Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






         В случае, если закон РФ о поправке Конституции РФ не получит одобрения законодательных органов не менее чем 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение  в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления  результатов рассмотрения законодательными органами субъектов РФ. По нашему мнению, более демократичным был бы порядок, предусматривающий одобрение поправок к Конституции РФ, если не всеми субъектами, хотя бы  3/4   /не  менее 67/ субъектами.

Принятие и вступление в силу поправок  к Конституции РФ подробно регламентируется ФЗ РФ"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" 1 от 4 марта 1998г.  Такими полномочиями Республика Дагестан, как и другие субъекты Федерации, наделяется впервые.

         Практика государственно-правового строительства федеративных государств, признающих хотя бы некоторые демократические принципы, показывает жизненность указанного правила.

Так, согласно ст. V Конституции США /принята в 1787 г. и действует в настоящее время/ поправки к Конституции США приобретают силу, если будут ратифицированы законодательными собраниями 3/4 штатов или конвентами 3/4 штатов.  Конституция СССР, принятая в июле 1923 г., была рассмотрена и одобрена Центральными Исполнительными Комитетами  союзных республик и лишь после этого была окончательно утверждена в январе 1924 г.II съездом Советов СССР.

Согласно ст.144 /1/  Конституции Основной Закон Федеративной Республики Германия принимается органами народного представительства 2/3 тех немецких земель /субъектов Федерации/, в которых он должен, прежде всего, действовать 1.

9. Новым в правовом статусе РД и существенным повышением правового статуса РД являются вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст.72 Конституции РФ).

Так, согласно п. "к" ст.72 Конституции РФ Республика Дагестан вправе принимать законодательные акты, в том числе кодифицированные (кодексы), по следующим отраслям законодательства: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Хотя по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, до их принятия допускается собственное правовое регулирование субъектов Федерации, т.е. отсутствие на федеральном уровне законодательного акта по предметам совместного ведения, не является тормозом для развития регионального законодательства. После издания федерального закона правовой акт субъекта Федерации должны привести в соответствие  с ним.

В Республике Дагестан не принят ни один кодифицированный законодательный акт (кодексы). Такая возможность Конституцией РФ предусмотрена.

Дальнейшим повышением правового статуса РД и других субъектов Федерации было бы отнесение к вопросам совместного ведения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства. Это дала бы возможность:

- принимать соответствующее республиканское законодательство;

- отправлять правосудие именем Республики Дагестан;

- принимать решения  об объявлении амнистии и помилования в отношении лиц, которые осуждены судами в Республике Дагестан  и /или/ отбывают наказание в исправительно-трудовых учреждениях в РД.

Представляется допустимым наделить полномочием РД -правом амнистии        - в отношении осужденных и лиц, совершивших преступления небольшой и

средней тяжести.

Республиканские Постановления об объявлении амнистии могли бы быть приняты:

- в связи с юбилеем образования РД в составе России;

- в связи с юбилеем Конституции Республики Дагестан;

- в связи с юбилеем окончания локальных боевых действий и в отношении лиц, участвовавших в восстановлении конституционного порядка и ликвидации

последствий этого;

- в связи с юбилеем образования столицы РД и т. д.

Затронутый вопрос имеет свою актуальность не только в научно-теоретическом плане, но и в практическом плане.

Так, вопросы, требующие  безотлагательного разрешения, к примеру, об уголовно-правовом  запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности в РД, длительное время не находят своего законного разрешения. Обусловлено это сложной процедурой внесения изменений в УК РФ – вхождением в парламент РФ в порядке законодательной инициативы, с одной стороны, и «пропускной способностью» парламента РФ в случае  одновременности законодательных инициатив со стороны многих субъектов Федерации – с другой стороны.

Актуальными для республики являются и вопросы о самовольном захвате земель и самовольном строительстве. Хотя УК РФ  не предусматривает специальные составы  по указанным вопросам, они охватываются составом преступления, где предусмотрена ответственность за самоуправство /ст.330 УК РФ/. Ответственность, предусмотренная в санкции указанной статьи, не отвечает масштабу и характеру затронутой проблемы в РД.

Такие проблемы не являются единичными.

Самостоятельное и оперативное разрешение указанных и аналогичных вопросов в соответствии с республиканскими законами, принятыми на основании соответствующих федеральных законов, способствовало бы  укреплению законности.

10. В Конституции РД 1994 г. (ст.9), как и в Конституции РФ 1993 г., впервые устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Пленумом Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. дано разъяснение судам о том, что «суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина»2.

       11. Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции РД 1994 г., как и в Конституции РФ 1993 г., принцип непосредственного действия по Конституции РД прав и свобод человека и гражданина.

В ст.4 Конституции РД говорится о прямом действии Конституции РД, а ст.18 гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», т.е., по существу, воспроизведена аналогичная норма Конституции РФ.

Прямое действие Конституции означает, что лицо, заинтересованное в защите своих прав, может потребовать защиту, ссылаясь на конституционную норму; отсутствие правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, не может служить основанием для отказа в судебной защите прав.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. Верховный Суд разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что Федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что Федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции, а Федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует 1.

Прямое действие Конституции имеет важное практическое значение

для защиты прав и свобод гражданина.

Говоря о непосредственном действии прав и свобод человека, необходимо отметить, что «права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции не из конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона. Объективное и субъективное право в них слиты воедино.

Они постоянно действующие».

12. Необходимо отметить как расширение правового статуса РД впервые закрепленное в Конституции РФ (ст.15) положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ являются составной частью ее правовой системы. В Конституции РД прямо не указано, что общепризнанные нормы международного права и т.д. являются частью ее правовой системы, но, исходя из федеративного характера РФ, правовая система РД не может быть ничем иным, как частью правовой системы РФ.  И они (общепризнанные принципы международного права), являясь частью правовой системы в целом РФ, входят в правовую систему РД. Кроме того, согласно ст.5 Конституции РД Республика Дагестан гарантирует права коренных народов и национальных меньшинств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Следует отметить, что в нормах главы второй Конституции РД «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международные правовые акты в этой области. «Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказаний; защита частной жизни; право определения и указания национальности; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и другие»1.

13. В отличие от ранее действовавших Конституций СССР 1977 г. (ст.82) и РСФСР 1978 г. (ст.78), согласно которым Автономная республика вне пределов Союза ССР и союзной республики самостоятельно решала вопросы, отнесенные к ее ведению,  Конституция РФ 1993 г. в целом более четко разграничивает предмет ведения Федерации и ее субъектов (ст.ст.71-73), что является повышением правового статуса субъекта Федерации, в том числе РД.

14. Новым в конституционном законодательстве является введение ранее неизвестного вида законодательного акта – конституционного закона.

Согласно ст.108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.