Рефераты. Шпаргалка по философии






объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой

развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без

того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры,

разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут

существовать независимо от материальных объектов и процессов.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась

реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких

представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по

вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что

пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и

вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как

материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с

позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции

подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.

Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами

бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой

материей и ее движением.

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности

реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и

времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ

века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в

понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить,

уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и

времени.

В чем же состоят основные выводы теории относительности по данному

вопросу? Специальная теория относительности, построение которой было

завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом

мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной

системы отсчета к другой. Система отсчета в физике- это образ реальной

физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть

инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и

временные характеристики тел. Старая физика считала, что если системы

отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга (такое

движение называется инерциальным), то пространственные интервалы

(расстояние между двумя близлежащими точками), и временные интервалы (

длительность между двумя событиями) не меняются.

Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала

их ограниченную применимость. Оказалось, что только тогда, когда скорости

движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать,

что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет

о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение

пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении

относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы

сокращаются, а временные растягиваются.

Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что

ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении

со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче. Вместе с тем в

этой же ракете замедлились бы и ход часов, и пульс космонавта, и его

мозговые ритмы, обмен веществ в клетках его тела, то есть время в такой

ракете течет медленнее, чем время у наблюдателя, оставшегося на месте

старта. Это, конечно, противоречит нашим обыденным представлениям, которые

формировались в опыте относительно малых скоростей и поэтому недостаточны

для понимания процессов, которые развертываются с около световыми

скоростями.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону

пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила

глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе

существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно

время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному

расщепляется в зависимости от характера движения тел. Абстрагирующая

способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая

их отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их

совместность, что легко установить, анализируя даже ситуации повседневной

жизни. В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно

определить только место, где оно происходило, важно еще указать время,

когда оно происходило. До создания теории относительности считалось, что

объективность пространственно-временного описания гарантируется только

тогда, когда при переходе от одной. системы отсчета к другой сохраняются

отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория

относительности обобщила это положение. В зависимости от характера движения

систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления

единого пространства-времени на отдельно пространственный и отдельно

временной интервалы, но происходят таким образом, что изменение одного как

бы компенсирует изменение другого.

18.3Культура и цивилизация

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той

общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой

общности было одновременно и развитием самого человека ‘. В таких условиях

социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:

социальная жизнь был одновременно и жизнью данной культуры, а достижения

общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного

общества было вплетено в материальную деятельность людей, так и культурный

аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него. Другой

особенностью первобытной социальности был ее “естественный” характер.

Родоплеменные, а также внутри- и меж общинные отношения “естественно”

возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой

борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих

отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно

глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества,

означавшим становление цивилизации. Анализируя переход от первобытности к

цивилизации, можно выделить ее основные характеристики: общественное

разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного

труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного

производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как

следствие этого—появление государства, права наследования имущества,

глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие

различных форм духовного производства. и. Понятие цивилизации настораживает

своей неопределенностью и многозначностью’, в него часто вкладывается самое

различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним

культуры (человек культурный и цивилизованный— характеристики

однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное,

вещное “тело” общества в противоположность культуре как началу духовному.

Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле

как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам

социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация— это этап упадка культуры,

ее старения.

В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной

философии (в том числе у А. Тойнби) понятие цивилизации используется для

характеристики конкретного общества как социокультурного образования,

локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта

или Вавилона, арабская цивилизация и т. д.), или как фиксация определенного

уровня технологического развития.

Конечно, все эти характеристики цивилизации не случайны, они отражают

некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как

правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для

критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и

концепциям цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость

использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-

философского содержания. Некоторые итоги можно было бы кратко выразить

следующим образом. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком,

окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование

цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека,

усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде

своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм

социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и

продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную

определенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие более

глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе,

вышедшем из первобытного состояния,-- это различия внутри цивилизации.

Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает цивилизацию,

развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в

себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в

развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное

измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического

общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов а также противоречия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.