Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Во многих субъектах данный орган назван с учетом исторических, национальных традиций, национальной терминологии. Так, например, он называется Народное Собрание - в Республике Дагестан (ст.71 Конституции РД), Качаево-Черкессии,  Ингушетии;   Народный Хурал - в Бурятии и Калмыкии; Государственное Собрание - в Республике Алтай, в Республике Якутия (Саха), в Республике Башкортостан, в Республике Мордовии; Законодательное Собрание -  в Республике Карелия, Ростовской, Кемеровской, Омской, Оренбургской и в ряде других областей; Государственный Совет – в Республике Коми, Татарстан, Чуваш; Парламент – в Республике Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарии; Верховный Совет – в Чеченской Республике.

В 1998г., после избрания депутатов нового созыва, Орловская областная Дума стала называться Орловским областным Советом народных депутатов.

Численный состав депутатов определяется по-разному, на основании норм представительства,  с учетом размера территории и численности населения и т. д. Так, парламент Ингушетии, Калмыкии состоит из 27 депутата; Дагестана – 121; Татарстана – 250 депутатов.

Большинство республиканских парламентов избирается сроком на 5 лет. В девяти республиках – в Республике Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Калмыкия, Карелия, Коми, Чуваш, Удмуртия – парламенты избираются сроком на четыре года.

В четырех республиках парламенты состоят из двух палат: Парламент Кабардино-Балкарской республики – Совета Республики (Государственной Думы) и Совета представителей (палаты представителей);

Государственное Собрание (Курултай) Башкортостан – Палаты представителей и Законодательной палаты;

Законодательное Собрание Карелии – Палата Республики и Палата представителей;

Государственное Собрание (Ил Тумэн) – Палаты Республики и Палаты представителей.

Смысл разделения парламента в этих республиках на две палаты сводится к распределению полномочий между ними по принципу «Сенат – нижняя палата», причем «верхняя палата работает не на постоянной основе, а вторая – на постоянной.

Конституции республик и республиканское законодательство подробно регламентируют структуру, компетенцию парламентов.

К типичным функциям парламентов республик относятся:

-                            принятие Конституции, внесение в нее изменений и дополнений;

-                            принятие республиканских законов;

-                            определение внутренней и внешней политики республики;

-                            утверждение текущих планов социально-экономического развития;

-                            дача согласия на назначение на должность Председателя Правительства;

-                            назначение судей Конституционного Суда и мировых судей; согласие на назначение судей федеральных судов и Прокурора Республики и  т. д.

Парламенты республик (в РД - Народное Собрание) осуществляет руководство республиками посредством реализации законодательных (принятие законов) и контрольных (утверждение бюджета и отчета о его исполнении и т.д.) функций.

По нашему мнению,  двухпалатная структура парламента РД – Народного Собрания РД– способствовала бы принятию законов, более полно учитывающих особенности многонационального состава Дагестана. В пользу данного тезиса можно привести еще ряд доводов.

Так, двухпалатная структура парламента, по совершенно справедливому мнению К.Д. Коркмасовой , обеспечивает представительство от национальных групп населения республики в законодательном органе государственной власти  республики. Деятельность одной из палат, которая на постоянной основе занимается вопросами межнациональных отношений, будет способствовать дальнейшему укреплению законности в сфере межнациональных отношений 1

Нам представляется, что  на сегодняшний день малые народы не имеют возможности участвовать в управлении государственными делами, подготовке и принятии законов, других правовых актов, а также решений государственной власти.  Для обеспечения прав всех без исключения  коренных народов предлагает внести поправки в Конституцию РД  на предмет создания  двухпалатного парламента. Формировать  двухпалатную структуру парламента РД мы предлагаем в следующем порядке : 32 депутата по национальным спискам по одному от каждого коренного народа Дагестана – верхняя Палата; 44 депутата по одномандатным округам, 45 депутатов по партийным спискам – нижняя Палата, для чего в республике образовать 45 избирательных округов.

В первоначальных проектах Конституции РД предусматривалась двухпалатная структура парламента. При доработке единого проекта, который был принят Конституционным Собранием, конституционная комиссия не вполне обоснованно решила учредить однопалатный парламент.

Представляется, что структура парламента РД, состоящая из двух палат, способствовала бы обеспечению реального представительства всех народов Дагестана в парламенте.


В связи с изложенным , нам представляется необходимым принятие как федерального, так и республиканского законов О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации и  Республики Дагестан , в которых  должны быть регламентированы  права малочисленных народов РФ с предоставлением права субъекта РФ определять, какие именно народы являются малочисленными в РД.

На наш взгляд , высшему органу власти Республики Дагестан необходимо принять решение о признании всех коренных народов Республики Дагестан  малочисленными, направив  список малочисленных народов республики в Правительство РФ для включения их в Федеральный реестр малочисленных народов РФ.

При формировании органов государственной власти и управления РД всегда учитывается национальный фактор, хотя специально законом это не регламентировано. Это и правильно, поскольку Дагестан – многонациональная республика. В полной мере учитывать национальный фактор в законодательном органе государственной власти как фактора стабильности Дагестана могла бы двухпалатная структура парламента.

В связи с этим совершенно , на наш взгляд, принцип национального представительства, так или иначе, применяется почти во всех значимых областях гражданской жизни республики, хотя на сей счет нет каких-то специальных законодательных актов. Национальная принадлежность всегда учитывается при назначении ректоров ВУЗов, руководителей научных учреждений, организаций культурного профиля. Органы власти стремятся не допустить «монополизации отдельных сфер государственной и гражданской жизни определенными национальностями… Именно учет квотного этнического представительства является важным фактором общественной стабильности в Дагестане. Поэтому , на наш взгляд , подлежит законодательному закреплению также и прав субъектов Российской Федерации устанавливать квоты представительства малочисленных народов в своих законодательных (представительных) органах.

Поскольку все «конституционно обозначенные» коренные народы Дагестана признаны малочисленными, наиболее полному их представительству в законодательном органе РД соответствует двухпалатная структура парламента. Двухпалатная структура парламента обеспечивает тщательное обсуждение законопроектов, способствует принятию законов, отвечающих принципам правового государства.

Двухпалатная структура парламента дает возможность более полно учитывать интересы национальностей, правильно, объективно и обоснованно решать вопросы национальных отношений 1.

Рассматривая данный вопрос, М.А.Садыки обоснованно пишет, что «Парламент, построенный по чисто территориальному принципу без всестороннего учета национального фактора, чреват далеко идущими негативными последствиями с точки зрения сохранения целостности Дагестана» 2.

Наиболее лучшей формой, обеспечивающей представительство малочисленных народов в парламенте РД – в законодательном (представительном)

органе государственной власти, является  двухпалатная структура парламента РД.

Парламент, состоящий из двух палат  депутатов, избранных по территориальному и административно (национально)- территориальному округам с обеспечением квоты этнического представительства, будет способствовать принятию законов, в полной мере учитывающим интересы малочисленных народов (регионов) республики.

Принятые таким органом законы будут способствовать защите интересов наций, укреплению законности в сфере национальных отношений, сохранению общественно-политической стабильности в Дагестане.

Двухпалатная структура парламента обеспечила бы участие всех народов (посредством их представительства в парламент) в управлении делами государства, участии при реализации законодательных и контрольных функций парламента. Это и есть расширение демократии в сфере национальных отношений и законотворчества.

В защиту идей двухпалатной структуры парламента Дагестана выступают государствоведы, ученые, лидеры национальных и общественно-политических движений.

Так, по мнению Н.С. Джидалаева, члены Палаты Национальностей парламента республики будут полномочными национальными представителями, и законы, принятые этой Палатой, будут пользоваться большей поддержкой избирателей.  Работа палаты будет нацелена на выработку  реализации общедагестанской национальной политики1. Деятельность палаты Национальностей парламента РД способствовала бы укреплению законности в сфере национальных отношений, развитию национальной культуры, родного языка.

Некоторые законодательные новеллы усложняют положение коренных малочисленных народов как участников политических отношений.

Так, согласно Федеральному Закону об «Об общественных объединениях» не является политическим общественным объединением такое объединение, согласно Уставу которого членство в нем основано только на национальном признаке2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.