Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Съезды бедноты, председателей местных ревкомов, ра­ботников советских органов поддержали Декларацию об авто­номии Дагестана. В декабре 1920 г. вождь турецкого народа Мустафа Кемаль в письме к В.И.Ленину одобрил провозглашенную Советским правительством автономию Дагестана. В ответной телеграмме глава Советского правительства подтвердил при­знание Советской Россией права каждого народа на самооп­ределение: "Советская Россия предоставляет автономию всем народам на ее территории и поддерживает образование ими местных республик согласно принципу права каждого народа на самоопределение. Только этот принцип  позволяет установить братские отношения, основанные на взаимопонимании и взаимном доверии, которые существуют между всеми нациями, входящими в Советскую Россию»3.

В соответствии с решением Съезда народов Дагестана ВЦИК 20 января 1921 г. принял Декрет об образовании Дагес­танской Автономной Советской Социалистической Республи­ки. Согласно Декрету Автономная Дагестанская Советская Со­циалистическая Республика образовывалась как часть РСФСР. В состав ДССР включалась территория всей Дагестанской области в прежних ее административных границах. Эта терри­тория состояла из 10 округов: Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Кази-Кумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского, Темир-Хан-Шуринского, Хасав-Юртовского; Каспийского побережья Дагестана, включая ры­боловный район.

Органами управления Автономной ДССР согласно Декре­ту являлись Центральный Исполнительный Комитет, Совет На­родных Комиссаров и местные Советы. Для руководства отраслями государственного управления учреждались 11 наркоматов: внутренних дел, юстиции, просве­щения, здравоохранения, социального обеспечения, земледе­лия, продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции, а также Совет народного хозяйства с отделами пу­тей сообщения, почт и телеграфа.

Иностранные дела и внешняя торговля оставались в ис­ключительном ведении РСФСР. Военными делами ведал Даге­станский краевой военный комиссариат, подчиненный Северо-Кавказскому военному комиссариату.

Борьба с контрреволюцией оставалась в ведении органов Всероссийской чрезвычайной комиссии, организованных по соглашению с ЦИКом и СНК ДССР и несущих ответственность перед центром (федеральными органами) и перед СНК ДССР.

В целях сохранения единства финансовой и хозяйствен­ной политики РСФСР на всей территории республики, многие наркоматы и ведомства строились по принципу двойного под­чинения: подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР, в то же время были ответственны перед СНК ДССР. К этим нар­коматам и ведомствам относились наркоматы продовольствия, финансов, труда, РКИ, Совет народного хозяйства, отделы пу­тей сообщения, почт и телеграфа.

6 наркоматов - внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия стро­ились по другому принципу - самостоятельно руководили пору­ченными отраслями управления, считались автономными (т. е. самостоятельными) в своих действиях, но были ответственны перед ЦИКом и перед СНК ДССР. Это означало, что ДССР обладала суверенными правами в ряде областей государственной жизни 1.

До созыва Учредительного съезда Советов вся полнота власти в ДССР принадлежала Революционному комитету ДССР. Вседагестанский учредительный съезд Советов состоялся в начале декабря 1921 года. На съезде было 233 делегата с ре­шающим голосом, в том числе: рабочих - 83, крестьян - 94, интеллигентов – 56; дагестанцев -148 (69 процентов), русских -46, евреев -11, представителей других национальностей – 28.

5 декабря 1921 г. съезд утвердил проект Конституции Да­гестанской АССР. Эта Конституция явилась первым в истории Дагестана основным законом его. Она закрепила основы пра­вого положения Республики, ее суверенные и другие права.

Прежде всего, Дагестан объявлялся Республикой Советов рабочих, крестьянских, батрацких, красноармейских и матрос­ских депутатов. Это означало, что Дагестан объявлялся госу­дарством с республиканской формой правления.

ДАССР согласно Конституции являлась автономной и в качестве таковой входила в состав РСФСР. Смысл автономнос­ти состоял в том, что ДАССР осуществляла государственную власть самостоятельно, но не по всем вопросам, а в пределах прав, не отнесенных к ведению РСФСР, поскольку ДАССР на­ходилась в составе РСФСР.

Территория ДАССР согласно Конституции охватывала всю территорию бывшей Дагестанской области, входившей в состав Российской империи и России (после Февральской революции 1917 г.), а также Хасав-Юртовский округ

бывшей Терской обла­сти.

Часть дагестанцев, населявших ранее (до покорения Да­гестана царизмом) Дагестан, до разрешения спорных вопросов о границах оставалась на территории соседних республик. Но съезд специальной резолюцией предложил будущему ЦИК рес­публики ускорить разрешение вопроса о границах с Азербайд­жаном, Грузией, Горреспубликой и пограничными областями РСФСР, дабы присоединить к Дагестанской АССР территории, ранее входившие в состав Дагестана и тесно связанные с ним экономическими, бытовыми условиями, этнографическими и другими признаками. Речь шла о территориях, где проживали лезгины, аварцы, ногайцы и др.

Но данная резолюция осталась невыполненной.

Согласно Конституции  в состав ДАССР входили все пе­речисленные в Декрете от 20 января 1921 г. десять округов (Темир-Хан-Шуринский был переименован в Буйнакский) и Кас­пийское побережье. В числе составных частей республики были названы города Махачкала, Дербент, с их районами.

Конституция 1921 г. установила стройную систему органов государственной власти и государственного управления Дагестанской АССР.

Высшим органом государственной власти являлся Вседагестанский съезд Советов, к ведению которого подлежали все вопросы общедагестанского значения. Он состоял из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 1000 избирателей, и представителей окружных съездов Советов, по расчету

1 депутат на 5000 жителей. В период между съездами высшей властью республики являлся Центральный Исполнительный Комитет Дагестана, который для

текущей работы выделял из своего состава Президиум.

В Конституции были определены права и обязанности ЦИК как высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа Дагестанской АССР. Для общего управления делами республики ЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров и Народные комиссариаты для руководства отдельными

отраслями управления 1.

 Конституция закрепила довольно широкий круг полномо­чий Республики в лице ее  верховных органов. В области государственного строительства к компетенции республики относились: утверждение, изменение и дополнение Конститу­ции республики; установление и изменение границ республи­ки; общее административное деление республики и утвержде­ние окружных объединений; общегосударственное законода­тельство, судопроизводство; гражданское и уголовное законо­дательство; назначение и смещение отдельных членов Совнар­кома, всего Совнаркома; утверждение председателя СНК; пра­во амнистии. В области хозяйственного строительства: уста­новление основ и общего плана народного хозяйства, отдель­ных его отраслей на территории республики, утверждение бюд­жета; установление налоговых повинностей; установление и изменение системы мер, весов и денег на территории респуб­лики. В области внешних сношений: заключение займов, та­моженных и торговых договоров, финансовых соглашений.

 Необходимо отметить, что вопросы установления основ и общего плана народного хозяйства, утверждения бюджета, налоговых повинностей, назначения и смещения членов Совнаркома, всего Совнаркома, утверждения Председателя Совнаркома, установления и изменения системы, мер, весов и денег ДАССР могла разрешать в соответствии с финансово-хозяйственной политикой РСФСР и с согласия соответствующих наркоматов.

  По Конституции были внесены некоторые изменения в правовое положение наркоматов и ведомств республики по сравнению с тем, что было установ-

лено. Декретом ВЦИК от 20 января 1921г. К числу объединенных наркоматов и

ведомств, подчиняющихся соответствующим наркоматам и ведомствам РСФСР, было отнесено, кроме указанных в вышеназванном Декрете, также Дагестанское статистическое управление. Из числа этих ведомств были исключены отделы почт и телегра­фа. Что касается автономных наркоматов, то их число

не из­менилось.

Конституция предусматривала право ДАССР иметь при Пра­вительстве РСФСР свое полномочное представительство. Упол­номоченный ДАССР имел право участвовать на заседаниях ВЦИК и СНК РСФСР по делам, касающимся Дагестана, с правом совещательного голоса.

Согласно Конституции ДАССР обладала правом предоставления убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

Нельзя не отметить, что Конституция носила явно выраженный классовый характер. Характеризуя Конституцию РСФСР не только как юридический, но и как важнейший политический документ, В.И. Ленин говорил: «Вот наша политика, вы ее найдете в нашей Конституции»1.  Эти слова в полной мере применимы и к характеристике  конституций, относящихся к советскому периоду истории развития вообще, и к Конституции Дагестанской АССР 1921г., в частности.

Таким образом, по Конституции 1921 г. Республика Дагестан имела достаточно широкие полномочия: утверждение, изменение и дополнение Конституции республики, общее административное деление республики, общегосударственное законодательство, судопроизводство, уголовное и гражданское законодательство, право амнистии, право назначения, смещения членов  СНК, утверждение Председателя СНК, право предоставления политического убежища, право на наличие автономных наркоматов, установление мер, весов и денег /хотя и по согласованию с РСФСР/ и другие полномочия.

В 1922г в  связи с образованием СССР были приняты новые конституции союзных и автономных республик. 5 апреля 1927г. VI Вседагестанским съездом Советов была принята новая Конституция ДАССР. 

Согласно этой Конституции были внесены определенные изменения в правовой статус, государственное устройство ДАССР. Как и Конституция 1921г., данная Конституция зак­репляла положение о том, что Дагестанская Республика на ос­нове федерации входит в состав РСФСР. Но вместе с тем было установлено, что республика, через посредство РСФСР, входит в Союз Советских Социалистических Республик.

Увеличилось число округов, составляющих республику. Кро­ме указанных в Декрете об образовании ДССР и Конституции 1921 г., были образованы Махачкалинский, Дербентский, Ачику-лакский, Кизлярский округа. То есть теперь число округов возросло до 13-ти. Кази-Кумухский округ был переименован в Лакский. Кро­ме того, к числу административно-территориальных единиц были отнесены Тляратинский и Эчединский районы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.