Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Независимо от того, как бы наше правосознание не относилось к закону, закон следует исполнять, то есть положения о суверенитете в Конституции РД должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ. Но из этого не вытекает, что эти нормы не подлежат изменению, совершенствованию.

 Автором в ходе исследования затронутой проблемы сделана попытка обосновать одну  из направлений совершенствования и развития положений о суверенитете в республиках в составе РФ, то есть -  признание и закрепление в Конституциях   республик  положения об ограниченном суверенитете.

2.Наличие Конституции.

Под Конституцией в правоведении понимается основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий принципы организации государства, сущность и форму правления, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, государством и обществом, являющийся базой для принятия текущего законодательства с особым порядком принятия и изменения.

Конституции РД советского периода развития принимались высшим органом государственной власти (Вседагестанским Съездом Советов, Верховным Советом, съездом городских депутатов). На современном этапе Конституция РД может быть принята Народным Собранием РД или референдумом.

Конституция РД принята Конституционным Собранием РД 26 июня 1994г., т.е. органом учредительной власти.

Не только по порядку принятия Конституция 1994г. отличается от Конституций советского периода. Конституция РД принимается самостоятельно, не нуждается в последующем утверждении органами государственной власти, не является пересказом или копированием Федеральной Конституции, отличается от Конституций других субъектов РФ. Это и есть повышение правового статуса РД.

Будучи относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система является частью федеральной конституционно-правовой системы. Поэтому Конституция РД и другие законы не могут противоречить Конституции РФ.

3. Законодательство РД.

Систему законодательства РД составляет Конституция, законы РД, Указы Госсовета РД, Постановления Правительства РД и т. д.

Законы РД, принятые в пределах ее полномочий, на территории РД обладают верховенством и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

РД в рамках своей компетенции самостоятельно принимает законы об органах государственной власти РД, о Конституционном Суде РД, о мировых судьях РД, о бюджете, о налогах и т. д.

Конституция РФ не предписывает субъектам Федерации определенную правовую форму нормативно-правовых актов, республики самостоятельно определяют свои нормативно-правовые акты. В пределах своих полномочий вправе создавать республиканские конституционные законы (новый вид законов), кодексы. Республики в соответствии с федеральными законами самостоятельно определяют порядок принятия, подписания и обнародования законов.

РД как субъект Федерации вправе по предметам совместного ведения при отсутствии федерального закона осуществлять собственное право регулирования. Законы и другие правовые акты РД по издании федерального закона по затронутым вопросам должны быть приведены в соответствие с последними.

Такой самостоятельностью в законотворчестве РД, как и другие субъекты Федерации, не обладала в советский период развития, что является существенным повышением правового статуса РД.

 4.Органы государственной власти РД.

В соответствии с Конституцией РФ и с общими принципами об организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РД вправе самостоятельно определять систему органов государственной власти.

Государственную власть в РД осуществляют Народное Собрание, Государственный Совет, Правительство, Верховный Суд, Арбитражный суд, Конституционный суд.

Структура органов государственной власти, порядок их образования, компетенция, сроки полномочий устанавливаются республикой самостоятельно.

Народное Собрание – парламент РД – является законодательным органом РД, избираемым сроком на 4 года. Народное Собрание РД  в Конституции РД не названо высшим органом государственной власти РД и не является таковым.

Государственный Совет РД возглавляет исполнительную власть, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти РД и выполняет отдельные функции главы государства (является в определенной мере коллегиальным президентом).

Председатель Государственного Совета является главой государства, гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод гражданина. Государственный Совет и институт Председателя Государственного Совета формируется Конституционным Судом РД со сроком полномочий на четыре года. Председатель Государственного Совета как единоличный глава государства представляет РД как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Подписывает и обнародует законы.

С момента образования РД в составе России (с 1921г.) пост единоличного главы государства в республике не был учрежден.

Правительство РД – исполнительный и распорядительный орган государственной власти , но не высший  исполнительный и распорядительный орган государственной власти, каким был ранее (Совнарком) Совет министров ДАССР.

Правительство ответственно перед Народным Собранием и Государственным Советом РД.

Отдельными отраслями государственного управления руководят или осуществляют межотраслевое управление, как и прежде, министерства, комитеты и другие ведомства, хотя об этом не говорится в Конституции РД.

Судебную систему РД возглавляют: Верховный Суд, Арбитражный Суд, районные и городские суды. Порядок образования, полномочия указанных судов регламентируется федеральным законодательством.

Собственно судами РД являются Конституционный Суд РД и мировые судьи (в определенной мере) , которые будут введены в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года. Порядок их образования, компетенция будет определен федеральными и республиканскими законами о мировых судьях.

Самостоятельность в формировании республиканкой системы органов государственной власти, обеспечивающую   эффективную, действенную государственную власть, максимально учитывающую региональные особенности, необходимо рассматривать  как существенное повышение правового статуса РД.


5. Гражданство. Определение гражданства в связи с экономическими и политическими преобразованиями не изменилось, устоялось в науке конституционного права.

Согласно преамбуле Закона о гражданстве - это «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»1. Как и любое государство, РД имеет свое гражданство, т. е. имеются люди, принадлежащие ей как государству.

 Важной новеллой в законодательстве о гражданстве является положение о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства. Впервые в законодательстве данное правило закреплено в Законе «О гражданстве» от 28 ноября 1991г.

Гражданство РФ является единым и равным. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории РД, являются одновременно и гражданами РД (ст.2 Закона РФ «О гражданстве»).

В ст.6 Конституции РФ закреплено, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований приобретения.

Здесь имеется определенная коллизионность норм  ст. 2 Закона о гражданстве и Конституции РФ /ст.6/.

Нет ясности в вопросах, касающихся гражданства в республиках в составе РФ. Так, во-первых, в соответствии со ст.71 п. «в» Конституции РФ в ведении РФ находятся вопросы «гражданства РФ», т.е. в исключительном ведении РФ. В связи с этим возникает вопрос, в каких пределах республики в составе РФ могут принимать нормативно-правовые акты по вопросам гражданства; во-вторых, в соответствии с п.4 ст.5 Конституции РФ все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. Необходимо выяснить: влияет ли на это равноправие положение о гражданстве, которое признается за республиками и другими субъектами, за которыми не закреплено самостоятельное «областное», «краевое» гражданство.

Единство и равенство гражданства означает, что все граждане РФ имеют одинаковый конституционно-правовой статус, одинаковые права и обязанности, независимо от места проживания.

Представляется, что Республика Дагестан вправе регулировать вопросы приобретения и прекращения гражданства, если при этом сохраняется гражданство РФ. В  Республике Дагестан  не принят закон о гражданстве.

Имеются различные точки зрения по вопросу о гражданстве республик:

По мнению  автора, целесообразность единого гражданства в РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданства ее субъектов… Для получения каких-то экономических, социальных, правовых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США – 5 лет, в Англии и Норвегии – 7 лет, в Испании – 10 лет и т. д..

          По аналогичному мнению , республиканское гражданство является институтом, который отражает только «территориальную связь» гражданина с республикой, но не порождает весь комплекс прав и обязанностей, вытекающих из принадлежности к гражданству государства.

Сам вопрос о конституционности республиканского гражданства, закрепленного большинством конституций республик в составе Российской Федерации, является дискуссионным в науке конституционного права, поскольку его закрепление противоречит норме Конституции о едином  федеральном гражданстве. Ссылка на то, что нормы о республиканском гражданстве содержатся в ст.2  Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», принятого до вступления в силу Конституции РФ, и договоры о разграничении предметов ведения не выдерживает критики, поскольку эти нормативные документы не должные противоречить Конституции Российской Федерации.

Документом, подтверждающим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим  о принадлежности к гражданству РФ.

Документы, подтверждающие республиканское  гражданство, действующим законодательством не предусмотрены, наличие в паспорте штампа о регистрации указывает лишь на определенное постоянное место проживания.

Следует уточнить определение гражданства во всех субъектах РФ.

Как видно, некоторые государствоведы высказывают радикальные предложения – вообще отказаться от категории «гражданство республики». Отчасти это обосновывают тем, что республики не могут принять решение о приеме в гражданство либо о прекращении гражданства республики, поскольку это одновременно означает получение или прекращение  гражданства РФ; одинаковым конституционно-правовым статусом прав и обязанностей гражданина, независимо от места проживания на территории РФ; отсутствие «самостоятельного» гражданства субъектов, не являющихся республиками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.