Рефераты. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации на (примере Республики Дагестан)






В первые годы советского национально-государственного строительства некоторые ученые не признавали, что автономные республики (Дагестанская АССР) являются государствами, ссылаясь на право Всероссийского Съезда Советов утверждать Конституцию АССР, отсутствие самостоятельного республиканского гражданства. Поэтому Конституция Республики Дагестан 1921 г. не закрепляет положения о том, что автономная республика является государством. Ст.1 Конституции ДАССР 1921 г. гласила: «Дагестанская Советская республика является Автономной, и в качестве таковой входит в состав РСФСР».

В Конституциях ДАССР 1927; 1937; 1978 г.г. закреплялось положение о том, что АССР являлась социалистическим государством: «Автономная Советская Социалистическая Республика представляет собой социалистическое национальное государство»1.

В соответствии со ст.5 п.2 Конституции РФ республики в составе РФ являются государствами. Республика Дагестан также является государством по ее действующей Конституции (ст.1).


К государственно-правовым признакам исследователи обычно относили: наличие у АССР собственной Конституции; высших органов государственной власти; органов государственного управления; Верховного Суда; гражданства; символики; территориального верховенства1.

В основном так же определял государственно-правовые признаки АССР Ю.Юнусов. К числу признаков он относил и систему законодательства автономной республики2.

Г.М.Каппаров обоснованно считал признаком ДАССР как государства самостоятельное осуществление ею государственной власти в вопросах, относящихся к ее компетенции3.

Анализ государственно-правовой природы ДАССР - РД, положения теории государства и права, науки государственного права позволяют считать, что Дагестанская АССР (в определенные периоды своего развития) обладала признаками государства, Республика Дагестан на современном этапе имеет следующие государственно-правовые признаки:

1.Государственный суверенитет.

В науке известны различные определения государственного суверенитета, но нет единого подхода к вопросу о суверенитете государств,  входящих в (образующих)  федерацию. К примеру, по мнению отдельных ученных суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.


Отдельные ученные  утверждают, что государственный суверенитет  - это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая при этом законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.


Автор придерживается мнения  ученных , в частности , А.М. Халилова и Ш.Б Магомедова., о том, что  государственный суверенитет - «это независимость государственной власти данного государства от власти какого-либо другого государства, получающая выражение в праве государства свободно, самостоятельно, по своему усмотрению решать все свои внутренние и внешние дела, вопросы во всех областях жизни без нарушения прав других государств и общепризнанных норм, принципов международного права» 1.


Заслуживает внимания, на взгляд автора , и высказывание отдельных ученных о том, что федерация – именно союзное государство, и ее суверенитет  производен,  вторичен  по  отношению  к  суверенитету  входящих  в  нее  государственных  единиц… Государственная  власть  федерации,  в конечном  счете,  исходит  от  власти  вошедших  в  нее  государств.

Следует  отметить,  хотя  суверенитет  федерации  производен,  вторичен,  это  не  умаляет   суверенитета  федерации как  признака,  свойства  государства,  поскольку,  будучи  производным,  он  наполняется новым  качеством,  отличным  от  суверенитета  образований,  составляющих  федерацию.  Нельзя  ставить  знак  равенства  между  совокупностью  суверенитетов  субъектов  федерации  и  суверенитетом  федерации.  Все  субъекты  федерации  даже  единой  волей  не  могут  принимать  решения  вне  порядка  и  процедуры,  преду-

смотренных  Конституцией  РФ  и  федеральными  законами.



В  пользу  этой  точки  зрения  свидетельствует  тезис  Г.  Еллинека  о  том,  что  «правопорядок  союзного  государства  основан  на  конституции,  которая  является  его  собственным  законом  и  может  быть  изменена  только законом  союзного  государства,  но  отнюдь  не  волей – хотя  бы  и  всех – отдельных  государств,  проявленной  в  иных,  кроме  установленных  Конституцией,  формах.  В  пределах  господства  союзного  государства  отдельные  государства  теряют  свой  государственный  характер»1.

Суверенитет  РД  распространяется  лишь  на  вопросы,  не  относящиеся  к  ведению  РФ,  и  в  значительной  мере -  к  совместному  ведению  Российской Федерации  и Республики Дагестан.

На  основании  изложенного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  суверенитет  Республики Дагестан  как  субъекта  РФ является  неполным,  частичным,  ограниченным.

В пользу такой точки зрения говорит и  следующее  определение:  государственный  суверенитет   РД ,  как  и  любой  республики  -  субъекта  РФ,  это –  независимость  государственной  власти    РД  от  власти  РФ,  получающая  выражение в  праве  РД  самостоятельно  решать все вопросы  своей  жизни,  кроме  тех,  которые  находятся в ведении   РФ,   без  нарушения  суверенитета,  прав Российской Федерации,  других  государств  и  общепризнанных  принципов  международного  права.

Суверенитет – атрибут, свойство государства. Без суверенитета государств не бывает. Признание в Конституции РФ республик в составе РФ государствами  означает, что они должны иметь суверенитет. Отрицание суверенитета республик  есть /в определенной мере/ отрицание  того, что они являются государствами.   

Поскольку Республика Дагестан является республикой в составе РФ, суверенитет ее является ограниченным, или, обладая суверенными правами, РД не может не обладать суверенитетом в сфере действия этих прав, т. е. в сфере осуществления всей полноты государственной власти, предусмотренной ст. 73 Конституции РФ.

Суверенитет государств, которые обладают им в полном смысле слова,  также не является абсолютным, либо неограниченным. Их суверенитет ограничен в рамках и в пределах прав, которые они добровольно передали в пользу субъектов либо делегировали им определенные права – с одной стороны, и суверенитет их ограничен общепризнанными принципами и нормами международного права, международно-правовыми договорами, которые являются составной частью национальной правовой системы – с другой стороны.

По мнению автора, не бывает двухуровневого суверенитета, что также не  является жестким требованием Конституции РФ, поскольку в последней нет нормы, прямо закрепляющей отсутствие суверенитета республик. В заключительных и переходных положениях Конституциях РФ упоминается и об органах власти «суверенных республик».

Что касается наличия практики закрепления суверенитета в конституциях республик /либо отсутствие такого положения/, это не увеличивает  их полномочия   по сравнению с другими республиками. Существует опасение  в том, что такая конструкция нормы  может служить базой для принятия правовых актов и решений, явно выходящих за пределы полномочий республик.

     Но такое нельзя исключать и при отсутствии нормы о суверенитете в конституциях республик. В 19-ти из 21 республики конституции не соответствует Конституции РФ 1.

Опасность заключается в том, что политические лидеры и т.д. в борьбе за власть могут использовать суверенитет, вкладывая в него иной смысл.

Имеющиеся отдельные разночтения в этом вопросе обусловлены тем, что они относятся к периоду становления новой Федерации, переходу от национально-территориального признака к территориальному признаку ее образования, что неизбежно в период становления Федерации нового типа.

В науке нет единого подхода к концепции ограниченного суверенитета.

        Так, М.Джунусов и Т.Мансуров, выступая против теории  ограниченного суверенитета, утверждают, что «…суверенитет как ценность демократии может быть лишь объектом самоограничения» 1.  По нашему мнению, указанные авторы фактически  выступают  в защиту теории ограниченного суверенитета, поскольку самоограничение суверенитета – это и есть ограниченный суверенитет.

Совершенно справедливо замечено по этому поводу Э.В. Тадевосяном: «…если правомерно употребление понятия «самоограничения суверенитета», то почему неправомерно понятие ограниченный суверенитет 2.

Представляется, что, хотя в известном смысле такая категоричность допустима, не следует придерживаться этого:

во-первых, обладание всей полнотой государственной власти субъектом Федерации, предусмотренной ст. 73 Конституции РФ - это и есть признание их суверенитета, а установленные же в этой же статье пределы осуществления государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов  - это и есть ограничение суверенитета;

во-вторых, признавая республики в составе РФ государствами с соответствующими атрибутами: конституция, территория, гражданство, органы государственной власти, невозможно не признать их суверенитет, хотя и ограниченный. Государство без суверенитета немыслимо;

в-третьих, поскольку признание республик в составе РФ государствами, не нарушает государственную целостность РФ /п.3 ст.5 Конституции РФ/, постольку  признание ограниченного суверенитета  республик, не приводит к утере или отрицанию суверенитета РФ в целом.

Таким образом , двухуровневому конституционному законодательству и законодательству вообще, двум уровням института Главы государства /РД - государство/ и органам государственной власти, федеральным налогам и налогам субъекта федерации, праве субъекта федерации  иметь свою /в определенной мере/  судебную систему -  Конституционный Суд и мировые судьи, единому двухуровневому гражданству и территории, международной правосубъектности, самостоятельной символике (герб, гимн, флаг, столица), и наличию нескольких государственных языков субъекта РФ – Республики Дагестан, соответствует определенный, хотя и  ограниченный,  суверенитет - как условие действительности и действенности других государственно-правовых признаков РД.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.