ликвидирует его как таковое одновременно открывает простор для дальнейшего
развития. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием
предыдущей, сама отрицается последующей. Таким образом и возникает двойное
отрицание - о.о. Поскольку развитие обусловлено внутренней
противоречивостью явлений (единством и борьбой противоположностей ), то
отрицание выступает как превращение их в свою противоположность. О.о.,
включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым
свойством, оно равносильно утверждению. В результате о.о. происходит как бы
возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяется некоторые
стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона о.о. раскрывается
в известных примерах Энгельса: зерно, так таковое, прекращает свое
существование, отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев
тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и
повторяющему во многом исходное; история общества начинается в условиях
общественной собственности, которая затем отрицается с возникновением
частной собственности, которая затем в ходе социальной революции - опять мы
имеем исходный пункт развития, но, конечно, в существенно измененном виде.
Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений
и заменой их новыми, предлагает сохранение положительного содержания
отвергаемого знания, включенного его в той или иной форме состав новой
теории. Так, теория относительности Эйнштейна, раскрывшая законы движения
тел со скоростями, близкими к скорости света, отрицает классическую
механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай (
из уравнения теории относительности, пользуясь определенными правилами,
можно получить уравнения классической механики).
Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит
таким образом, что противоположные положения в конце концов синтезируются.
Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная
концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц)
сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно-волновой
природы микрочастиц.
Характеризует направление развития процесс преодоления.
16.3 Будущее человечества: прогнозы и перспективы.
Человечество - 1) совокупность людей, живущих на Земле;
2) историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования
общности экономических и др. связей между различными странами, народами
мира. В этом смысле термин “Ч.” употребляется в последнее время в связи с
анализом и поисками решения глобальных проблем современности, прежде всего
- проблемы мира и разоружения, выживания Ч. перед лицом угрозы
термоядерного уничтожения. Единственно разумный выход - мирное
сосуществование государств с различным общественным строем, добрососедство
и сотрудничество, широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями
культуры на пользу всех народов.
Природные катаклизмы.
Проблема войны и мира. Зло совершенствуется и при определенных
условиях оказывается, по выражению А.Тойнби, Молохом, пожирающим все
большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и
интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья.
Проблема загрязнения и истощения запасов планеты.
Проблема физического и нравственного здоровья человека.
17.1 Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли.
Беркли - английский философ, представитель субъективного реализма.
Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм и
дать обоснование религии. Выступая с критикой понятия материи как
вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве
как вместилище всех природных тел и учение Локка о происхождении понятий
материи и пространства.
Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто мы
можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею
общего для них вещественного субстрата. Однако это, по Беркли невозможно: у
нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше
восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной
суммы отдельных ощущений или, по Беркли “идей”. В противоположность Локку
Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещей, но не общую
идею материи, в каковой вообще не нуждается ни наука, ни философия, ибо
идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может
дать чувственное восприятие.
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому
чувственность является главной формой достоверного знания.
Беркли выступил против различения первичных и вторичных качеств Локка:
все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к
способности быть воспринимаемым. Признав ошибочной идею разделения
первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею
материи “как субстрата, всех объективных качеств тел. Отвергнув бытие
материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он
делил на “идеи” и “души”. “ Идеи ” - воспринимаемые нами субъект. Качества
- пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии
совершенно не зависит от нас. Напротив, “души” деятельны, активны, могут
быть причиной .. Все “идеи” существуют, но Беркли только в душе . “Идеи” не
могут быть копиями или подобиями внешних вещей: “идея” может быть сходна
только с “идеей”.
Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь,
которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими
субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы
существовать как сумма “идей” в уме бога - субъекта, который вечно
существует и “вкладывает” в сознание отдельных субъектов содержание их
ощущений. Философия Беркли, как показал Ленин в “Материализме и
эмпириокритицизме”, явилась прообразом и одним из источников субъективно-
идеалистических течений в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в.
17.2 Диалектика как метод мышления. Основные требования
диалектического метода.
Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором
различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии
противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
Законы диалектики:
1. единства и борьбы противоположностей
Тождество - это такой вид отношений вещи к самой себе самой и к другим
вещам, который характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого
отношения.
Различие - это такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам,
который характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения.
Противоположность - существенная форма различия, при которой какие-
либо признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, в одно и
тоже время и предполагают, и исключают существование друг друга.
Противоречие - это существование и взаимодействие противоположностей,
взятых в одно и тоже время, в одном и том же отношении.
2. взаимного перехода количества в качество
3. отрицания отрицания
Относительно мышления - диалектический метод рассмотреть на конкретном
примере.
Мышление - это активный процесс целенаправленного, опосредствующего,
абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений
вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, суждениях, теориях и т.д., а
также процесс творческого созидания новых идей.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Маркс, Энгельс: “...История природы и человеческого общества - вот
откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как
наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого
мышления”.
17.3 Философское понятие культуры
Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее
существенных связях, зависимостях? Начнем с того, что сам термин “культура”
латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее
“культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием
человека, его деятельности в отличие от тех изменений которые вызваны
естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык
выразил очень важную особенность культуры—заложенное в ней человеческое
начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его
деятельности. В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное
значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании
культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает
как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой
естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной
природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует
искать особой “сферы культуры”. Там, где есть человек, его деятельность
отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать
материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг
другу. Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых
является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется
самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры
можно использовать по разному. Орудия труда и произведения живописи служат
разным целям. Так что функциональное различие между материальной и духовной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45