Автором высказывается мнение в защиту двухпалатной структуры парламента Республики Дагестан , которая способна эффективно разрешать разногласия между различными национальными и социальными группами. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, снятию остроты политических и региональных противоречий, тем самым способны обеспечивать и стабильность в республике.
Практическая значимость исследования. Выводы, положения , предложения и рекомендации, сформулированные в диссертационной работе могут быть использованы :
- в качестве одной из основ для последующих научных исследований
в рассматриваемой области, для преподавания учебного курса ( спецкурса) конституционного права;
-в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке законопроектов и при проведение мероприятий по реформированию органов государственной власти;
-в практике государственных органов, занимающихся (или интересующихся ) вопросами федеративных отношений;
-Конституционными комиссиями при подготовке поправок в Конституцию РФ, в Конституцию РД и других субъектов Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы отражены автором в отдельных публикациях, в частности, в монографии[2], также докладывались на совещаниях, научно-практических конференциях.
Материалы диссертационного исследования используются студентами ВУЗов и практическими работниками.
Внедрение результатов исследования подтверждаются официальными актами, издаваемыми органами государственной власти РФ и РД по затронутым и высказанным автором в диссертации проблемам совершенствования регулирования правового положения субъекта Российской Федерации.
Работа выполнена и обсуждена на заседании Международного аттестационного совета.
Структура диссертации обусловлена основными целями, задачами исследования и объемом работы и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.
В 5 – 10 веках на территории Дагестана существовали государства, которые представляли собой формы раннефеодальной государственности, как то: Баб-ал-авбаб (Дербент), Лакз (Южный Дагестан), Табасаран, Хайдак (Кайтак), Гумик (Кумух), Зирехгеран (Кубачи), Серир (Авария), Карах (Уркарах), Филан.
В своем развитии эти государственные образования претерпевали изменения: распадались на более мелкие владения, которые потом нередко объединялись. Эти государства сыграли значительную роль в социально-политической жизни народов Дагестана. В течение ХI – XVIII в.в., как и раньше, и позднее – до ХХ века, Дагестан не был единым государством, на его территории существовали лишь разрозненные государства: нуцальство Хунзахское, шамхальство Казикумухское, уйцимийство Кайтагское и др.1
Становление и развитие Дагестанской АССР (Республики Дагестан ) началось в 1921 г., с победой Октябрьской революции, хотя предпосылки этого создавались после свержения буржуазно-помещичьего строя.
Самым первым документом Советского государства было принятое 26.10.1917 г. II Всероссийским съездом Советов обращение «К рабочим, солдатам и крестьянам». В нем было провозглашено, что Советская власть «обеспечивает всем народам, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение»2 .
Важное значение для проведения мероприятий в области национально-государственного строительства имела «Декларация прав народов России», принятая Правительством России 2 (15) ноября 1917 г. В Декларации были провозглашены принципы по национальному вопросу /равенство и суверенность народов России; право народов на самоопределение; отмена национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств, населяющих Россию/ 1.
И на современном этапе указанные принципы сохраняют свою актуальность.
20 ноября 1917 г. Совнарком Российской Республики принял «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», обращаясь к мусульманам России, татарам Поволжья и Крыма, сартам Сибири и Туркестана (казахам, узбекам туркменам и др.), туркам и татарам Закавказья и горцам Кавказа (дагестанцам, ингушам, черкесам и др.), Советское Правительство заявило: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете на это право»2.
III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., одобрил национальную политику Российского Правительства, направленную на проведение в жизнь принципа самоопределения народов, и выразил убеждение в том, что «дальнейшие шаги Советской власти в этом направлении будут способствовать превращению бывшей Российской империи, удерживавшей в своих пределах отдельные народности угнетением и насилием, в братский союз свободно соединившихся на федеральных началах советских республик России»3.
Первая Советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г. - закрепила право национально-территориальных государственных образований объединиться в автономные союзы, входящие в Россию на началах федерации. Так, ст.11 Конституции РСФСР 1918 г. гласила: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов... Эти областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Республику».
В своем развитии ДАССР в составе РСФСР прошла два этапа: переходный период от капитализма к социализму (1921-1937 гг.), период социализма (1937- конец 80-х - начало 90-х годов). Ныне Дагестан находится на 3-м этапе, но не в составе РСФСР, а в составе Российской Федерации.
В феврале 1917 года в России совершилась буржуазно-демократическая революция. В результате было свергнуто царское самодержавие, угнетавшее в течение длительного времени народы Дагестана и других национальных окраин и областей Российской империи. Однако Временное правительство, заменившее царское, не изменило существенным образом положение Дагестана и других национальных окраин, областей. Место царского губернатора занял комиссар Временного правительства. А рядом с ним - местная буржуазия, аристократия. В Темир-Хан-Шуре был создан Областной исполнительный комитет. Возникли также мусульманский комитет в Петровске , милликомитет, отражавшие в основном интересы буржуазии, помещиков и состоявшие преимущественно из их представителей.
Все эти учреждения были ликвидированы в ходе социалистической революции, начатой в Петрограде 25 октября 1917 г.
Победившая в центре России Октябрьская революция, исторические решения II, III Всероссийских съездов Советов не могли не вдохновить народы Дагестана в их борьбе за освобождение от национально-колониального гнета русской буржуазии, эксплуатации со стороны местных феодалов, местной буржуазии.
Гражданская война, распространившаяся на всю территорию России, в том числе на Дагестан, препятствовала претворению в жизнь провозглашенных Советским правительством России принципов национально-государственного устройства, созданию национальной или общей государственности освобожденных народов.
После окончания гражданской войны и разгрома иностранных интервентов, в 1920 году, открылась возможность решения этих и других проблем национально-государственного строительства.
В октябре 1920 г. Кавказское бюро РКП (б) признало своевременным образование Дагестанской и Горской советских республик, типа Башкирской Советской Республики 1.
13 ноября 1920 г для рассмотрения вопроса о создании советской государственности у дагестанских народов, был созван съезд народов Дагестана. На съезде присутствовало более 300 делегатов, представителей народностей Дагестана, избранных свободно населением 2. На съезде выступали представители народов Дагестана, которые одобрили предложение об объявлении автономии Дагестана. От имени кази-кумухского народа выступил председатель Дагревкома Саид Габиев, который подчеркнул значение автономии для Дагестана: "Сегодня - великий исторический момент для дагестанских народов. Мечта всех героев, кто своей кровью и десятками лет отстаивал Дагестан от многочисленных врагов, и та автономия, которую принесли нам из Москвы наши старшие товарищи, вожди, исполнилась. Отныне мы становимся хозяевами своей судьбы"3.
На съезде выступил представитель правительства России наркомнац И.В. Сталин. В своем докладе он заявил следующее: "Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту и обычаям". Докладчик признал неверными слухи, что Советская власть запрещает шариат: "Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется у других народов. Дагестанский народ по своему желанию может сохранить свои законы и обычаи; каждый народ имеет полное право управляться на основании своих законов и обычаев; давая автономию Дагестану, Советское правительство имеет определенную цель - выделить из среды местных работников честных и преданных людей, любящих свой народ, и вверить им все органы управления Дагестаном; цель Советской власти - поднять Дагестан на высшую культурную ступень"1. Однако действие применявшихся веками в Дагестане шариатских норм и адата через несколько лет (в 1927 г.) было прекращено; объявленные на съезде принципы демократии, национально-государственного устройства не всегда соблюдались.
Съезд одобрил автономию Дагестана и принял следующую резолюцию: "Съезд заявляет, что потоки пролитой крови в борьбе с врагами свободы и революции, оросившей союз с трудовым народом Советской России, с этого момента вырастают в вечные, мощные, неразрывные узы братства и взаимной солидарности на весь долгий путь борьбы и победного творчества новой жизни".2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32