Рефераты. Шпаргалка по философии






наследственности и природы.,3

Что касается объективного бытия(общества), то его идеалы, нормы, языки

способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в

социальном пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы

бытия: природу, общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о

единстве многообразного мира.

20.1 Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория

познания (Дидро, Гольбах)

Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические

тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их

философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими

воззрениями.

Существуют два направления французского материализма: одно ведет

происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле

слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет

прямо к социализму.

Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями

механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и

материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной

существующей реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и

бесконечности мира. Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как

и другие материалисты он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие

материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека.

Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление

согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Впервые вся

материя наделена лишь общим свойством “чувствовать” способностью к

ощущениям.

Дидро занимался и методологическими вопросами и проблематикой

систематизации наук. И хотя он исходным источником познания считает

чувства, но признает значение работы ума, т.е. мышления, и подчеркивает их

взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые

спекуляции, также как и накопление фактов без их рациональной обработки

ведет скорее к хаосу, чем к углублению познания. Дидро выступает с критикой

теологии и фатализма. Впервые выдвинул идею материального трансформизма.

Как философ он достигает глубины в то время как Гольбах систематичности.

Д’Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как

непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением,

информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании

вещей внешнего объективного мира.

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную

основу наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что,

материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо.

Источник движения находится в самой материи. Высказывал идеи о

невозможности познания сущности движения и материи. Впервые теория

происхождения жизни на земле (идея материального транформизма).

Диалектический характер происхождения человека. Создание философии

воспитания. Человек самовоспроизводящаяся машина.

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание

детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут

быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс

и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно,

и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также

константными законами. Движение протекает закономерно и является

универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным

закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с

однозначной необходимостью.

2 Техника и техническая деятельность, как одна из форм практики.

Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств,

созданных человеком предназначенных для создания различных веществ, энергии

и информации, их преобразования, хранения и использования, хранения и

использования и удовлетворения различных непроизводственных потребностей.

Она может выступать как средство производства и как конечный продукт.

Техника в втором смысле - это совокупность различных навыков, устойчивых

образцов деятельности, особого рода умений.

Техническая деятельность носит сложный противоречивый характер, в

значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней

диалектичностью самих артефактов.

Развитие техники и технической деятельности, совершается под сильным

воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности

человека, а с другой стороны, служит её объективной основой. Техника и

техническая деятельность через систему общественных отношений, влияют на

весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно.

Концепция “технологического детерминизма”, считает технику и

технологию решающими факторами развития человечества.

Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически

меняющегося, сложного противоречивого взаимодействия техники с социальными

структурами и культурой. Отчуждение человека от техники и противостояние ей

есть продукт определенных преходящих исторических условий, и это отражается

во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.

20.3 Понятие общеисторического процесса. Основные учения о

направленности общественного развития.

История- закономерный процесс, в её фундаменте лежат отдельные законы.

Материализм кладет в основу материального производства- развитие.

Общественное сознание активно. История- результат столкновения культур

индивидов, воль, соц. Групп, классов и т. д.

Когда мы противопоставляет природу чему-либо искусственному.

Общество- вторая природа. Общество -обособившаяся часть природы. Мы

имеем право говорить об определенном типе общественно-экономической

формации.

В основе формации лежат:

. способ производства:

. базис и настройка

Формация -ступень исторического процесса-прогресса.

Прогресс общества- прогресс свободы.

Общественный прогресс- поступательное развитие чел-ва от низших форм к

высшим. Процесс связан и с развитием свободы и культуры нравственности- все

это вторично.

Что является первичным?

Отношение к идеи общ. прогресса:

. отрицание

. релятивизация, антропоморфизм

. признание объективного характера

Идея прогресса- отрицание мы её применяем к природе к природе, там нет

этого начала координат. А первичное связано с материализмом.

Высший и всеобщий критерий общественного процесса- развитие пр. Сил

общества, включая развитие самого человека.

Производственные силы определяют развитие общества

. в конечном счете

. во всемирно-историческом масштабе

. в самом общем виде

. в виде основной линии прогресса

Революция в производственных силах:

. возникновение произ. экономики

. переход от ручного труда машинному

. НТР- переход от машинного производства к автоматизированному

Ручное орудие>механизм>автомат

Сегодня идея автоматизация приобретает другое значение информационная

Типы прогресса

. неантагонистический

. антагонистический

Закономерности исторического -развития

. необратимость исторического процесса

. возрастание темпов прогресса.

Антагонизм- борьба классов, социальный и национальный гнет, насилие,

войны. Отсутствие социальных антагонизм обозначает лишь то, что

противоречия данного общества, какую бы степень остроты они не принимали,

могут быть разрешены в интересах всего общества, всех социальных групп.

Основой антагонизма является частная собственность на средства производства

в различных ее формах.

21.1 Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри,

Гельвеций, Гольбах.

Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы.

Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и

остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и

человеческого общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики.

Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием

нравственности является “польза”. Однако он трактует “пользу” не

индивидуалистически, в смысле достижения наживы индивидом , но по отношению

ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении

согласия между индивидуальными и собственными интересами. Общество, по

Гельвецию ,- совокупность индивидов. Общественный интерес является у него

совокупным интересом решающего большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других

материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически

буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него

выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного

правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он

считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую

очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем

иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует

ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.

Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания.

Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и

правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в

том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.