Рефераты. Шпаргалка по философии






свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения

происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения

происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно.

Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления.

Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении

буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные

переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество

денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество.

Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно

происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не

влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает

границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется.

Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется

границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные

начально, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В

диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие

количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о

первичности чего-то, что во что в начале переходит. У Гегеля переход был

количество в качество, а качество в меру. Переходили сами понятия и понятия

рождали мир. А Маркс показал, что это законы не мирового духа, а законы

объективной реальности + человеческого познания. Качество изменяется

скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа:

когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется

постепенно. СКАЧЕК - перерыв постепенности в развитии, единство бытия и не

бытия, ситуация, когда система уже не та, но еще и не эта. Итак данный

закон позволяет раскрыть механизм развития. Однако существует определенная

направленность и источники развития. На вопрос, что является источником

развития отвечает закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он

утверждает, что источником развития является разрешение противоречий.

Источники развития, таким образом, находятся в самих материальных системах,

и эти системы называют саморазвивающимися. Эти противоречия носят

объективный характер, они существуют не зависимо от человека. Противоречие

действует во всех предмета постоянно - всеобщность закона. Есть

противоречия между притяжением и отталкиванием, + и -, ассимиляцией и

диссимиляцией, наследственностью и приспособлением, производительными

силами и производственными отношениями. Этот закон характеризуется такими

категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство

и борьба. ТОЖДЕСТВО - категория характеризующая равенство одинаковость

предмета с самим собой или между предметами. РАЗЛИЧИЕ - одна из форм

проявления противоречий. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - противостоящие друг другу

силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-").

ПРОТИВОРЕЧИЕ - отношение между двумя противоположностями. Для

взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и

борьба. Противоположности, в отличии от различных вещей, всегда

одновременно взаимно предполагают и взаимно отрицают. Им характерно

одновременное предположение и отрицание. Противоречие - способ

существования действительности. БОРЬБА - форма связи противоположностей в

противоречии. Борьба - активный процесс взаимодействие в рамках единства.

Единство противоположностей означает обоюдную их принадлежность к одной и

той же сущности. Это их взаимное полагание. их взаимная не разделенность.

Развитие по этому закону проходит ряд этапов: тождество, различия, они дают

противоположность и противоречие которое проявляется в форме

несоответствия, потом в форме несовместимости. Если вещи присуща

противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой, и то

же самое о вещи в мысли. В процессе существования и развития любого явления

происходит раздвоение его на противоположные части. Этот подход Маркс

применил к капиталистическому способу накопления как прибавочная стоимость.

Он взял за основу товар и применив диалектику, показал, что товар содержит

в себе противоречие, т.к. он содержит потребительную и меновую стоимость.

Он может меняться на другой товар и выступает как определенный эквивалент и

возникают деньги. И товар раздваивается на товар и деньги. Это двоякое

состояние товара развивается в различие, противоположность и противоречие.

Единство и противоположность вещи это единство того, что она есть и того,

что она не есть, в каждый момент, ибо существовать можно только через

отрицание своих форм. Разрешение противоречий носит объективный характер,

можно закрыть глаза на разрешение противоречий, но устранить противоречие

нельзя. Разрешение определенного противоречия никогда не может привести к

состоянию свободы от противоположности. Противоречия есть всегда. Всякое

единство противоречий относительно, а борьба абсолютна. Т.к. этот закон

носит всеобщий характер, то он распространяется на все: объективную

реальность, природу, общество, мышление человека (субъективную реальность),

сам на себя (т.к. это закон диалектической логики). Диалектические

противоположности характеризуют так же логический принцип познания. Мыслить

противоречиями - это и есть высшая стадия развития. Разум мыслит

противоречиями, а рассудок на уровне домашнего обихода мыслит понятиями,

или образами. От источника развития (единство и борьба противоположностей)

логика человеческого познания переходит к НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, что

характеризуется законом отрицания отрицаний. Закон отрицания отрицаний

включает в себя ряд отрицаний. И диалектическое отрицание отличается от

обыденного отрицания.

7.3 Диалектика взаимодействия и противодействия, развитие общества.

Революционаризм и реформизм как типы политического менталитета.

Последовательно пользуясь основными законами диалектического

материализма, общество неизбежно находит импульсы своего развития и

движения в себе самом, в порождаемых им противоречиях, что находит

объяснение в законе единства и борьбы противоположностей, который гласит:

развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы

человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на

различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной

стороны, характеризует определенную систему как единое целое, а с другой -

составляет внутренний импульс ее развития. Жизненный путь всех конкретных

систем проходит через драматическое испытание противоречиями.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы

или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Предельным случаем противоречия является конфликт. Сами по себе

противоречия без их разрешения не приводят к развитию, они являются его

необходимым, но не достаточным условием. Противоречие как источник развития

действенно только вместе с его разрешением.

Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в

них противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения

последних: антагонистический и гармонический. Понятие гармонии предполагает

стремление к разумному компромиссу и полное слияние на основе некоторого

общего начала, доходящее до полного слияния. Антагонистические

противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной

самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют

разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко задает тон в

процессе развития, будучи ведущей силой. Это отчетливо видно на примере

развития общества и формы его существования - государства.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Поскольку этот класс выступает от имени всего

общества, постольку его политическая организация есть и форма организации

общества в целом и постольку его деятельность включает два момента:

выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из

противоположности интересам народа.

Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность

объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного

общественного строя и определяющее возможность социальной революции.

Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу

системы, проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки.

Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь

сопровождается большими человеческими жертвами.

Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго.

Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм

т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость

разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному

развитию.

Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот.

Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений

политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в

обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.

8.1 Идеалистическая философия Платона: теория идей, теория познания и

диалектика. Учение о государстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.