Рефераты. Шпаргалка по философии






теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более

устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной.

Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают

ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы.

Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого.

При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются

отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и

неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают

изменения свойств самих элементов.

Функция (лат. Functio - исполнение, совершение) - внешнее проявление

свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции

органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и

т.д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф.

объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей,

но и их существование (махизм, бихевиоризм).

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) -

совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и

образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был

сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С.

характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее

элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с

которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует

строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают

определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается

результатом взаимодействия всех ее уровней.

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо

рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с

максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то

практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы.

Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены

все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять

на него. Пример: Экология Земли.

10.3 Общественные отношения и их классификация.

О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их

совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и

идеологические. Производство материальных благ составляет основу

существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о.

важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех

остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,

образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную

систему; эта система и образует собою то, что называют производственными

отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть

форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения

и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их

производственной специализацией, и отношения сотрудничества и соподчинения

- управленческие отношения. Охарактеризовав в целом систему

производственных отношений, выделим основные ее элементы. Главным из них

являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к

средствам производства.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно

возникают политические отношения, складываются и функционируют политические

организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого

рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в

различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной

общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего

развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и

общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение

коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно

защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле

политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики.

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит

государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная

связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей,

совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются

государством с целью сохранения существующих в данном обществе

экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля

господствующего класса, возведенная в закон.

11.1 Философия Ф.Аквинского.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был

монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик

знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта

Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные

принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом

последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в

противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о

богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского

бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая

бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее не

противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием,

в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только

благодаря субстанциям. В зависимости от реализации формы Фома выделяет

четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет

лишь внешнюю определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На

следующей ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне

при- суща целесообразность,- таковы растения. Третий уровень - животные,

здесь форма - действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не толь- ко

цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-

разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на

четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи,

а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа,

высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая

разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у

Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не

являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной

души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела -

мышления и воления. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда

как человеческая душа - бессмертна. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает

разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле

прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность

различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический

разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание,

руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не

теоретической установкой, не созерцанием. Учение Фомы пользовалось большим

влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома

выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.

Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской

онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие

индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с

бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных

сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая

уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности

бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

2 Единичное, особенное и общее.

Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное,

общее -диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие

различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует

качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие,

пространственную и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два

предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них,

постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство,

повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса

(абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех

единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает

сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство

особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона,

связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.