Рефераты. Шпаргалка по философии






ликвидирует его как таковое одновременно открывает простор для дальнейшего

развития. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием

предыдущей, сама отрицается последующей. Таким образом и возникает двойное

отрицание - о.о. Поскольку развитие обусловлено внутренней

противоречивостью явлений (единством и борьбой противоположностей ), то

отрицание выступает как превращение их в свою противоположность. О.о.,

включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым

свойством, оно равносильно утверждению. В результате о.о. происходит как бы

возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяется некоторые

стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона о.о. раскрывается

в известных примерах Энгельса: зерно, так таковое, прекращает свое

существование, отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев

тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и

повторяющему во многом исходное; история общества начинается в условиях

общественной собственности, которая затем отрицается с возникновением

частной собственности, которая затем в ходе социальной революции - опять мы

имеем исходный пункт развития, но, конечно, в существенно измененном виде.

Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений

и заменой их новыми, предлагает сохранение положительного содержания

отвергаемого знания, включенного его в той или иной форме состав новой

теории. Так, теория относительности Эйнштейна, раскрывшая законы движения

тел со скоростями, близкими к скорости света, отрицает классическую

механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай (

из уравнения теории относительности, пользуясь определенными правилами,

можно получить уравнения классической механики).

Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит

таким образом, что противоположные положения в конце концов синтезируются.

Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная

концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц)

сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно-волновой

природы микрочастиц.

Характеризует направление развития процесс преодоления.

16.3 Будущее человечества: прогнозы и перспективы.

Человечество - 1) совокупность людей, живущих на Земле;

2) историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования

общности экономических и др. связей между различными странами, народами

мира. В этом смысле термин “Ч.” употребляется в последнее время в связи с

анализом и поисками решения глобальных проблем современности, прежде всего

- проблемы мира и разоружения, выживания Ч. перед лицом угрозы

термоядерного уничтожения. Единственно разумный выход - мирное

сосуществование государств с различным общественным строем, добрососедство

и сотрудничество, широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями

культуры на пользу всех народов.

Природные катаклизмы.

Проблема войны и мира. Зло совершенствуется и при определенных

условиях оказывается, по выражению А.Тойнби, Молохом, пожирающим все

большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и

интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья.

Проблема загрязнения и истощения запасов планеты.

Проблема физического и нравственного здоровья человека.

17.1 Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли.

Беркли - английский философ, представитель субъективного реализма.

Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм и

дать обоснование религии. Выступая с критикой понятия материи как

вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве

как вместилище всех природных тел и учение Локка о происхождении понятий

материи и пространства.

Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто мы

можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею

общего для них вещественного субстрата. Однако это, по Беркли невозможно: у

нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше

восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной

суммы отдельных ощущений или, по Беркли “идей”. В противоположность Локку

Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещей, но не общую

идею материи, в каковой вообще не нуждается ни наука, ни философия, ибо

идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может

дать чувственное восприятие.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому

чувственность является главной формой достоверного знания.

Беркли выступил против различения первичных и вторичных качеств Локка:

все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемым. Признав ошибочной идею разделения

первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею

материи “как субстрата, всех объективных качеств тел. Отвергнув бытие

материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он

делил на “идеи” и “души”. “ Идеи ” - воспринимаемые нами субъект. Качества

- пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии

совершенно не зависит от нас. Напротив, “души” деятельны, активны, могут

быть причиной .. Все “идеи” существуют, но Беркли только в душе . “Идеи” не

могут быть копиями или подобиями внешних вещей: “идея” может быть сходна

только с “идеей”.

Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь,

которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими

субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы

существовать как сумма “идей” в уме бога - субъекта, который вечно

существует и “вкладывает” в сознание отдельных субъектов содержание их

ощущений. Философия Беркли, как показал Ленин в “Материализме и

эмпириокритицизме”, явилась прообразом и одним из источников субъективно-

идеалистических течений в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в.

17.2 Диалектика как метод мышления. Основные требования

диалектического метода.

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором

различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии

противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Законы диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей

Тождество - это такой вид отношений вещи к самой себе самой и к другим

вещам, который характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого

отношения.

Различие - это такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам,

который характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения.

Противоположность - существенная форма различия, при которой какие-

либо признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, в одно и

тоже время и предполагают, и исключают существование друг друга.

Противоречие - это существование и взаимодействие противоположностей,

взятых в одно и тоже время, в одном и том же отношении.

2. взаимного перехода количества в качество

3. отрицания отрицания

Относительно мышления - диалектический метод рассмотреть на конкретном

примере.

Мышление - это активный процесс целенаправленного, опосредствующего,

абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений

вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, суждениях, теориях и т.д., а

также процесс творческого созидания новых идей.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Маркс, Энгельс: “...История природы и человеческого общества - вот

откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как

наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого

мышления”.

17.3 Философское понятие культуры

Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее

существенных связях, зависимостях? Начнем с того, что сам термин “культура”

латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее

“культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием

человека, его деятельности в отличие от тех изменений которые вызваны

естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык

выразил очень важную особенность культуры—заложенное в ней человеческое

начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его

деятельности. В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное

значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании

культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает

как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой

естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной

природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует

искать особой “сферы культуры”. Там, где есть человек, его деятельность

отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать

материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг

другу. Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых

является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется

самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры

можно использовать по разному. Орудия труда и произведения живописи служат

разным целям. Так что функциональное различие между материальной и духовной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.