Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






По нашему мнению, наличие проблем совершенствования института гражданства не должно привести к отрицанию гражданства республик вообще.

Поскольку республики являются государствами, невозможно доказать наличие государства, в котором отсутствует гражданство. В пользу этого тезиса  говорит и С.А. Авакьян: «В научном плане, также, нелегко доказать, что можно быть государством и при этом не иметь гражданства»1.

Единое двухуровневое гражданство соответствует федеративному характеру государства. Поэтому вопросы гражданства необходимо из ст.71 Конституции РФ «трансформировать» в ст.72 Конституции РФ, т.е. отнести к совместному ведению РФ и ее субъектов. В этом случае республики могут иметь более конкретный предмет регулирования по вопросам гражданства.

Представляется, что при наделении республик правом приема в гражданство и прекращения гражданства республики, хотя бы с последующим утверждением этих решений на федеральном уровне, либо самостоятельно, по определенным категориям людей, реальным содержанием наполнился бы институт гражданства республик.

До 1938 г. Республика Дагестан обладала правом приема в гражданство определенных категорий людей. В настоящее время Республика Дагестан также могла бы иметь такое право, хотя бы в отношении лиц разделенных народов (аварцев, азербайджанцев, лезгинов), которые проживают в Азербайджане, в Грузии и т.д., по основаниям: воссоединение с семьями при заключении брака (создании семьи) и т.д. Это обоснованно, поскольку гражданство республик в существующем виде имеет скорее символическое, чем юридическое значение.

В соответствии со ст.11 Конституции РД гражданство РД принимается и прекращается в соответствии с республиканским законом. Соотечественникам, проживающим за пределами РД, предоставляется право приобретения гражданства, если это не противоречит законам страны проживания.

Приобретение гражданства РД соотечественниками не влечет приобретение ими гражданства РФ (ч.7 ст.11 Конституции РД).

Республики в составе РФ в соответствии с Конституцией РФ не обладают таким правом. Кроме того, данная норма не дает представления о том, кого понимать под соотечественниками.

Заслуживает внимания мнение С.А Авакьяна.: «Следует полностью исключить всякие попытки регулирования федеральными органами вопросов гражданства в республиках на почве исключительно национальной принадлежности человека, категорий титульной нации, коренного населения»1 .

  Данная норма не совсем согласуется со ст.6 Конституции РФ, согласно которой гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Кроме того, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства РФ находятся в исключительном ведении РФ. Поскольку прекращение гражданства РФ есть прекращение гражданства РД (ст.22 закона РФ «О гражданстве»). Закрепленное в Конституции РД положение о праве РД самостоятельно решать вопросы  приобретения и прекращения гражданства - это и есть право приобретения и прекращения гражданства РФ в силу принципа единства гражданства. Очевидно, что данную норму Конституции РД необходимо привести в соответствии с Конституцией РФ.

Все это говорит о сложности проблем гражданства, о несовершенстве норм, закрепляющих гражданство.

6. РД имеет свою территорию.

Территория есть условие  существования самого государства, и служит материальной предпосылкой организации государственной власти. Территориальный признак обуславливает характер формирования и деятельность органов государства с учетом его  административного деления. Государственная власть РД в пределах своей компетенции распространяется на всю ее территорию. Республика Дагестан обладает территориальным верховенством в пределах своих административных границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей РД.

Территория России едина и состоит из ее субъектов, что означает распространение суверенитета на всю территорию. По Конституциям России советского периода развития территория России состояла, помимо территорий субъектов /автономных республик, областей, округов/, из непосредственно общефедеральной территории. РД имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ и внешнюю границу, которая является одновременно государственной границей РФ. Это  свидетельствует об изменении геополитического положения Республики Дагестан. Правовое регулирование вопросов территории осуществляется  на основании Конституций РФ и Республики Дагестан, а также специальным законом «О Государственной границе Российской Федерации» 1.

Так, в соответствии со ст. 69 Конституции РД территория РД едина и не может быть изменена без ее согласия. Границы между субъектами Федерации в соответствии со ст.67 Конституции РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. В Конституции РД устанавливается порядок выражения такого согласия – только по волеизъявлению дагестанского народа. Хотя в Конституции РД не упоминается, что такое согласие должно быть выражено путем республиканского референдума, наиболее демократическим способом выражения этого волеизъявления является референдум.

7.Экономическая система. Без экономической системы невозможно существование, деятельность любого государства. В экономическую систему РД входят государственная, частная, муниципальная собственность, собственность общественных объединений и иные формы собственности. РД гарантирует признание и равную защиту разных форм собственности.


Новым в конституционно-правовом статусе РД является признание и защита частной собственности, которая распространяется , в том числе , и на разгосударствленные производственные объекты (заводы, строительные, транспортные и другие предприятия). Гарантирована и частная собственность на землю.

Экономическая система недостаточна для того, чтобы обеспечить самостоятельное выполнение функций республики. Дотации (это примерно 90% бюджета РД), предоставленные федеральным центром, дают возможность республике осуществить в полной мере свои функции, проводить социально-экономические мероприятия, выполнять программы экономического и социального развития, а также другие мероприятия, направленные на социальную защиту граждан.

К совместной компетенции органов Федерации и ее субъектов в сфере экономики относятся вопросы административного, трудового, земельного, жилищного законодательства, законодательства о недрах, лесах, водах,  установление общих принципов налогообложения и сборов (ст. 72 Конституции РФ).

Важное значение при этом имеет принятие законов субъектами Федерации в ином виде, чем федеральные – «…не дублируя общих положений, принципов, понятий и терминов, добиваясь большей дифференциации и конкретности регулирования»1.

Такой подход позволит максимально обеспечивать региональные особенности в экономическом развитии субъектов Федерации.

8. Налоги. Налоги, сборы – это обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками на условиях, определяемых законодательными органами. Государственные налоги – это учрежденные публичной властью безвозмездные платежи в целях финансового обеспечения деятельности государства, взыскание которых при необходимости осуществляется принудительно (силой государства).

Необходимо иметь в виду, что установление и взимание налогов обусловлено не только целями регулирования экономики, налоги, по выражению К. Маркса, - это экономическое воплощение существования государства.

В соответствии с п. «и» ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов. В развитии и в соответствии с указанной конституционной нормой принят Налоговый кодекс РФ. Согласно ст.1 Налогового кодекса РФ в систему законодательства о налогах и сборах РФ входит законодательство субъектов РФ о налогах и сборах.

В п. 3 ст.12 Налогового кодекса РФ указано, что региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законодательством субъектов Федерации могут быть установлены льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ РД на своей территории может вводить следующие налоги и сборы:

1)                        налог на имущество организаций;

2)                        налог на недвижимость;

3)                        дорожный налог;

4)                        транспортный налог;

5)                        налог с продаж;

6)                        налог на игорный бизнес;

7)                        региональные лицензионные сборы.

Этот перечень является исчерпывающим, так как в соответствии с п.5 ст.12 Налогового кодекса РФ региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут.

Конституционный суд РФ от 21.03.97г. по делу о проверке конституционности положений абзаца второго п.2 ст.18 и ст.20 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» разъяснил, что право субъекта Федерации устанавливать налоги означает право вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность  установить налог1.

Регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, т. е. конкретизация общих правовых положений (объект налогообложения, сроки уплаты налога, ставки, квоты и т. д.) находятся в компетенции субъекта Федерации.

В советский период истории развития РД не обладала такими широкими полномочиями в сфере налогообложения. С конституционно-правовой характеристики – это есть повышение правового статуса субъектов Федерации, стало быть, и Республики Дагестан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.