Рефераты. Шпаргалка по философии






другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим

разделением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение

личности - способность нести ответственность за свои поступки. и далеко не

всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением

человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты

развития могут существенно между собой расходится. Поэтому богатое развитие

индивидуальности в эту эпоху нередко сопровождалось крайностями

индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию

эстетического подхода к человеку. Макиавелли Николло ди Бернардо (1469-

1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М.,

развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе

развития истории лежат "материальный интерес" и сила. М. отмечал

противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за

создание сильного национального государства, свободного от феодальных

междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе

считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и

применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в

их борьбе за власть. Его заслуга в том, что стал одним из первых

рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из

разума и опыта, а не из теологии. Мор Томас (1478-1535) - один из

основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи

Возрождения. Выходец из буржуазной Среды, он занимал высший государст. пост

в Англии (1529-32). Был казнен по приказу короля. Его главное произведение

- "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве

государства и о новом острове Утопии"(1516). М. дал разверну тую критику

строя, основанного на частной собственности, социально- политических

отношений в Англии его времени и изображение строя, при ко тором

господствует общественная собственность; он впервые последовательно изложил

идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической

организации труда и распределения. Большое значение он придавал

разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с

трудом; последнее - зародыш социалистических взглядов в области воспитания.

Переход к новому строю мечтал осуществить мирным путем. Кампанелла Томмазо

или до пострига - Джованни Доменико (1568-1639) - итальянский философ, один

из представителей раннего утопического коммунизма. К. выступал против

схоластики и развивал передо вые для того времени идеи сенсуализма и

деизма, которые сочетались у него с увлечением магией и астрологией.

Преследовался инквизицией. К. мечтал о единстве и благоденствии

человечества. В 1602 году написал утопию "Город Солнца" - об идеальном

обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд

гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, а власть

жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал он

обосновывал велением разума и законами природы. Макиавелли Николо

Макиавелли отвергает идею божественного управления светскими государствами.

Он считает, что основной движущий компонент общества эгоистическая природа

человека. Человек действует активно благодаря своим потребностям. Человек

имеет право на собственность и только с ней он имеет значение в обществе.

Любая идея пуста если она не отражает потребностей людей. Макиавелли -

создатель социальной философии. Философии которую он при меняет к

построению и жизни государства. Взаимоотношения между людьми в государстве

и между государствами строятся им на основе обобщенных экономических,

личностных интересов членов общества от крестьянина до короля без всякого

участия божественной воли.

12.2 Целое и часть. Принципы целостности. Форма и содержание.

Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между

совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и

приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не

присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по

отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти

категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно

начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на

части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного

Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем.

Материалистические направления, ориентированные на науку, были связаны с

механистическим пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из

классич. физики). Идеалистические концепции делали упор на несводимость

целого к сумме частей; подлинно целостными считались продукты духовной

деятельности, а материальные образования трактовались как механические,

мертвые агрегаты. В нем. класс. философии (Шеллинг, Гегель) проводится

различие неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося)

Ц., что связано с развитием духа, а не материи. Маркс сформулировал

принципы изучения органичного Ц. - метод восхождения от абстрактного к

конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.п. Он -

основоположник методологии научного исследования общества как Ц. Диалект.

материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных

на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил рационально

объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было показано,

что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей. Ц.

характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным

частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной

системе связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком

всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические

черты Ц. Это возникновение нового в процессе развития; появление новых

типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархия;

разделение целостных систем на органичные (биологические и социальные

объекты - свойства частей определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом,

молекула и т. п., где свойства частей определяют свойства Ц.). Современное

познание частей и целого происходит одновременно: выделяя части, мы

анализируем их как элементы Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как

диалектически расчлененное, состоящее из частей. Целостность - внутреннее

единство объекта, его отделённость от окружающей среды, а также сам объект,

обладающий такими свойствами. Однако, сам объект может обладать множеством

связей со средой, существует лишь в единстве с ней. В истории философии

можно выделить две тенденции в трактовке этого понятия: целостность как

полнота, как охват всех свойств, сторон и связей объекта (подобно

конкретности) и целостность как внутренняя обусловленность объекта, его

уникальность и специфика (подобно сущности). Это понятие важно, когда

задача исследования заключается в получении синтетического знания об

объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает выявить внутреннюю

детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения и специфики

объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к объектам, но и

процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские категории,

отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности:

определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов,

образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и

выражения этого С., его различных модификаций , т.е. Ф. Ф. употребляется и

в значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф.

сводилась к структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и

свойств (материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В

материалистической диалекте проводится деление между С. и материей. Это

важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные

определения вещи имеют значение Ф. существования и проявления иного,

социального С. Необходимость различения материи и С. сохраняется и для при

родных явлений: С. здесь составляет определенный субстрат, характерные

этому явлению. Структура - необходимый компонент С. С изменением структуры

существенно меняется С. объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя

многообразные модификации С., способы его существования и проявления, также

обладает определенной структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе

развития обязательно включает как воздействия различных компонентов С. на

Ф., так и различных компонентов Ф. на С. с учетом их субординации. С.

представляет ведущую сторону объекта, а Ф. ту сторону, которая

модифицируется, изменяется в зависимости от изменения С. и конкретных

условий его существования. В свою очередь Ф. ,обладая относительной

самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на С. Ф. может

тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. - случай

отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф., так

и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно,

преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия

между ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое

в конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф.,

адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.