Съезды бедноты, председателей местных ревкомов, работников советских органов поддержали Декларацию об автономии Дагестана. В декабре 1920 г. вождь турецкого народа Мустафа Кемаль в письме к В.И.Ленину одобрил провозглашенную Советским правительством автономию Дагестана. В ответной телеграмме глава Советского правительства подтвердил признание Советской Россией права каждого народа на самоопределение: "Советская Россия предоставляет автономию всем народам на ее территории и поддерживает образование ими местных республик согласно принципу права каждого народа на самоопределение. Только этот принцип позволяет установить братские отношения, основанные на взаимопонимании и взаимном доверии, которые существуют между всеми нациями, входящими в Советскую Россию»3.
В соответствии с решением Съезда народов Дагестана ВЦИК 20 января 1921 г. принял Декрет об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Согласно Декрету Автономная Дагестанская Советская Социалистическая Республика образовывалась как часть РСФСР. В состав ДССР включалась территория всей Дагестанской области в прежних ее административных границах. Эта территория состояла из 10 округов: Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Кази-Кумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского, Темир-Хан-Шуринского, Хасав-Юртовского; Каспийского побережья Дагестана, включая рыболовный район.
Органами управления Автономной ДССР согласно Декрету являлись Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и местные Советы. Для руководства отраслями государственного управления учреждались 11 наркоматов: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции, а также Совет народного хозяйства с отделами путей сообщения, почт и телеграфа.
Иностранные дела и внешняя торговля оставались в исключительном ведении РСФСР. Военными делами ведал Дагестанский краевой военный комиссариат, подчиненный Северо-Кавказскому военному комиссариату.
Борьба с контрреволюцией оставалась в ведении органов Всероссийской чрезвычайной комиссии, организованных по соглашению с ЦИКом и СНК ДССР и несущих ответственность перед центром (федеральными органами) и перед СНК ДССР.
В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР на всей территории республики, многие наркоматы и ведомства строились по принципу двойного подчинения: подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР, в то же время были ответственны перед СНК ДССР. К этим наркоматам и ведомствам относились наркоматы продовольствия, финансов, труда, РКИ, Совет народного хозяйства, отделы путей сообщения, почт и телеграфа.
6 наркоматов - внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия строились по другому принципу - самостоятельно руководили порученными отраслями управления, считались автономными (т. е. самостоятельными) в своих действиях, но были ответственны перед ЦИКом и перед СНК ДССР. Это означало, что ДССР обладала суверенными правами в ряде областей государственной жизни 1.
До созыва Учредительного съезда Советов вся полнота власти в ДССР принадлежала Революционному комитету ДССР. Вседагестанский учредительный съезд Советов состоялся в начале декабря 1921 года. На съезде было 233 делегата с решающим голосом, в том числе: рабочих - 83, крестьян - 94, интеллигентов – 56; дагестанцев -148 (69 процентов), русских -46, евреев -11, представителей других национальностей – 28.
5 декабря 1921 г. съезд утвердил проект Конституции Дагестанской АССР. Эта Конституция явилась первым в истории Дагестана основным законом его. Она закрепила основы правого положения Республики, ее суверенные и другие права.
Прежде всего, Дагестан объявлялся Республикой Советов рабочих, крестьянских, батрацких, красноармейских и матросских депутатов. Это означало, что Дагестан объявлялся государством с республиканской формой правления.
ДАССР согласно Конституции являлась автономной и в качестве таковой входила в состав РСФСР. Смысл автономности состоял в том, что ДАССР осуществляла государственную власть самостоятельно, но не по всем вопросам, а в пределах прав, не отнесенных к ведению РСФСР, поскольку ДАССР находилась в составе РСФСР.
Территория ДАССР согласно Конституции охватывала всю территорию бывшей Дагестанской области, входившей в состав Российской империи и России (после Февральской революции 1917 г.), а также Хасав-Юртовский округ
бывшей Терской области.
Часть дагестанцев, населявших ранее (до покорения Дагестана царизмом) Дагестан, до разрешения спорных вопросов о границах оставалась на территории соседних республик. Но съезд специальной резолюцией предложил будущему ЦИК республики ускорить разрешение вопроса о границах с Азербайджаном, Грузией, Горреспубликой и пограничными областями РСФСР, дабы присоединить к Дагестанской АССР территории, ранее входившие в состав Дагестана и тесно связанные с ним экономическими, бытовыми условиями, этнографическими и другими признаками. Речь шла о территориях, где проживали лезгины, аварцы, ногайцы и др.
Но данная резолюция осталась невыполненной.
Согласно Конституции в состав ДАССР входили все перечисленные в Декрете от 20 января 1921 г. десять округов (Темир-Хан-Шуринский был переименован в Буйнакский) и Каспийское побережье. В числе составных частей республики были названы города Махачкала, Дербент, с их районами.
Конституция 1921 г. установила стройную систему органов государственной власти и государственного управления Дагестанской АССР.
Высшим органом государственной власти являлся Вседагестанский съезд Советов, к ведению которого подлежали все вопросы общедагестанского значения. Он состоял из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 1000 избирателей, и представителей окружных съездов Советов, по расчету
1 депутат на 5000 жителей. В период между съездами высшей властью республики являлся Центральный Исполнительный Комитет Дагестана, который для
текущей работы выделял из своего состава Президиум.
В Конституции были определены права и обязанности ЦИК как высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа Дагестанской АССР. Для общего управления делами республики ЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров и Народные комиссариаты для руководства отдельными
отраслями управления 1.
Конституция закрепила довольно широкий круг полномочий Республики в лице ее верховных органов. В области государственного строительства к компетенции республики относились: утверждение, изменение и дополнение Конституции республики; установление и изменение границ республики; общее административное деление республики и утверждение окружных объединений; общегосударственное законодательство, судопроизводство; гражданское и уголовное законодательство; назначение и смещение отдельных членов Совнаркома, всего Совнаркома; утверждение председателя СНК; право амнистии. В области хозяйственного строительства: установление основ и общего плана народного хозяйства, отдельных его отраслей на территории республики, утверждение бюджета; установление налоговых повинностей; установление и изменение системы мер, весов и денег на территории республики. В области внешних сношений: заключение займов, таможенных и торговых договоров, финансовых соглашений.
Необходимо отметить, что вопросы установления основ и общего плана народного хозяйства, утверждения бюджета, налоговых повинностей, назначения и смещения членов Совнаркома, всего Совнаркома, утверждения Председателя Совнаркома, установления и изменения системы, мер, весов и денег ДАССР могла разрешать в соответствии с финансово-хозяйственной политикой РСФСР и с согласия соответствующих наркоматов.
По Конституции были внесены некоторые изменения в правовое положение наркоматов и ведомств республики по сравнению с тем, что было установ-
лено. Декретом ВЦИК от 20 января 1921г. К числу объединенных наркоматов и
ведомств, подчиняющихся соответствующим наркоматам и ведомствам РСФСР, было отнесено, кроме указанных в вышеназванном Декрете, также Дагестанское статистическое управление. Из числа этих ведомств были исключены отделы почт и телеграфа. Что касается автономных наркоматов, то их число
не изменилось.
Конституция предусматривала право ДАССР иметь при Правительстве РСФСР свое полномочное представительство. Уполномоченный ДАССР имел право участвовать на заседаниях ВЦИК и СНК РСФСР по делам, касающимся Дагестана, с правом совещательного голоса.
Согласно Конституции ДАССР обладала правом предоставления убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
Нельзя не отметить, что Конституция носила явно выраженный классовый характер. Характеризуя Конституцию РСФСР не только как юридический, но и как важнейший политический документ, В.И. Ленин говорил: «Вот наша политика, вы ее найдете в нашей Конституции»1. Эти слова в полной мере применимы и к характеристике конституций, относящихся к советскому периоду истории развития вообще, и к Конституции Дагестанской АССР 1921г., в частности.
Таким образом, по Конституции 1921 г. Республика Дагестан имела достаточно широкие полномочия: утверждение, изменение и дополнение Конституции республики, общее административное деление республики, общегосударственное законодательство, судопроизводство, уголовное и гражданское законодательство, право амнистии, право назначения, смещения членов СНК, утверждение Председателя СНК, право предоставления политического убежища, право на наличие автономных наркоматов, установление мер, весов и денег /хотя и по согласованию с РСФСР/ и другие полномочия.
В 1922г в связи с образованием СССР были приняты новые конституции союзных и автономных республик. 5 апреля 1927г. VI Вседагестанским съездом Советов была принята новая Конституция ДАССР.
Согласно этой Конституции были внесены определенные изменения в правовой статус, государственное устройство ДАССР. Как и Конституция 1921г., данная Конституция закрепляла положение о том, что Дагестанская Республика на основе федерации входит в состав РСФСР. Но вместе с тем было установлено, что республика, через посредство РСФСР, входит в Союз Советских Социалистических Республик.
Увеличилось число округов, составляющих республику. Кроме указанных в Декрете об образовании ДССР и Конституции 1921 г., были образованы Махачкалинский, Дербентский, Ачику-лакский, Кизлярский округа. То есть теперь число округов возросло до 13-ти. Кази-Кумухский округ был переименован в Лакский. Кроме того, к числу административно-территориальных единиц были отнесены Тляратинский и Эчединский районы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32