Система высших, центральных органов государственной власти и государственного управления Республики не претерпела серьезных изменений.
Важным новшеством явилось четкое определение правового положения республики как субъекта Российской Федерации и как государства, входящего через нее в состав СССР.
В Конституции была специальная глава "О взаимоотношениях Дагестанской ССР с РСФСР и Союзом ССР в области законодательства и управления".
Так, ст. 15 Конституции устанавливала, что автономные права ДССР ограничены лишь в пределах, указанных в Конституциях СССР и РСФСР. Смысл этого положения состоял в том, что республика все вопросы, отнесенные к ее введению, решала автономно, т. е. самостоятельно; самостоятельно осуществляла государственную власть вне пределов, отнесенных к ведению СССР и РСФСР.
Права СССР и РСФСР по отношению к республике определялись в зависимости от того, относятся ли они к деятельности (сфере деятельности) объединенных или не объединенных (автономных) наркоматов. Акты высших органов государственной власти и управления РСФСР и СССР (ЦИК, ВЦИК, Президиумов ЦИК и ВЦИК, СНК СССР и РСФСР) по линии объединенных наркоматов были обязательны к непосредственному исполнению на территории республики. Акты же общесоюзных и общероссийских органов по линии не объединенных наркоматов вступали в силу на территории ДССР лишь с санкции ДагЦИКа. Это было признанием того, что нормативные акты республики по соответствующим вопросам в определенных сферах государственной жизни обладали высшей юридической силой, верховенством на ее территории. Однако Всероссийский съезд Советов и ВЦИК имели право отменять или приостанавливать акты (декреты, постановления, решения) Вседагестанского съезда Советов, ДагЦИКа и СНК ДССР. Президиум ВЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления ЦИК и СНК ДССР, приостанавливать постановления Вседагестанского съезда Советов, с последующим внесением своих постановлений на утверждение ВЦИКа. В то же время согласно Конституции ДагЦИК и его Президиум имели право войти во ВЦИК и через Совет Национальностей ЦИК в ЦИК СССР с представлением об отмене или изменении актов всех центральных органов, которые признаются ими (органами ДССР) нецелесообразными по местным условиям.
Объединенные наркоматы непосредственно подчинялись ДССР и осуществляли директивы соответствующих наркоматов РСФСР, проводя все мероприятия последних через ЦИК и СНК ДССР. Причем распоряжения объединенных наркоматов РСФСР были обязательны для одноименных наркоматов ДССР при условии, если они не противоречат законодательству ДССР.
Объединенные наркоматы РСФСР были не вправе приостановить или отменить постановления одноименных наркоматов ДССР, если постановления, хотя и противоречили директивам объединенных наркоматов РСФСР и общефедеральному законодательству, но основывались на точном предписании СНК и ЦИК ДССР. Объединенный наркомат РСФСР вправе был опротестовать эти постановления в СНК ДССР.
ЦИК ДССР и его Президиум были правомочны приостанавливать распоряжения объединенных наркоматов РСФСР при несоответствии данного распоряжения Конституции и законодательству РСФСР или Конституции и законодательству республики, доводя об этом до сведения соответствующего наркомата РСФСР.
Распоряжения не объединенных наркоматов РСФСР были необязательны для одноименных наркоматов Республики. К числу этих наркоматов относились те же шесть наркоматов, которые согласно Конституции 1921 г. не подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия.
К объединенным наркоматам РСФСР относились наркоматы финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли и Центральный Совет народного хозяйства.
К ведению Дагестанского съезда Советов, ЦИК и СНК ДССР, следовательно, к компетенции республики, относились многие полномочия, которые были закреплены и в Конституции 1921 г. Но в новую Конституцию были внесены существенные изменения, которые выражались в ограничении прав, самостоятельности республики при осуществлении государственной власти. К ведению республики относились: принятие, изменение и дополнение Конституции республики с последующим утверждением ЦИКом и Всероссийским съездом Советов; утверждение проектов изменений внешних границ республики по согласованию их с Правительством РСФСР и с правительствами соответствующих автономных республик; утверждение положений о центральных органах власти республики; утверждение бюджета республики и отчета о его исполнении; все вопросы финансового характера; общее управление политикой и народным хозяйством республики; утверждение плана всего народного хозяйства и отдельных отраслей его на территории республики; право общей и частной амнистии.
Как видно из перечисленных полномочий, компетенция республики сузилась, а те ограничения самостоятельности республики, которые имели место ранее, остались без изменения. Шел процесс дальнейшей централизации государственной власти в пользу центральных органов. Теперь республика не имела права принимать и изменять свою Конституцию самостоятельно, соответствующие акты республики приобретали силу после их утверждения федеральными органами. Из Конституции были исключены предусмотренные прежней конституцией полномочия республики по осуществлению общегосударственного законодательства, судопроизводства, уголовного и гражданского законодательства. Право общей амнистии республика по новой Конституции была вправе осуществлять в соответствии с политикой РСФСР в этом вопросе после рассмотрения актов об амнистии Президиумом ВЦИК. Право частной амнистии (помилования) республика была не вправе осуществлять в отношении осужденных судами республики граждан за контрреволюционные преступления и приговоренных к высшей мере наказания - за иные преступления.
Таким образом, Конституция 1927 года значительно урезала права республики. Несмотря на это, центр был недоволен даже с тем, что республика имела такие ограниченные права, сводившие почти полностью «на нет» самостоятельность республики. Этим можно объяснить то, что Конституция ДССР 1927 года, как и конституции других республик в составе РСФСР, остались не утвержденными федеральными органами, хотя эти конституции фактически действовали, правда, не полностью. Отдельные полномочия, предусмотренные Конституцией, не реализовывались вследствие противодействия со стороны центра – общесоюзных и федеральных органов.
Такая централизация государственной власти привела к самым отрицательным результатам.
Самостоятельность республики еще больше была ограничена, когда она вошла в состав Северо-Кавказского края (1928-1936 гг.). Процесс централизации государственной власти и унитаризации усилился в 30-е годы. Унитаризация государственного устройства СССР и РСФСР получила законодательное закрепление в Конституции СССР 1936 г. и в конституциях РСФСР и автономных республик, в том числе Дагестанской АССР 1937г.
Согласно новой Конституции РСФСР каждая автономная республика имела свою конституцию, но построенную в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР. Республиканские конституции и внесенные в них изменения вступали в силу после утверждения Верховным Советом РСФСР.
Федеральные законы имели приоритет перед законами автономных республик. В случае расхождения закона АССР с законом РСФСР действовал закон РСФСР.
По новым конституциям автономные республики были лишены права опротестовывать или приостанавливать действие нормативных актов РСФСР, права амнистии и помилования. Право автономных республик по осуществлению законодательства стало формальным. Республиканские законы принимались путем почти дословного заимствования общесоюзных и общероссийских законов. Права республик в области законодательства не были конкретизированы в конституциях.
Конституция Дагестанской АССР, принятая Чрезвычайным XI съездом Советов республики 12 июня 1937 г., закрепила новый правовой статус ДАССР, который выражался в значительном его понижении. Согласно ст. 13 Конституции Дагестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. Вне пределов ст. 13 Конституции СССР и ст. 12 Конституции РСФСР, ДАССР осуществляла государственную власть на автономных началах. Это конституционное положение, по существу, делало непонятным правовой статус республики. Республика Дагестан, будучи автономной республикой, разумеется, могла входить и входила в состав РСФСР именно на правах автономной республики. Не было смысла констатировать это названным положением. Из Конституции было неясно, считалась ли республика суверенным государством и субъектом РСФСР. Что касается осуществления республикой государственной власти на автономных началах, то это положение было вовсе непонятным, поскольку не было ясно, осуществляется ли республикой государственная власть самостоятельно или нет. Тем более понятие "автономные начала" применялось также к осуществлению государственной власти автономными областями и национальными округами. Фактически "автономные начала" при осуществлении государственной власти оказались прикрытием отсутствия самостоятельности республик в процессе осуществления государственной власти.
Конституция закрепила новое административно-территориальное деление республики. Окружное деление было заменено районным. Согласно ст. 14 Конституции территория республики состояла из 39 районов и городов Махачкала, Дербент, непосредственно подчиненных высшим органам государственной власти республики.
Законы СССР и РСФСР согласно Конституции считались обязательными на территории ДАССР, т. е. ни при каких условиях республика не имела права приостановить действие общесоюзных и федеральных законов, опротестовать их, хотя бы и нарушались права республики и ущемлялись интересы населяющих ее народов.
Большая часть полномочий, относящихся по Конституции к ведению республики, выражалась в руководстве, управлении различными отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. К ведению республики было отнесено руководство жилищным, коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов, других населенных пунктов; местным транспортом и местной связью, здравоохранением; социальным обеспечением; начальным и средним образованием; культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями республики; порядком пользования землей, недрами, лесами, водами с соответствии с законодательством СССР и РСФСР; управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения; руководство местной промышленностью. Наиболее важные промышленные и другие предприятия подчинялись органам СССР и РСФСР. Права республики в отношении этих предприятий заключались в "контроле и наблюдении" за их состоянием и управлением. По существу же, это право Республики носило в основном формальный характер. "Контроль и наблюдение за делом высшего образования", предусмотренные Конституцией, также были формальны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32