Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






          9. Международная правосубъектность. Отказ государства от принципа монополии на внешнюю торговлю, признание субъектов Федераций самостоятельными участниками гражданского оборота, в том числе и во внешнеэкономических отношениях означает, что Республика Дагестан  как государство в составе РФ обладает международной правосубъектностью.

В соответствии с п. «л» ст. 71 Конституции РФ  к исключительному ведению РФ относятся внешнеэкономические связи РФ, к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся вопросы координации международных и внешнеэнемических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации («о» ст. 72).

Порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации подробно регламентированы в ФЗ РФ «О координации международных и  внешнеэкономических связей субъектов РФ». Согласно ст.1 названного закона  под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются:  «осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами». 

Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.    

Так, ст.66 Конституции РД гласит: «Республика Дагестан имеет право на установление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящей Конституцией, участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществление внешнеэкономического курса страны по вопросам, затрагивающим интересы Республики Дагестан». Как видно, международная правосубъектность РД ограничена.

Выступая    перед депутатами  Народного Собрания РД с ежегодным Посланием, Председатель  Государственного Совета РД, характеризуя участие в международной деятельности,  отметил: « В 1997  году заключен ряд договоров о дружбе и сотрудничестве, подписаны соглашения о развитии экономических и культурных  связей с  другими  субъектами Российской Федерации.  В республике открыты представительства  МИД  и  Миннаца   Российской   Федерации.   Для налаживания и укрепления взаимовыгодных связей с другими регионами России  и  странами  СНГ  в  десяти  субъектах  РФ, а   также   в Азербайджане, Казахстане  и  на   Украине   назначены   наши представители»1.

Признание и закрепление международной правосубъектности РД есть повышение конституционно правового статуса РД и других субъектов РФ, поскольку по советским конституциям РД не обладала международной правосубъектностью.

        10. Государственный язык. Важным государственно-правовым признаком РД является установление государственного языка.

В соответствии с ч.2 ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти и местного самоуправления и других государственных учреждениях они употребляются наряду с государственным языком РФ.

В ст.10 Конституции РФ закреплено, что государственными языками РД являются русский язык и языки народов Дагестана. Необходимость внесения поправок на предмет уточнения, какие именно языки являются государственными, автором будет обоснована ниже.

В Декларации о языках народов России, утвержденной Верховным Советом РСФСР 25октября 1991 г., провозглашено право каждого на свободный выбор языка обучения, общения, воспитания, указано на развитие возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов России;

на равную социальную, экономическую и юридическую защиту государством всех языков народов РФ;

на особую заботу и внимание государства к языкам малочисленных народов, к малочисленным относятся и все народы Дагестана.

Эти положения нашли отражение в ч.2 ст.26 Конституции РФ, где сказано, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Аналогичное положение закреплено и в ч.2 ст.10 Конституции РД.

В ч.1 ст.29 Конституции РФ установлен запрет на пропаганду языкового превосходства.

Государственные языки народов Дагестана – это государственный язык РФ , а также литературная форма речи нескольких наций – национальные языки, применяемые в соответствии с республиканским законодательством, наряду с русским языкам на территории республики, в качестве средства общения при реализации республиканских полномочий государственной власти, в деятельности органов местного самоуправления и в сферах собственного правового регулирования.

В Конституции РД говорится о языках народов Дагестана, но о каких именно идет речь неясно – обо всех или о некоторых. В ней указывается, что государственными языками РД являются русский язык и языки народов Дагестана. Поэтому в ст. 10 Конституции РД необходимо внести поправки, учитывающие, какие именно языки в РД являются государственными.   Представляется, что таковыми, наряду с русским,  могут быть наиболее распространенные дагестанские языки: аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, азербайджанский, чеченский, ногайский.

 Закон о языках народов Дагестана в республике не издан.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ предполагает использование на их территории также иных языков, с учетом интересов местного населения, не составляющего нацию, что в принципе соответствует международно-правовым стандартам в области регулирования языковых отношений.

Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств от 5 ноября 1992г. предусматривает публикацию органами государственной власти субъектов Федерации (региональными органами власти) официальных документов на государственных языках субъектов Федерации (региональных языках) или на языках меньшинств.

В связи с этим выполнение указанных обязательств является проблемными для РД, поскольку не определены государственные языки Республики Дагестан.

Основные сферы употребления государственного и иных языков России определены в Законе РСФСР «О языках народов РФ»1.

Законодательством РФ предусмотрены сферы официального языкового общения с использованием, наряду с государственным языком РФ, и государственных языков субъектов Российской Федерации.

Так, ч.1 ст.10 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» указывается, что судопроизводство и делопроизводство в федеральных судах общей юрисдикции могут вести на государственном языке республики,




на территории которой находится суд, а судопроизводство и делопроизводство у мировых судей – на русском языке или на государственном языке

республики 1.

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» при подготовке и проведении референдума РФ используется русский язык и государственные языки республик в составе РФ 2.

Использование государственного языка субъекта Федерации предусмотрено также ст.17 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР  и ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.     

Так, в соответствии со ст.  17 УПК РСФСР судопроизводство  должно вестись на русском языке или на государственном языке республики,   или на языке большинства населения данной местности: «Следственные и судебные документы, в соответствии с установленным настоящим Кодексом порядком, вручаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет»3.

В соответствии со ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные по месту отбывания наказания на территории Республики по своему желанию могут дать объяснения  подать жалобу или заявление и т.д. на государственном языке республики в составе РФ 4

Анализ фиксируемых действующим законодательством положений относительно функционирования государственных языков на территории РФ и ее




субъектов показывает, что правовое регулирование языковых отношений в РД необходимо совершенствовать. Это, в первую очередь, касается  создания механизма  реализации  ст.12 Закона о языках, в соответствии с которой федеральные законы и акты Президента РФ публикуются на русском языке и могут публиковаться на государственных языках республик  в составе Российской Федерации.

Чтобы публиковать законы на государственных языках РД, сначала необходимо их конкретно определить и закрепить в Конституции РД. В законе о языках нет специальной статьи, посвященной определению терминов, используемых в нем. В силу этого непонятно, что следует понимать под «официальной сферой общения» (п.4 ст.3), «официальным делопроизводством» (ст.16). В тексте продолжается использование «странных» норм. Например, согласно п.4 ст.4. юридическая защита языков предполагает (?!-В.Г.) обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушения законодательства РФ о языках народов РФ.  По нашему мнению, указанные замечания следует учесть при принятии Закона РД «О государственных языках народов РД».

Законодатель советского времени до недавнего периода не вводил понятие государственного языка, впервые в Конституции РД 1994 года на основании федерального законодательства предусмотрены нормы о государственных языках. Это также свидетельствует о повышении правового статуса РД.

11. Государственные символы.

 Республика Дагестан как государство в составе РФ самостоятельно утверждает свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу.

В РФ действует Положение о ритуале совместного официального подъема Государственного флага Российской Федерации и государственных флагов республик в составе РФ 1.

Глава 9 Конституции РД посвящена государственной символике РД. В соответствии с ч.4 ст. 126 Конституции РД столицей РД является г. Махачкала. Статус столицы определяется республиканским законом.

В Конституции Республики Дагестан отсутствует положение, посвященное описанию символов Республики.

В Указе Президента РФ от 15 апреля 1994г. «О строительстве столицы Республики Ингушетия» столица рассматривается как важнейший атрибут государственности 1.

Таким образом, автором раскрыто понятие о сущности государственно-правовых признаков РД на современном этапе. Впервые автором сделана попытка обосновать, что республиканские налоги, международная правосубъектность, государственные языки народов РД являются элементами, характеризующими конституционно-правовой статус РД, т. е. государственно-правовыми признаками. Отмечено, что отнесение их к государственно-правовым признакам РД есть повышение правового статуса республики как государства в составе РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.