Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






При раскрытии понятия и сущности государственно-правовых признаков Республики Дагестан обозначены проблемы, обусловленные несовершенством и противоречивостью федерального законодательства и законодательства республик. По вопросам гражданства и правового регулирования языковых отношений РД внесены конкретные предложения, направленные на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным и совершенствование этих норм.

Деятельность  органов государственной власти РД в затронутом направлении будет способствовать дальнейшему совершенствованию государственно-правовых признаков РД.

§2. Пути совершенствования государственно-правовых признаков Республики Дагестан на современном этапе – повышение правового статуса Республики Дагестан

 

Вопросы правового положения субъекта Федерации являются одними из сложных для любой федерации и важными в науке государственного права: «Соотношение полномочий, составляющих федерацию образований и федерального центра, без сомнения, является  вопросом ключевым  для любой федерации».1

Рассматривать вопрос о повышении правового статуса РД необходимо с точки зрения совершенствования государственно-правовых признаков РД. Разумеется, при этом необходимо учесть, что Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. является Федерацией конституционной.

Правовое положение субъекта Российской Федерации закреплено в гл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», в частности, в ст.4 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, обеспечивающие демократические принципы федерализма, а именно:

а) что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию;

б) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей  территории;

в) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Указанные принципиальные положения являются условиями, обеспечивающими сохранение Российской Федерации как федеративного государства.

Оптимальное соотношение полномочий федерального центра и субъектов, образующих Российскую Федерацию, необходимо не только с точки зрения соблюдения и защиты прав и свобод человека, но и как условие обеспечения существования действительного федеративного государства.

Любые крайности чреваты негативными последствиями. Так, чрезмерная централизация полномочий в федеральном центре может привести к унитарному государству, а чрезмерное расширение полномочий субъектов федерации может привести  к ее распаду или преобразованию в конфедерацию.

Дальнейшее расширение самостоятельности субъектов Федерации, возможно, но лишь до разумного предела,   критерием  которого  выступает качество государственного суверенитета. Государственным суверенитетом  в полном смысле слова вправе обладать только Россия 1.

Представляется, повышение правового статуса РД на современном этапе, в первую очередь, должно выражаться  в совершенствовании следующих государственно-правовых признаков РД как государства:

1. Проблемы изменения и совершенствования Конституции РД

После принятия Конституции РД прошло 6 лет. За этот период, как показывает практика реализации  Конституции, в ней имеются  пробелы и положения, требующие дальнейшего   развития и совершенствования.  Проблемы изменения и совершенствования Конституции РД обусловлены и тем, что    «последнее десятилетие ХХ в. характеризуются стремительными и масштабными конституционными преобразованиями во многих странах и регионах. Если старые  конституции и закрепленный ими конституционный строй  отличались стабильностью, то в современных условиях наблюдается небывалый конституционный динамизм в России и в других странах СНГ, странах Центральной и Восточной Европы, других государствах.  Влияние политических и экономических перемен усиливается  вследствие общемировых интеграционных процессов»2.

а) Вопросы приведения Конституции Республики Дагестан в соответствие с Конституцией Российской Федерации

Вопросы  приведения Конституции РД в соответствия  с Конституцией РФ есть вопросы соблюдения федеральной Конституции. Актуальность этого заключается и в том, что « если что-то и способно разрушить нашу федеративную государственность, то, прежде всего, отказ субъектов Федерации следовать федеральному закону»1.

Конституцией РФ нормативно вменено в обязанность федеральным органам  государственной власти и органам государственной власти субъектов федерации  -  обеспечивать  верховенство  закона. К числу  основных направлений совершенствования правового статуса Республики Дагестан  необходимо отнести и  проведение мероприятий,  направленных на приведение Конституции РД в соответствие с Конституцией  РФ, и решения проблем изменения и совершенствования Конституции РД как государственно-правового признака Республики Дагестан.                                                                                                                               

1. Так, согласно ст.1  Конституции РД Дагестан является не только демократическим, но и суверенным единым государством в составе РФ, выражающим волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Указанное положение противоречит  ч.1 ст.3, ст.4, ч.3 ст.5, ст.11, ч.1 ст.15, ст.67 Конституции  РФ. Согласно ст.ст.4, 15 Конституции РФ конституции и уставы субъектов Федерации не должны противоречить федеральной конституции. Аналогичные же требования содержатся и  в   Указе  Президента РФ от 5 октября 1995 г. «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ» 2.

Пунктом 2 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено устранить имеющиеся в конституциях и законах республик противоречия и привести их в соответствие с  требованиями Конституции РФ и федеральных законов. Несмотря на это, некоторые законодательные акты и Конституция РД не приведены в соответствие с положениями Конституции РФ и федеральными законами.

 Согласно Конституции РФ суверенной является только РФ в целом, что означает о закреплении  в Конституции  положения о том, что не бывает двухуровневого суверенитета: Суверенитет Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в одной системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Недействительны договора, соглашения, допускающие разделение суверенитета.

По смыслу преамбулы статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут,  а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства»21222.

В связи с изложенным с полным основанием можно сделать вывод о том , что вышеуказанные решения Конституционного Суда РФ полностью применимы и к нормам Конституции РД, закрепляющих положение о суверенитете, т. е. о необходимости  приведения Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ, имея ввиду , что любые положения Конституции Республики Дагестан , закрепляющие противоречащие Конституции РФ положения о том, что народ республики является носителем суверенитета и источником власти подлежат  изменению, как не соответствующие конституции РФ.

Кроме того, обеспечение целостности и неприкосновенности Российской Федерации несовместимо с конституционным закреплением суверенитета республик. По справедливому замечанию В.А. Ржевского и А.В. Киселевой : «Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик составляет одну из важных гарантий государственной целостности России, потому что он совершенно естественно сопряжен с тем, что не предусматривает и права выхода республик (как и иных субъектов) из состава Российской Федерации». И далее, «несуверенность субъектов федерации соответствует теории Г. Еллинека и отвечает мировой практике федерализма»1.

В отличие от Конституции РФ, в Конституции РД не указано, что Республика Дагестан является правовым государством.  Между тем,  исходя из ст. 4 Конституции РФ, каждый субъект Российской Федерации не может быть ничем иным, как частью правового государства РФ, следовательно, Республика Дагестан  есть правовое государство в составе РФ.

С учетом вышеизложенного в  целях  приведения Конституции  РД в  соответствие  с  Конституцией  РФ статью 1  Конституции  РД целесообразно дать в следующей редакции: «Республика Дагестан  есть  демократическое правовое государство с неполным (ограниченным) суверенитетом в составе Российской Федерации».

2. Частью 3 ст.1 и частью 3 ст.4 Конституции РД установлено, что Конституция РД и республиканские законы имеют верховенство на всей ее территории. Конституция РД и решения, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РД, не должны противоречить Конституции РД. Здесь налицо определенное несоответствие Конституции РД Конституции РФ в части «верховенства Конституции РД и республиканских законов на всей ее территории»; статьями 4 и 15 Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции и тот факт, что именно Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

В связи с этим часть 3 ст.1 Конституции РД предлагается в следующей редакции: «Конституция РД и республиканские законы, принятые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, имеют верховенство в отношении  нормативно-правовых актов, изданных в Республике Дагестан».

В ст.4 Конституции РД закреплено положение о том, что Конституция РД имеет высшую юридическую силу. Согласно этому Конституция РД имеет высшую юридическую силу,  применительно не к Конституции РФ и федеральным законам, а по отношению к законодательным актам Республики Дагестан. Из ст. 66 Конституции РФ следует, что Конституция республики определяет статус республики. Это означает, что Конституция РД занимает особое, а именно  высшее место в иерархии нормативных актов, принимаемых в республике1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.