной мере обладает существенными признаками, характеризующими государство как правовое. В науке правовое государство характеризуется следующими признаками:
1. Демократизм правотворчества;
2. Создание права, сущностью которого является возведенная в закон воля народа;
3. Верховенство (господство) права и связанность государственной власти правовыми предписаниями;
4. Конституционное обеспечение разделения властей, выражающего различные государственные формы осуществления единой власти народа;
5. Национальный суверенитет;
6. Свобода личности, гарантированная и реальная;
7. Укрепление законности, надлежащий контроль и надзор за соблюдением законов;
8. Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия1.
Поскольку указанными признаками РД обладает не в полной мере, в Конституции РД Дагестан не провозглашается правовым государством.
8. Существенным повышением правового статуса субъектов Федерации, в том числе и РД, является наделение их полномочиями по одобрению поправок к Главам 3-8 Конституции РФ. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются Федеральным Собранием. Поправка должна быть одобрена большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы /300голосов/ и не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации /103 голоса/.
Принятая по такой процедуре поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ /58 субъектов/. Затронутые законы не подлежат отлагательному вето Президента РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32