При раскрытии понятия и сущности государственно-правовых признаков Республики Дагестан обозначены проблемы, обусловленные несовершенством и противоречивостью федерального законодательства и законодательства республик. По вопросам гражданства и правового регулирования языковых отношений РД внесены конкретные предложения, направленные на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным и совершенствование этих норм.
Деятельность органов государственной власти РД в затронутом направлении будет способствовать дальнейшему совершенствованию государственно-правовых признаков РД.
Вопросы правового положения субъекта Федерации являются одними из сложных для любой федерации и важными в науке государственного права: «Соотношение полномочий, составляющих федерацию образований и федерального центра, без сомнения, является вопросом ключевым для любой федерации».1
Рассматривать вопрос о повышении правового статуса РД необходимо с точки зрения совершенствования государственно-правовых признаков РД. Разумеется, при этом необходимо учесть, что Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. является Федерацией конституционной.
Правовое положение субъекта Российской Федерации закреплено в гл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», в частности, в ст.4 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, обеспечивающие демократические принципы федерализма, а именно:
а) что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию;
б) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории;
в) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Указанные принципиальные положения являются условиями, обеспечивающими сохранение Российской Федерации как федеративного государства.
Оптимальное соотношение полномочий федерального центра и субъектов, образующих Российскую Федерацию, необходимо не только с точки зрения соблюдения и защиты прав и свобод человека, но и как условие обеспечения существования действительного федеративного государства.
Любые крайности чреваты негативными последствиями. Так, чрезмерная централизация полномочий в федеральном центре может привести к унитарному государству, а чрезмерное расширение полномочий субъектов федерации может привести к ее распаду или преобразованию в конфедерацию.
Дальнейшее расширение самостоятельности субъектов Федерации, возможно, но лишь до разумного предела, критерием которого выступает качество государственного суверенитета. Государственным суверенитетом в полном смысле слова вправе обладать только Россия 1.
Представляется, повышение правового статуса РД на современном этапе, в первую очередь, должно выражаться в совершенствовании следующих государственно-правовых признаков РД как государства:
1. Проблемы изменения и совершенствования Конституции РД
После принятия Конституции РД прошло 6 лет. За этот период, как показывает практика реализации Конституции, в ней имеются пробелы и положения, требующие дальнейшего развития и совершенствования. Проблемы изменения и совершенствования Конституции РД обусловлены и тем, что «последнее десятилетие ХХ в. характеризуются стремительными и масштабными конституционными преобразованиями во многих странах и регионах. Если старые конституции и закрепленный ими конституционный строй отличались стабильностью, то в современных условиях наблюдается небывалый конституционный динамизм в России и в других странах СНГ, странах Центральной и Восточной Европы, других государствах. Влияние политических и экономических перемен усиливается вследствие общемировых интеграционных процессов»2.
а) Вопросы приведения Конституции Республики Дагестан в соответствие с Конституцией Российской Федерации
Вопросы приведения Конституции РД в соответствия с Конституцией РФ есть вопросы соблюдения федеральной Конституции. Актуальность этого заключается и в том, что « если что-то и способно разрушить нашу федеративную государственность, то, прежде всего, отказ субъектов Федерации следовать федеральному закону»1.
Конституцией РФ нормативно вменено в обязанность федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов федерации - обеспечивать верховенство закона. К числу основных направлений совершенствования правового статуса Республики Дагестан необходимо отнести и проведение мероприятий, направленных на приведение Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ, и решения проблем изменения и совершенствования Конституции РД как государственно-правового признака Республики Дагестан.
1. Так, согласно ст.1 Конституции РД Дагестан является не только демократическим, но и суверенным единым государством в составе РФ, выражающим волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Указанное положение противоречит ч.1 ст.3, ст.4, ч.3 ст.5, ст.11, ч.1 ст.15, ст.67 Конституции РФ. Согласно ст.ст.4, 15 Конституции РФ конституции и уставы субъектов Федерации не должны противоречить федеральной конституции. Аналогичные же требования содержатся и в Указе Президента РФ от 5 октября 1995 г. «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ» 2.
Пунктом 2 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено устранить имеющиеся в конституциях и законах республик противоречия и привести их в соответствие с требованиями Конституции РФ и федеральных законов. Несмотря на это, некоторые законодательные акты и Конституция РД не приведены в соответствие с положениями Конституции РФ и федеральными законами.
Согласно Конституции РФ суверенной является только РФ в целом, что означает о закреплении в Конституции положения о том, что не бывает двухуровневого суверенитета: Суверенитет Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в одной системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Недействительны договора, соглашения, допускающие разделение суверенитета.
По смыслу преамбулы статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства»21222.
В связи с изложенным с полным основанием можно сделать вывод о том , что вышеуказанные решения Конституционного Суда РФ полностью применимы и к нормам Конституции РД, закрепляющих положение о суверенитете, т. е. о необходимости приведения Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ, имея ввиду , что любые положения Конституции Республики Дагестан , закрепляющие противоречащие Конституции РФ положения о том, что народ республики является носителем суверенитета и источником власти подлежат изменению, как не соответствующие конституции РФ.
Кроме того, обеспечение целостности и неприкосновенности Российской Федерации несовместимо с конституционным закреплением суверенитета республик. По справедливому замечанию В.А. Ржевского и А.В. Киселевой : «Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик составляет одну из важных гарантий государственной целостности России, потому что он совершенно естественно сопряжен с тем, что не предусматривает и права выхода республик (как и иных субъектов) из состава Российской Федерации». И далее, «несуверенность субъектов федерации соответствует теории Г. Еллинека и отвечает мировой практике федерализма»1.
В отличие от Конституции РФ, в Конституции РД не указано, что Республика Дагестан является правовым государством. Между тем, исходя из ст. 4 Конституции РФ, каждый субъект Российской Федерации не может быть ничем иным, как частью правового государства РФ, следовательно, Республика Дагестан есть правовое государство в составе РФ.
С учетом вышеизложенного в целях приведения Конституции РД в соответствие с Конституцией РФ статью 1 Конституции РД целесообразно дать в следующей редакции: «Республика Дагестан есть демократическое правовое государство с неполным (ограниченным) суверенитетом в составе Российской Федерации».
2. Частью 3 ст.1 и частью 3 ст.4 Конституции РД установлено, что Конституция РД и республиканские законы имеют верховенство на всей ее территории. Конституция РД и решения, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РД, не должны противоречить Конституции РД. Здесь налицо определенное несоответствие Конституции РД Конституции РФ в части «верховенства Конституции РД и республиканских законов на всей ее территории»; статьями 4 и 15 Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции и тот факт, что именно Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
В связи с этим часть 3 ст.1 Конституции РД предлагается в следующей редакции: «Конституция РД и республиканские законы, принятые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, имеют верховенство в отношении нормативно-правовых актов, изданных в Республике Дагестан».
В ст.4 Конституции РД закреплено положение о том, что Конституция РД имеет высшую юридическую силу. Согласно этому Конституция РД имеет высшую юридическую силу, применительно не к Конституции РФ и федеральным законам, а по отношению к законодательным актам Республики Дагестан. Из ст. 66 Конституции РФ следует, что Конституция республики определяет статус республики. Это означает, что Конституция РД занимает особое, а именно высшее место в иерархии нормативных актов, принимаемых в республике1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32