Наиболее существенным ограничением самостоятельности, понижением правового статуса республики явилось упразднение деления наркоматов на объединенные и автономные. С момента принятия указанной Конституции все без исключения наркоматы (с 1946 г. - министерства) и ведомства по вертикали подчинялись наркоматам (министерствам), ведомствам РСФСР. Это практически означало, что ни в одной области государственной жизни республика не имела права осуществлять государственную власть, решать соответствующие вопросы вполне самостоятельно.
Высшим органом государственной власти считался Верховный Совет республики. Он осуществлял все права, присвоенные республике, поскольку они не входили в компетенцию подотчетных ему органов. Однако компетенция Верховного Совета не была ясна, конкретно определена. Осуществление тех или иных полномочий Верховным Советом не могло характеризоваться как осуществление суверенной власти, поскольку эти полномочия не могли характеризоваться как суверенные права. Полномочия осуществлялись под руководством общесоюзных и федеральных органов. Важнейшие акты Верховного Совета Республики подлежали утверждению высшим органом государственной власти РСФСР: Конституция, установление районного деления, границ районов, городов. Законы о земле, недрах, лесах, водах принимались не республикой, а СССР и РСФСР. Республика была вправе лишь осуществлять руководство и контроль за порядком пользования землями, недрами, лесами, водами в соответствии с общесоюзным и федеральным законодательством.
Высшим исполнительным и распорядительным органом республики стал Совет Народных Комиссаров ДАССР (с 1946 г. - Совет Министров), но Президиум Верховного совета РСФСР был наделен правом отменять акты этого органа.
Необходимо отметить, что в 30-е годы рассматривался вопрос о повышении правового статуса республики, преобразования ее в союзную: «При определенных условиях автономная республика приобретает государственный суверенитет в более полном объеме. Юридически это выражается в преобразовании ее в союзную. В этой связи небезынтересно напомнить, что из 15 союзных республик, образующих СССР, 6 возникли именно таким путем»1. Но этот вопрос не был решен положительно в отношении Республики Дагестан.
В процессе обсуждения проекта Конституции СССР 1936г. выдвигались предложения о преобразовании ряда автономных республик, находящихся в составе РСФСР: Казахской, Киргизской, Татарской, Башкирской и Дагестанской - в союзные республики. 25 ноября 1936 г на Чрезвычайном 7 съезде Советов СССР председатель Конституционной комиссии И.В. Сталин отклонил эти предложения в отношении Татарской, Башкирской и Дагестанской автономных республик. Свою точку зрения он мотивировал необходимостью следующих трех признаков:
1. окраинное положение, чтобы республика имела возможность логически и фактически поставить вопрос о выходе из СССР;
2. национальность, давшая имя республике, должна составлять в ней компактное большинство.
3. республика должна иметь население не менее 1 млн. человек, чтобы могла рассчитывать на независимое государственное существование в случае выхода из СССР1.
Вопрос о преобразовании в союзную республику был положительно решен в отношении Казахской и Киргизской автономных республик.
Вышеуказанные признаки не являются научно аргументированными, противоречат национальному суверенитету. Для выхода из СССР не требовалось окраинное положение. Выход возможен и при отсутствии границы с иностранными государствами. В любом случае границей с иностранным государством является граница, определяемая в связи с выходом из состава федерации- СССР, то есть между СССР и государством, которое стало бы суверенным, выходя из СССР.
Гарантией государственной независимости республики является не численность населения, а другие факторы, в первую очередь сотрудничество, союз, взаимопомощь миролюбивых демократических государств. Подтверждением этому являются суверенные государства с населением намного меньше, чем 1 млн. человек2.
Что касается компактного большинства населения, то такое большинство не имели длительное время республики, получившие статус союзной республики: казахи, киргизы, а также карелы и финны /Карельская АССР, состоящая в РСФСР, в марте 1940 года была преобразована в Карело-Финскую ССР. В июле 1956 года она вновь стала Карельской АССР в составе РСФСР1.
Что мог означать признак «компактного большинства населения» для перевода автономной республики в союзную, применительно к Дагестанской АССР? Это означало, что, исходя из названного признака, Дагестанская ССР не могла реально поставить вопрос о повышении своего правового статуса в форме преобразования ее в союзную, поскольку она /Дагестанская АССР/ не была и не является формой национальной государственности какого-либо дагестанского народа. Дагестанская АССР представляла, ныне РД представляет собой не национальную, а по существу, «коллективную государственность десятков населяющих его народов»2. В этом качестве РД является единственным и уникальным среди республик, входящих в РФ.
Кроме того, в СССР вопрос о преобразовании автономной республики в союзную или о порядке и процедуре выхода из СССР не был законодательно
урегулирован.
Определенные изменения в правовом положении республики произошли с принятием Конституции СССР 1977 г., Конституций РСФСР и ДАССР 1978 г. Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г., а Конституция Дагестанской АССР - 30 мая 1978 г.
Правовой статус Республики Дагестан, как и других республик в составе РСФСР, в определенной мере повысился по новым конституциям. Согласно ст.78 Конституции РСФСР и ст.64 Конституции ДАССР предусматривалось, что Республика Дагестан вне прав Союза ССР (разумеется, до ее упразднения) и РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Конституция республики принимается Верховным Советом (с 1990 г. Съездом народных депутатов) республики и не нуждается в утверждении высшим органом государственной власти РФ. Председатель Совета Министров Республики (как глава правительства и любой другой республики) по должности входил в состав Совета Министров РФ.
Но эти и другие изменения в правовом статусе РД вряд ли можно считать достаточными, значительными. Нельзя не признавать, что имеются (и тогда имелись) все условия для ликвидации ограничений самостоятельности прав республики.
Формулировка "самостоятельно решает вопросы вне пределов прав Союза ССР и РСФСР" оставляет неясным вопрос, обладает ли республика суверенными правами, осуществляет ли она государственную власть самостоятельно, кроме вопросов, отнесенных к компетенции Союза ССР и РСФСР. Причем следует иметь в виду, что компетенция СССР и РСФСР распространялась на все важнейшие вопросы государственной жизни. После этого остается непонятным, какие именно вопросы решает республика самостоятельно. Вызывает замечание и положение о том, что Конституция Республики не подлежит утверждению высшим органом государственной власти РФ. Дело в том, что республика не обладала правом по своему усмотрению принимать и изменять свою Конституцию. Она имела право принимать и изменять свою Конституцию в полном соответствии с Конституцией СССР (в период, когда он существовал) и Конституцией РФ. Такое соответствие было обязательным (ст.82 Конституции СССР и ст.78 Конституции РСФСР). Законы РСФСР считались обязательными для исполнения на территории всех автономных республик (республик в составе РСФСР). В случае расхождения закона республики с законом РСФСР действовал, как и прежде, закон РСФСР. Не было предусмотрено каких-либо прав республики опротестовать, добиться отмены или изменения российских законов, хотя бы они противоречили правам и интересам республики.
Вхождение глав правительств республик в состав Совета Министров РСФСР играло положительную роль в смысле повышения правового статуса республики. Однако оно могло быть использовано и для усиления федеральной власти за счет республик.
В новой Конституции республики, как и в предыдущей Конституции, не были определены ее полномочия в области законодательства, что, по существу, сводило «на нет» или ограничивало соответствующие полномочия. Практически эти полномочия, как и ранее, проявлялись в принятии законов путем заимствования российских законов.
Большинство и других полномочий, закрепленных в Конституции Республики, не подтверждало права республики самостоятельно осуществлять государственную власть.
Охрана государственного порядка, прав и свобод граждан относилось к ведению как РСФСР, так и ДАССР. Следовательно, вопросы, связанные с осуществлением данного полномочия, республика не решала самостоятельно.
Порядок организации и деятельности республиканских и местных органов устанавливался республикой в соответствии с законодательством РСФСР (и СССР до 1991).
Проведение единой экономической политики, руководство экономикой республики, обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов относились к ведению РСФСР и по отношению к ДАССР, так как последняя являлась частью РСФСР.
Разработка государственных планов экономического и социального развития республики также осуществлялась в рамках планов РСФСР.
Установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета республики, могло иметь место лишь в соответствии с законодательством СССР и РСФСР.
Конституция РД 1978 г., как и Конституция 1937 г., не предусматривала право республики принимать законы о земле, недрах, осуществление лесного, водного законодательства. Республика, как указывалось, была вправе осуществлять лишь контроль за пользованием землей, лесами и водами в соответствии с законодательством СССР и РСФСР.
Вопросы административно-территориального устройства республика также не решала самостоятельно. Согласно ст.71 Конституции ДАССР республика эти вопросы решала в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Конституции ДАССР по-прежнему состояла из районов и городов. К моменту принятия Конституции территория республики состояла из 39 районов и 8 городов республиканского подчинения.
Таким образом, ни Конституции СССР, ни Конституции РСФСР советского периода истории развития не рассматривали автономные республики (ДАССР) в качестве прямых и полноправных субъектов Федерации: «Россию трудно было представить федерацией, которая всегда является формой определенной децентрализации… Автономные республики по своему правовому статусу были не более чем автономными образованиями в рамках единого централизованного государства» 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32