Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Хотя в Конституции РФ нет норм, закрепляющих избирательную систему, но в Конституции советского периода она была закреплена, и в некоторых конституциях субъектов Федерации ей также посвящена специальная глава.

Так, глава VIII Конституции Республики Алтай под названием «Избирательная система  Республики Алтай» посвящена избирательной системе, где закреплены принципы организации выборов. Аналогично глава VIII под названием «Выборы» Конституции Республики Башкортостан посвящена избирательной системе и т.д.

Конституционное закрепление избирательной системы позволит избежать ограничения избирательных прав граждан, закрепляемых законодательными актами, как то: повышенные возрастные цензы, срок проживания на определенной местности – ценз оседлости и т.д.

В этой связи является справедливым  высказываемое в литературе мнение о необходимости внесения поправок в Конституцию РФ под названием «Избирательная система». По нашему мнению, «Содержание федеральных и региональных избирательных законов убеждает в том, что в целях устранения в них принципиальных разночтений, необходимо внести в Конституцию РФ поправку в виде самостоятельной главы 3-1 под названием «Избирательная система», которая бы установила четкие рамки основополагающих положений избирательной системы.

3. Административно-территориальное устройство является атрибутом государства. В науке государственного права известно следующее определение административно-территориального устройства государства. Это разделение его территории на определенные части для организации и деятельности, в соответствии с которыми формируется система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

«Если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь  субъекты  Федерации»1.

В действующей Конституции РФ не регламентированы вопросы административно-территориального устройства. С учетом специфики и особенностей каждый субъект РФ может самостоятельно решать их.

«В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенности при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному

развитию многочисленных наций и народностей Российской Федерации»2.

В различных субъектах РФ, применительно к своим специфическим условиям, в конституциях республик и уставах урегулированы вопросы административно-территориального устройства. Раздел третий Конституции Республики Алтай называется «Административно-территориальное устройство Республики Алтай»3.

Согласно ст.68 Конституции Республики Алтай административно-территориальное устройство составляет одну из конституционных основ Республики Алтай, которое строится на принципах целостности и неделимости ее территорий, сохранения естественноисторического расселения и максимального обеспечения интересов прав и свобод граждан, социально-экономического развития каждой административно-территориальной единицы.

В Конституции Республики Алтай также предусмотрен порядок образования, упразднения, установления и изменения границ и наименований административно-территориальных единиц; перечислены административно-территориальные образования.

Ст.66 Конституции Республики Бурятия посвящена вопросам административно-территориального устройства.

Согласно ст.ст.124-125 гл.9 Конституции Республики Башкортостан территория Республики Башкортостан целостна, едина, неделима, неотчуждаема. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц регулируется Законом Республики Башкортостан.

В Государственном Уставе Краснодарского края (раздел 7) устанавливается, что в административно-территориальном отношении Краснодарский край делится на города краевого подчинения и районы, а районы включают в себя административно-территориальные единицы, являющиеся первичным звеном административно-территориального деления.

Республика Дагестан имеет города республиканского значения, районы - базовые административно-территориальные единицы, которые включают в себя административно-территориальные единицы – села, поселки и т.д., являющиеся первичным звеном административно-территориального деления.

Вопросы административно-территориального устройства Республики Дагестан, с закреплением основополагающих принципов порядка образования, изменения, упразднения и т.д., необходимо предусмотреть в специальной главе или в статьях Конституции РД. В Конституции РД также необходимо закрепить систему административно-территориальных единиц (национально-территориальных образований), составляющих в совокупности территорию Республики Дагестан 1.

4.  В ст.43 Конституции РД, закрепляющей обязанность родителей и лиц их заменяющих обеспечение получения детьми основного общего образования, предлагаю внести поправку вместо слов «основного общего образования» – среднего (полного) общего образования, как не противоречащую Конституции РФ. Конституция РД (ст.12) провозглашает Республику Дагестан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Предлагаемые поправки дополнительно гарантируют для несовершеннолетних более широкие возможности получения образования, стало быть, и развития.

       5. На сегодняшний день назрела необходимость принятия Закона РД «О внесении изменений и дополнений в ч. 6 ст. 65 Конституции РД» , изложив его редакцию: «В случае издания на федеральном уровне правовых актов, согласно которым Республики Дагестан осуществляет собственное правовое регулирование, Республика Дагестан имеет право проявить законодательную инициативу о его пересмотре, либо обращаться в   суд в установленном порядке.

6. Глава 2 Конституции РД посвящена основам правового статуса человека и гражданина. В данной главе основные права и свободы закреплены в одном комплексе с социально-экономическими правами гражданина.

Права и свободы, закрепленные в Конституции, являются неотчуждаемыми, естественными. «По своей сути, природе социально-экономические права, при всей их важности для людей, явления иной плоскости, нежели основные права и свободы человека. Последние характеризуют само существо взаимоотношений власти и человека, и они, действительно, призваны в соответствии с требованиями временной демократии определить государственно-правовую жизнь общества в целом. Социально-экономические права (право на отдых, на образование, на пенсию и др.), не отделимые от гражданства, а напротив в немалой степени зависят от данной социально-экономической обстановки и, что особо значимо, от государственной власти, и в известном отношении являются производными от государственной деятельности»1.

В Конституции РФ, подчеркивающей «неотчуждаемость» прав, их статус, воспроизводится формула «основные права и свободы». Об этом говорится в ст.ст.17, 55  Конституции РФ, соответствующее словосочетание в Конституции РД отсутствует.

С учетом вышеизложенного предлагаю в главе второй Конституции РД структурно выделить и нормативно обозначить- параграф 1. «Основные права и свободы» и параграф 2. «Социально-экономические права». Изложенное имеет не только технико-юридическое и практическое значение, но и важное государственно-правовое значение.

 Примат основных прав и свобод над правами человека вообще вытекает из самого названия «основных», и такой точки зрения придерживается профессор С.С. Алексеев : «Основные права и свободы, делающие каждого человека независимой и суверенной личностью (прежде всего по отношению к власти), имеют свою морально-духовную основу, относящуюся к каждому человеку. Это достоинство человека, выражающее его высокий статус в обществе»1.

В действующей Конституции РФ основные права и свободы и социально-экономические права структурно не обозначены и во многих конституциях республик то же.

Вместе с тем раздел II Конституции Республики Алтай, закрепляющей правовой статус человека и гражданина, состоит из трех глав. Глава первая называется - «Общие положения», глава вторая – «Гражданские и политические права и свободы граждан», глава третья – «Экономические, социальные и культурные права граждан».

В разделе 2 Конституции Республики Башкортостан, который называется: «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» выделяются: глава 3 - «Гражданские и политические права граждан» и глава 4 - «Экономические, социальные и культурные права и свободы».

Положительное и позитивное из техники построения конституционного документа по затронутым вопросам можно и нужно позаимствовать из Конституции вышеуказанных республик.

  Совершенствование и развитие Конституции Республики Дагестан также предлагается в следующих направлениях.

7. Единство и дифференциация государственной власти на федеральном уровне и в субъектах федерации обусловлена федеративным характером российского государства. Наиболее важные общефедеральные основы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются Конституцией РФ и федеральными законами, а соответствующие им конкретные системы органов власти - в конституциях (в уставах) и законах субъектов Федерации.

Субъекты Федерации в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно образуют органы государственной власти, и сами принимают решение, как их именовать: «Устройство системы органов государственной власти субъектов Федерации - самостоятельные полномочия последних, но такая самостоятельность ограничена установлением общих принципов организации единой системы органов государственной власти Федерацией»2.

Законодательным (представительным) органом Республики Дагестан является Народное Собрание – парламент РД.

Глава 4 Конституции РД посвящена Народному Собранию РД.

Из конструкции ст.71 Конституции РД вытекает, что  наименования «Народное Собрание» и «парламент» равнозначны в употреблении, хотя это прямо не указано.

В связи с этим считаем необходимым принятие закона о Народном Собрании РД или о парламенте РД, где четко регламентировались бы на уровне законов вопросы:

а)  внутренней структуры:

- внутренние руководящие органы парламента Председатель (единоличный орган) или Президиум (коллегиальный орган), в состав которого входят: Председатель Народного Собрания, его заместители и председатели комитетов Народного Собрания;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.