Но эти и другие изменения в правовом статусе РД вряд ли можно считать достаточными, значительными. Дело в том, что республика не обладала правом по своему усмотрению принимать и изменять свою Конституцию. Она имела право принимать и изменять свою Конституцию в полном соответствии с Конституцией СССР (в период, когда он существовал) и Конституцией РФ. Такое соответствие было обязательным (ст.82 Конституции СССР и ст.78 Конституции РСФСР).
Вхождение глав правительств республик в состав Совета Министров РСФСР играло положительную роль в смысле повышения правового статуса республики. Однако оно могло быть использовано и для усиления федеральной власти за счет республик.
Порядок организации и деятельности республиканских и местных органов устанавливался республикой в соответствии с законодательством РСФСР (и СССР до 1991).
Таким образом, ни Конституции СССР, ни Конституции РСФСР советского периода истории развития не рассматривали автономные республики (ДАССР) в качестве прямых и полноправных субъектов Федерации: «Россию трудно было представить федерацией, которая всегда является формой определенной децентрализации… Автономные республики по своему правовому статусу были не более чем автономными образованиями в рамках единого централизованного государства»1.
С принятием новых конституций Российской Федерации и Республики Дагестан в определенной мере повысился правовой статус РД, в частности :
-в отличие от конституций Советского периода развития, проект Конституции РД составляется самостоятельно Конституционной комиссией республики;
-впервые с момента образования РД в Конституции РФ не упоминается о статусе автономной республики, а указывается на статус республики в составе РФ, а во втором разделе Конституции РФ - упоминается и как о суверенной республике;
-впервые в конституции закреплен принцип разделения властей;
-важной конституционной новеллой является и учреждение в РД института конституционного контроля (Конституционного суда РД) и ведение института мировых судей;
-существенным повышением правового статуса субъектов Федерации, в том числе и РД, является наделение их полномочиями по одобрению поправок
к Главам 3-8 Конституции РФ;
-новым в правовом статусе РД и существенным повышением правового статуса РД являются определение перечня вопросов, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст.72 Конституции РФ). В отличие от ранее действовавших Конституций СССР 1977 г. (ст.82) и РСФСР 1978 г. (ст.78), в Конституция РФ 1993 г. в целом более четко разграничивает предмет ведения Федерации и ее субъектов (ст.ст.71-73), что является повышением правового статуса субъекта Федерации, в том числе РД;
-большое значение имеет также впервые закрепленный в Конституции РД 1994 г., как и в Конституции РФ 1993 г., принцип непосредственного действия по Конституции РД прав и свобод человека и гражданина;
- необходимо отметить как расширение правового статуса РД впервые закрепленное в Конституции РФ (ст.15) положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ являются составной частью ее правовой системы;
-новым в конституционном законодательстве является введение ранее неизвестного вида законодательного акта – конституционного закона. Конституция РФ не регламентирует формы законодательных актов, которые вправе принимать субъект Федерации по вопросам собственной компетенции ;
-важной конституционной новеллой, которая существенно расширяет правовой статус РД, является положение ст. 77 Конституции РФ, согласно которому система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно /самостоятельность в сфере государственного строительства/ в соответствии с основами конституционного строя РФ и федеральным законом об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации;
- важное значение имеет и то, что впервые на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы народовластия – органов местного самоуправления;
Характеризуя развитие государственно-правовых признаков РД на современном этапе автор пришел к заключению, что новыми в это плане являются : государственные языки народов РД, международная правосубъектность, республиканские налоги, как элементов, характеризующие дальнейшее повышение правового статуса.
В целях приведения Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ и дальнейшего развития Конституции РД и Конституции РФ автором предложены около 40 конкретных предложений и редакции статей.
Рассматривая проблему реформирования органов государственной власти , автором обоснованы необходимость учреждения в Республике Дагестан –поста всенародно избираемого Главы Республики (Председателя РД, Президента РД), а также двухпалатной структуры парламента РД. И на основе этого сделан вывод о том, что как учреждение поста всенародно избираемого главы государства – Президента РД, так и закрепление двухпалатной структуры парламента РД, позволит «реализовывать задачи создания государственной власти, отвечающей требованиям демократии и эффективности, с одной стороны, и приспособленной к специфике региона – с другой 1».
Нормативно-правовые, и политико-правовые акты
1. Конституция РСФСР от 10.07.1918г. -М., 1918.
2. Конституция ДАССР от 5.12.1921г. Советский Дагестан.- 1921.-№216.
3. Конституция СССР 1924г., М., 1924.
4. Конституция Дагестанской АССР от 5.04.1927г.-Махачкала, 1927.
5. Конституция СССР 1936г. от 5.12.36г.
6. Конституция РСФСР от 21.01.37г. - М., 1952.-35с.
7. Конституция ДАССР от 12.06.37г. М., 1952.- 26с.
8. Конституция СССР от 7.10.77г.-М.,1977.-23с.
9. Конституция РСФСР от 12.04.78г.-М., 1985.-48с.
10. Конституция ДАССР от 30.05.78г.-Махачкала,1978.26с.
11. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. Официальный текст. Российская газета № 237 25.12.93.
12. Комментарий к Конституции РФ. / Под редакцией Л.А. Окунькова. - М.: Издательство «БЕК», 1996.-431с.
13. Конституция Республики Дагестан от 26.07.1994г.- Махачкала, 1994.-35с.
14. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995г.- Майкоп, 1995.-24с.
15. Конституция Республики Алтай в редакции КЗ РА от 7 июня 1997 года
16. Конституция Республики Башкортостан. 1993 г– Уфа , 1999.41с.
17. Конституция Республики Бурятия в редакции закона от 19.06.1996 г. № 308-1- Улан-Удэ,1996
18. Конституция КАбардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 г. Нальчик , 1997 г.
19. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия в редакции Закона РК от 25.05.1998 г.- Элиста, 1998.10с.
20. Конституция Республики Карелия от 30.05.1978 года .- Петрозаводск, 1988.23с.
21. Конституция Республики Коми по состоянию на 10.06.96 г.- Сыктывкар, 1996.24с.
22. Конституция Марий Эл в редакции закона от 22.10.97г.-Йошкар-Ола, 1997.21с.
23. Конституция республики Мордовия по состоянию на 10.06.1996 г.- Саранск, 1996.29с.
24. Конституция Республики Саха (Якутия) по состоянию на 10.06.1996 г. .- Якутск, 1996.29с.
25. Конституция Республики Татарстан в редакции закона от 27.11.96г.- Казань, 1996.30с.
26. Конституция Удмурдской Республики в редакции от 9.01.98г.- Ижевск, 1998.23с.
27. Конституция Республики Хакасия в редакции от 17.02.98г. –Абакан, 1998.36с.
28. Конституция Чувашской Республики – Республики Чуваш. – Чебоксары, 1994.37с.
Декларации. Декреты. Обращения.
1. Обращение к рабочим, солдатам и крестьянам. Съезды Советов в документах. Т.1. -М., 1959.
2. Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. Советское содружество народов. - М., 1972.
3. Декрет ВЦИК Об образовании ДАССР. Образование Дагестанской АССР. Сб. документов и материалов. - Махачкала, 1962.-216с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32