Одним из доводов противников введения поста Президента Республики Дагестан было то, что в Дагестане якобы невозможно найти человека, достойного стать Президентом. Президент будет защищать только или в основном интересы своей национальности. Данный довод не выдерживает критики.
Во-первых, примерно 20% семей в республике являются интернациональными, во-вторых, из истории Дагестана видно, что среди дагестанцев были великие, выдающиеся личности, способные мудро руководить государством и руководившие действительно умело: Шамиль, Джалаутдин Коркмасов, Нажмутдин Эфендиев (Самурский), Саид Габиев, Керим Мамедбеков, Абдурахман Даниялов и т.д.
И в современных условиях есть дагестанцы, способные и достойные быть главой государства.
В-третьих, власть президента не является и не может являться абсолютной. Принцип разделения властей, «система сдержек и противовесов» в форме контроля непосредственной демократии за деятельностью главы государства являются гарантией недопущения сосредоточения власти в одних руках. Соблюдение интересов всех – это условие нормального функционирования главы государства.
6. Наиболее демократичный способ занятия должности главы государства (республики) – выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Конституция Российской Федерации принята на всенародном референдуме. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства и избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Республика Дагестан, являясь частью Российской Федерации, независимо от результатов референдума, на основании Конституции РФ могла предусматривать в Конституции РД должность всенародно избираемого главы государства (республики).
Выборность главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрена и ст.18 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В пользу избрания главы государства РД всенародным голосованием также можно привести еще ряд доводов.
7. Конституцией РД предусматривается должность главы государства – Председателя Государственного Совета РД (ст.92), но способ занятия должности прямо не регламентирован, а указано лишь о том, что Государственный Совет РД формируется Конституционным Собранием РД и возглавляет его (Государственный Совет) Председатель Государственного Совета РД.
Более демократичным способом занятия должности Председателя Государственного Совета РД являются всеобщие выборы.
Доводы в части того, что граждане республики дважды (1991; 1993 г.г.) голосовали против этого, несостоятельны, поскольку на референдум вносился вопрос не о способе занятия должности Председателя Государственного Совета РД, а об учреждении всенародно избираемого Президента.
Такая постановка вопроса при положительном решении означала, что вместо Государственного Совета, коллегиального органа, исполнительную власть возглавляет президент республики. И он должен обладать более широкими полномочиями, чем Председатель Государственного Совета, поскольку в связи с избранием Президента функции Государственного Совета переходят к Президенту.
В связи с этим в целях установления более демократичного способа занятия должности Председателя Государственного Совета РД – избрания его на всенародных выборах, считаем необходимым внести поправку в ст.88 Конституции РД следующего содержания:
«Председатель Государственного Совета РД избирается гражданами РФ, проживающими на территории РД, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Каковы преимущества такого подхода:
во-первых, сохраняется Государственный Совет РД как коллегиальный орган, возглавляющий высшую исполнительную власть в РД;
во-вторых, более демократичным является избрание Председателя Государственного Совета, который одновременно является и главой государства РД, на всенародных выборах;
в-третьих, позволяет учитывать вышеуказанные итоги референдума по вопросу о введении поста Президента республики;
в-четвертых, способ занятия должности Председателя Государственного Совета РД будет отличным от способа порядка избрания членов Государственного Совета РД. Такое отличие обосновано, поскольку Председатель Государственного Совета – есть глава государства.
8. Государственно-правовая практика в РФ показывает во всех, или почти во всех республиках – субъектах РФ, в том числе Северо-Кавказских, глава государства (Президент) избирается всенародным голосованием. Аналогично, всенародным голосованием, избираются главы администраций «губернаторы» – руководители других субъектов федерации «областные президенты». Такая практика имеет положительные, а не отрицательные последствия.
Республиками в составе РФ в своих Конституциях предусмотрен пост Президента. Они в большинстве.
Например, пост Президента учрежден: в Республике Адыгея (ст.74), в Республике Башкортостан (ст.91), Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике (ст.78), Республике Северная Осетия – Алания , Республике Татарстан (ст.106), Чувашской Республике – Республике Чуваш (ст109/1), Республике Калмыкия (ст.25), Республике Саха (Якутия) (ст.65) и т. д.
В разных субъектах различен правовой статус, наименование главы субъекта Федерации, порядок избрания (формирования), срок полномочий.
Так, в Кабардино-Балкарской Республике и в Республике Саха (Якутия) Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти; в Ингушетии, в Башкортостане – главой государства и высшим должностным лицом; в Калмыкии – главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В Бурятии – главой республики и одновременно – главой исполнительной власти и председателем правительства; в Карелии, в Хакасии, в Республике Алтай - главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики является председатель правительства, избираемый на всеобщих выборах при тайном голосовании.
В Тыве – главой государства и исполнительной власти.
Практически во всех республиках Президент избирается непосредственно народом всеобщими, прямыми выборами при тайном голосовании сроком на пять лет и в республиках Бурятии и Коми – на четыре года.
В некоторых республиканских конституциях в нарушение федеральных законов предусмотрен возрастной ценз, ценз оседлости и т. д. (Ингушетия, Кабардино-балкарская республика, Коми, Карелия, Республика Саха (Якутия).
Глава администрации именуется губернатором в 25 субъектах Федерации, в частности: в Красноярском и Приморском краях, в Ленинградской, Тульской, Тюменской, Свердловской, Самарской областях, в Ямало-ненецком автономном округе и др.
В 40 субъектах Федерации указанная должность названа «Глава администрации», а в Курганской и Ростовской областях – «Глава администрации «губернатор».
В отдельных субъектах Федерации президент или губернатор не входит в систему исполнительной власти, а занимает особое положение, занимает положение, аналогичное положению Президенту РФ в системе государственной власти РФ. (Президент Республики Башкортостан, Президент Республики Татарстан, Губернатор курганской Области).
В Уставах Белгородской, Читинской, Тамбовской областей не упоминается ни о высшем должностном лице области, ни о высшем должностном лице исполнительного органа государственной власти области.
В конституциях республик и уставах других субъектов Федерации подробно регламентированы полномочия президентов и глав администрации, губернаторов (принесение присяги, назначение председателя правительства, подписания и обнародования законов, право законодательной инициативы, право роспуска парламента, общее руководство деятельностью Правительства, представительские функции и т. д.)
Как указано выше, в Республике Дагестан Государственный Совет возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Дагестан.
По порядку формирования, структуре, по форме работы Государственный Совет РД отличается от органов, возглавляющих исполнительную власть в других субъектах Федерации:
Государственный Совет РД представляет модель коллегиального президента (в определенной мере) и в этом качестве является новым органом в системе органов государственной власти РД.
Государственный Совет РД имеет определенное сходство с бывшим Президиумом Верховного Совета ДАССР: Государственный Совет имеет двойственную природу. С одной стороны, как уже отмечалось, он относится к исполнительной власти, возглавляя ее, с другой стороны, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, к которым относятся Народное Собрание, Правительство и суды республики.
Государственный Совет РД, состоящий из 14 человек, формируется Конституционным Собранием РД.
В состав Государственного Совета входят:
Председатель Государственного Совета РД;
Председатель Правительства РД в качестве заместителя Председателя Государственного Совета РД; заместитель и другие лица, избранные Конституционным Собранием РД с учетом многонационального состава населения республики.
В состав Государственного Совета не может входить боле одного представителя одной и той же национальности. Членами Государственного Совета не могут быть депутаты Народного Собрания, члены Правительства, судьи.
В период выполнения своих полномочий они должны приостановить свое членство в политических партиях и общественных объединениях (ст. 88 Конституции РД).
В соответствии со ст.89 Конституции РД Госсовет РД избирается на четыре года. За тридцать дней до истечения срока созывается Конституционное Собрание РД для избрания нового состава Государственного Совета и Председателя Государственного Совета РД. Если до истечения срока полномочий Народного Собрания остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение тридцати дней после избрания нового состава Народного Собрания. На это период полномочия Государственного Совета РД сохраняются. Порядок формирования и деятельности Государственного Совета РД, избрания и вступления в должность Председателя Государственного Совета РД устанавливается Законом РД «О Государственном Совете Республики Дагестан» от 16.07.94г. с изменениями от 19.03.1998г1.
Председатель Государственного Совета РД является главой государства /ст.92 Конституции РД/.
Вышеуказанный экскурс показывает самостоятельность и различия в подходе при организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации, по существу, это есть своеобразный государственно-правовой эксперимент в сфере образования системы органов государственной власти в субъектах Федерации. По истечении времени необходимо обобщить данный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32