Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






Наиболее существенным ограничением самостоятельно­сти, понижением правового статуса республики явилось упраз­днение деления наркоматов на объединенные и автономные. С момента принятия указанной Конституции все без исключения наркоматы (с 1946 г. - министерства) и ведомства по вертикали подчинялись наркоматам (министерствам), ведомствам РСФСР. Это практически означало, что ни в одной области государ­ственной жизни республика не имела права осуществлять го­сударственную власть, решать соответствующие вопросы впол­не самостоятельно.

Высшим органом государственной власти считался Вер­ховный Совет республики. Он осуществлял все права, присво­енные республике, поскольку они не входили в компетенцию подотчетных ему органов. Однако компетенция Верховного Со­вета не была ясна, конкретно определена. Осуществление тех или иных полномочий Верховным Советом не могло характери­зоваться как осуществление суверенной власти, поскольку эти полномочия не могли характеризоваться как суверенные пра­ва. Полномочия осуществлялись под руководством общесоюз­ных и федеральных органов. Важнейшие акты Верховного Со­вета Республики подлежали утверждению высшим органом го­сударственной власти РСФСР: Конституция, установление рай­онного деления, границ районов, городов. Законы о земле, не­драх, лесах, водах принимались не республикой, а СССР и РСФСР. Республика была вправе лишь осуществлять руковод­ство и контроль за порядком пользования землями, недрами, лесами, водами в соответствии с общесоюзным и федераль­ным законодательством.

Высшим  исполнительным и распорядительным органом республики стал Совет Народных Комиссаров ДАССР (с 1946 г. - Совет Министров), но Президиум Верховного совета РСФСР был наделен правом отменять акты этого органа.

Необходимо отметить, что в 30-е годы рассматривался вопрос о повышении правового статуса республики, преобразования ее в союзную: «При определенных условиях автономная республика приобретает государственный суверенитет в более полном объеме. Юридически это выражается в преобразовании ее в союзную. В этой связи небезынтересно напомнить, что из 15 союзных республик, образующих СССР, 6 возникли именно таким путем»1.  Но этот вопрос не был решен положительно в отношении Республики Дагестан.

В процессе обсуждения проекта Конституции СССР 1936г. выдвигались предложения  о преобразовании ряда автономных республик, находящихся в составе РСФСР: Казахской, Киргизской, Татарской, Башкирской и Дагестанской -  в союзные республики. 25 ноября 1936 г на Чрезвычайном  7  съезде Советов СССР председатель Конституционной комиссии  И.В. Сталин отклонил эти предложения в отношении Татарской, Башкирской  и Дагестанской автономных республик. Свою  точку зрения  он мотивировал необходимостью следующих трех признаков:

1. окраинное положение, чтобы республика имела возможность логически и фактически поставить вопрос о выходе из СССР;

2. национальность, давшая имя республике, должна составлять в ней  компактное большинство.

3. республика должна иметь население не менее 1 млн. человек, чтобы могла рассчитывать  на независимое государственное существование в случае выхода из СССР1.

Вопрос о преобразовании в союзную республику был положительно решен в отношении Казахской и Киргизской автономных республик.

Вышеуказанные признаки не являются научно аргументированными, противоречат национальному суверенитету. Для выхода из СССР не требовалось окраинное положение. Выход возможен и при отсутствии границы с иностранными государствами. В любом случае границей с иностранным государством является граница, определяемая в связи с выходом из состава федерации- СССР, то есть между СССР и государством, которое стало бы суверенным, выходя из СССР.

Гарантией государственной независимости республики является не численность населения, а другие факторы, в первую очередь сотрудничество, союз, взаимопомощь миролюбивых  демократических государств. Подтверждением этому являются суверенные государства с населением  намного меньше, чем 1 млн. человек2.

Что касается компактного большинства населения, то такое большинство не имели длительное время республики, получившие статус   союзной республики: казахи, киргизы, а также карелы и финны /Карельская АССР, состоящая в РСФСР, в марте 1940 года была преобразована в Карело-Финскую ССР. В июле 1956 года она вновь стала Карельской АССР в составе РСФСР1.

Что мог означать признак «компактного большинства населения» для перевода автономной республики в союзную, применительно к Дагестанской АССР? Это означало, что, исходя из названного признака,  Дагестанская ССР не могла реально поставить вопрос о повышении своего правового статуса  в форме преобразования ее в союзную, поскольку она /Дагестанская АССР/ не была и не является формой национальной государственности какого-либо дагестанского народа. Дагестанская АССР  представляла, ныне РД представляет собой не национальную, а по существу, «коллективную государственность десятков населяющих его народов»2. В этом качестве  РД является единственным и уникальным среди республик, входящих в РФ.

Кроме того, в СССР вопрос о преобразовании автономной республики в союзную или о порядке и процедуре выхода из СССР не был законодательно

урегулирован.

Определенные изменения в правовом положении респуб­лики произошли с принятием Конституции СССР 1977 г., Кон­ституций РСФСР и ДАССР 1978 г. Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г., а Конституция Дагестанской АССР - 30 мая 1978 г.

Правовой статус Республики Дагестан, как и других рес­публик в составе РСФСР, в определенной мере повысился по новым конституциям. Согласно ст.78 Конституции РСФСР и ст.64 Конституции ДАССР предусматривалось, что Республика Да­гестан вне прав Союза ССР (разумеется, до ее упразднения) и РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ве­дению. Конституция республики принимается Верховным Сове­том (с 1990 г. Съездом народных депутатов) республики и не нуждается в утверждении высшим органом государственной власти РФ. Председатель Совета Министров Республики (как глава правительства и любой другой республики) по должности входил в состав Совета Министров РФ.

Но эти и другие изменения в правовом статусе РД вряд ли можно считать достаточными, значительными. Нельзя не при­знавать, что имеются (и тогда имелись) все условия для ликви­дации ограничений самостоятельности прав республики.

Формулировка "самостоятельно решает вопросы вне пределов прав Союза ССР и РСФСР" оставляет неясным воп­рос, обладает ли республика суверенными правами, осуществляет ли она государственную власть самостоятельно, кроме вопросов, отнесенных к компетенции Союза ССР и РСФСР. Причем следует иметь в виду, что компетенция СССР и РСФСР распространялась на все важнейшие вопросы государственной жизни. После этого остается непонятным, ка­кие именно вопросы решает республика самостоятельно. Вы­зывает замечание и положение о том, что Конституция Республики не подлежит утверждению высшим органом госу­дарственной власти РФ. Дело в том, что республика не об­ладала правом по своему усмотрению принимать и изменять свою Конституцию. Она имела право принимать и изменять свою Конституцию в полном соответствии с Конституцией СССР (в период, когда он существовал) и Конституцией РФ. Такое соответствие было обязательным (ст.82 Конституции СССР и ст.78 Конституции РСФСР). Законы РСФСР счита­лись обязательными для исполнения на территории всех ав­тономных республик (республик в составе РСФСР). В слу­чае расхождения закона республики с законом РСФСР дей­ствовал, как и прежде, закон РСФСР. Не было предусмотре­но каких-либо прав республики опротестовать, добиться от­мены или изменения российских законов, хотя бы они про­тиворечили правам и интересам республики.

Вхождение глав правительств республик в состав Совета Министров РСФСР играло положительную роль в смысле по­вышения правового статуса республики. Однако оно могло быть использовано и для усиления федеральной власти за счет рес­публик.  

В новой Конституции республики, как и в предыдущей Кон­ституции, не были определены ее полномочия в области зако­нодательства, что, по существу, сводило «на нет» или ограничи­вало соответствующие полномочия. Практически эти полномо­чия, как и ранее, проявлялись в принятии законов путем заим­ствования российских законов.

Большинство и других полномочий, закрепленных в Кон­ституции Республики, не подтверждало права республики са­мостоятельно осуществлять государственную власть.

Охрана государственного порядка, прав и свобод граждан относилось к ведению как РСФСР, так и ДАССР. Следователь­но, вопросы, связанные с осуществлением данного полномо­чия, республика не решала самостоятельно.

Порядок организации и деятельности республиканских и местных органов устанавливался республикой в соответствии с законодательством РСФСР (и СССР до 1991).

Проведение единой экономической политики, руководство экономикой республики, обеспечение научно-технического про­гресса и осуществление мероприятий по рациональному ис­пользованию и охране природных ресурсов относились к ведению РСФСР и по отношению к ДАССР, так как последняя являлась частью РСФСР.

Разработка государственных планов экономического и со­циального развития республики также осуществлялась в рам­ках планов РСФСР.

Установление доходов, поступающих на образование го­сударственного бюджета республики, могло иметь место лишь в соответствии с законодательством СССР и РСФСР.

Конституция РД 1978 г., как и Конституция 1937 г., не пре­дусматривала право республики принимать законы о земле, недрах, осуществление лесного, водного законодательства. Республика, как указывалось, была вправе осуществлять лишь контроль за пользованием землей, лесами и водами в соответ­ствии с законодательством СССР и РСФСР.

Вопросы административно-территориального устройства республика также не решала самостоятельно. Согласно ст.71 Конституции ДАССР республика эти вопросы решала в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. Соглас­но Конституции ДАССР по-прежнему состояла из районов и городов. К моменту принятия Конституции  территория республики состояла из 39 районов и 8 городов республиканского подчинения.

Таким образом, ни Конституции СССР, ни Конституции РСФСР советского периода истории развития не рассматривали автономные республики (ДАССР) в качестве прямых и полноправных субъектов Федерации: «Россию трудно было представить федерацией, которая всегда является формой определенной децентрализации… Автономные республики по своему правовому статусу были не более чем автономными образованиями в рамках единого централизованного государства» 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.