Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






- иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.


С учетом изложенного , в ч.5 ст.100 Конституции РД предлагается  внести поправки и изложить ее в следующей редакции: «Народное  Собрание принимает решение о недоверии    Председателю Государственного Совета РД двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

 В случае непринятия решения о недоверии Председателю Государственного Совета РД,   Государственный Совет РД в соответствии с п.10 ст.91 Конституции РД назначает референдум по вопросу о роспуске Народного Собрания».

По нашему мнению, Государственный Совет РД даже двумя третями не может инициировать вопрос о недоверии к Председателю Государственного Совета РД, поскольку он в целом возглавляет исполнительную власть и имеет большинство, по сравнению с Председателем, полномочий. Кроме того, вопрос об использовании права выражения недоверия к Председателю членами Государственного Совета РД есть вопрос о наличии разногласий внутри одной - исполнительной ветви власти, внутри одной «команды», поэтому отдельные члены Государственного Совета, несогласные с позицией Председателя,  могут воспользоваться правом отставки. Поэтому норму Конституции, предусматривающую право членов Государственного Совета инициировать вопрос об отрешении от должности Председателя  Государственного Совета, необходимо исключить.

Не случайно федеральным законодателем  используется формула «выражения недоверия» высшему  должностному лицу субъекта Федерации, а не «об отрешении его от должности». Этим самым подчеркивается  порядок отличный, чем отрешение от должности Президента Российской Федерации.  


16. В ст.102 Конституции РД закреплено, что в случае отрешения Председателя Государственного Совета от должности, отставки, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае его смерти,  полномочия главы государства (Председателя Государственного Совета РД) исполняет Председатель Правительства РД, а если это невозможно, то Председатель Народного Собрания РД. Как наиболее соответствующую принципу разделения властей предлагаем следующую поправку в ст. 102 Конституции РД: «В случае невозможности исполнения полномочий Председателем Государственного Совета РД по различным основаниям полномочия Председателя Государственного Совета РД исполняет Председатель Правительства РД, а если и это невозможно - заместитель (заместители) Председателя Государственного Совета РД, далее - члены Государственного Совета по старшинству».

В ст.102 Конституции РД приводятся основания прекращения полномочий Председателя Государственного Совета РД, среди которых - и «невозможность дальнейшего осуществления им своих полномочий». Конституция РД не дает представления о том, что конкретно понимается под «невозможностью дальнейшего исполнения» Председателем Государственного Совета РД своих полномочий (болезнь, признание недееспособным, без вести пропавшим и т.д.); каким органом и на основании каких именно документов принимается такое решение. Четкость и определенность в указанных вопросах является конституционной гарантией стабильности института Председателя Государственного Совета РД.

Данную норму необходимо уточнить путем внесения поправок в Конституцию РД. К примеру: «Невозможность дальнейшего осуществления Председателем Государственного Совета своих полномочий по болезни, или стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, устанавливается заключением Конституционного Суда РД на основании заключения государственной медицинской комиссии, назначенной парламентом республики - Народным Собранием РД».

17.  Полномочия  Государственного Совета  РД по формированию судебной системы РД предусмотрены  п. 4 ст.91 Конституции РД. Согласно данной норме Государственный Совет РД «представляет  Народному Собранию кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РД, мировых судей и дачи согласия для назначения на должности судей Верховного Суда РД, Арбитражного Суда РД, районных /городских/ судов, вносит кандидатуру на должность прокурора РД». 

По нашему мнению, более демократичным был бы порядок формирования судебной системы, изложенной в предлагаемой редакции:

«Государственный Совет РД «на альтернативной основе представляет Народному Собранию РД кандидатуры для назначения на должности судей  Конституционного Суда РД, мировых судей и дачи согласия на назначения на должности судей Верховного Суда РД, Арбитражного суда РД, районных, городских судов;  вносит предложения о кандидатуре на должность прокурора Республики Дагестан».

Альтернативность выдвижения кандидатур на замещение должностей судей послужит дополнительной гарантией их независимости. В противном случае процедура назначения на должности судей сводится к одобрению или неодобрению их парламентом РД.


18.  Часть 1 ст.116 Конституции РД во взаимосвязи с п.4 ст. 91 и п..5 ч.1 ст.81 Конституции РД, посвященной Судебной власти, предлагаем в следующей редакции: «Судьи Конституционного Суда РД и мировые судьи назначаются Народным Собранием РД по представлению Государственного Совета РД. Государственный Совет РД представляет кандидатуры на альтернативной основе. Согласие на назначение судей  Верховного Суда РД,   Арбитражного Суда РД, районных, городских судов  дает Народное Собрание РД по представлению Государственного Совета РД. Представление претендентов   осуществляется на альтернативной основе".

Здесь существенным является представление Государственным Советом РД кандидатуры для назначения на должности судей на альтернативной основе. В таком случае Народное Собрание РД будет иметь реальный выбор: кого назначить  на должность  судей Конституционного Суда РД и мировых судей;  и кому из представленных претендентов на должность  судей Верховного Суда РД, Арбитражного Суда РД, районных, городских судов дать согласие. Такой подход является более демократичным при формировании судебной системы.

19. В Главе 4 Конституции РД, посвященной  парламенту – Народному Собранию, нет нормы  об ответственности Правительства перед парламентом РД. В то же время в Главе 6 Конституции РД, посвященной Правительству РД, в ст.106 закреплено положение о том, что Правительство РД ответственно перед Народным Собранием.

 По нашему мнению, положение Конституции, закрепляющее ответственность Правительства перед парламентом, должно структурно входить в Главу 4 Конституции РД и во взаимосвязи с этим  по правилам логического и  технико-юридического требования построения документа должно быть включено в Главу Конституции РД, посвященной Правительству РД.


20. Глава 6 Конституции РД посвящена Правительству РД.

В ст.103 Конституции РД закреплено положение о том, что Правительство РД является исполнительно-распорядительным органом РД.

Закон РД «О Правительстве РД» не издан. Необходимо издать такой закон, с указанием полномочий, структуры и порядка деятельности Правительства РД.

Предлагаем внести в ст.103 Конституции РД поправку следующего содержания: «Полномочия, структура и порядок деятельности Правительства РД определяются Конституцией РД и Законом РД «О Правительстве РД».


21. В ч.1 ст.104 Конституции РД предусмотрено, что Председатель Правительства РД назначается Государственным Советом РД с согласия Народного Собрания. Данная правовая норма нуждается в уточнении. В соответствии с ч.2 ст.88 Конституции РД в состав Государственного Совета РД входит Председатель Правительства РД в качестве заместителя Председателя Государственного Совета.

Во взаимосвязи ч.2 ст.88 Конституции РД в ч.1 ст.104 Конституции РД следует указать, что Председатель Правительства РД назначается Государственным Советом РД из числа членов Государственного Совета РД с согласия Народного Собрания РД.


22. В соответствии с Конституцией РД и Законом РД «О Конституционном Собрании РД» Конституционное Собрание наделено важными полномочиями по принятию Конституции РД, внесению в нее изменений и дополнений, избранию членов Государственного Совета и его Председателя, а также решению вопросов об отрешении последних от должности.

Хотя Конституционное Собрание наделено широкими и важными полномочиями, в Конституции РД нет самостоятельной главы или отдельной статьи, посвященной Конституционному Собранию.

Конституционное Собрание является органом учредительной власти, поскольку принимает Конституцию и избирает Государственный Совет и его Председателя. Несмотря на это правовое положение Конституционного Собрания определяется лишь Законом РД «О Конституционном Собрании», принятым 10.06.94г., то есть до принятия Конституции РД.

Указанный закон далек от совершенства: нет полной ясности и четкости в вопросах порядка формирования, сроках полномочий и т.д.  

Так, в соответствии со ст.2 Закона РД «О Конституционном Собрании» каждый район, город и район в городе избирает в состав Конституционного Собрания представителей в количестве, соответствующем числу депутатов, избранных в парламент республики от данной территории, то есть заложен принцип равного присутствия парламентариев и делегатов.

Во-первых, данная правовая норма не дает представления, кто может выдвинуть кандидатуру, кого могут избирать (только из числа депутатов представительных органов местного самоуправления или же допускается избрание из жителей данной территории),  механизм и процедуру принятия такого решения, поскольку к рядовым решениям, принимаемым представительными органами местного самоуправления, нельзя приравнивать данное решение; каким документом, мандатом должны подтвердить полномочия лиц, избранных в состав Конституционного Собрания; сроки их полномочий.

Во-вторых, статус членов Конституционного Собрания как бы неодинаков в силу заложенного в законе механизма формирования Конституционного Собрания РД. Так, члены Конституционного Собрания - депутаты Народного Собрания - избранны путем свободных выборов (свободные  выборы - непосредственное выражение власти народа, то есть демократии), а другая составляющая Конституционного Собрания избирается не на основе всеобщего избирательного права, а представительным органом местного самоуправления.

Совершенствование законодательства о Конституционном Собрании  возможно в следующих направлениях:

- в Конституции РД необходимо структурно выделить и нормативно обозначить главу 5-1 «О Конституционном Собрании РД», где четко закрепить механизм образования, компетенцию и порядок его работы и принятие решения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.