Рефераты. Шпаргалка по философии






должны вести себя”. Критерий оценки политических действий с точки зрения

нравственности - это “принцип публичности”. По его мнению “несправедливы

все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы

с публичностью”.

23.2 Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная

природа. Сознание и язык.

Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только

человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в

целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в

предварительном осмысленном построении действий и предвидении их

результатов, в предварительном регулировании и саморегулировании

взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.

Схематически эволюция материи к формированию сознания предполагает

существование достаточно развитой и многообразной биосферы, которая на

определенном этапе эволюции начинает обладать психикой, иметь нервную

систему. Человекообразные обезьяны, появившиеся в конце плиоцена(около 5

млн. лет назад ) начинают обрабатывать камни, создавать орудия труда,

поэтому совместная деятельность, а вместе с ней и членораздельная речь

явились самыми главными стимулами. под влиянием которых мозг обезьяны в

течении многих сотен тысяч лет постоянно превращается в человеческий мозг.

Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в

том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью,

сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое

мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем

такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает

идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений

и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов,

знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в

развитие человека и всего человечества,

Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание

выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с

миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-

преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое

тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-

человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации,

короче говоря, созидает культуру .Опыт этого созидания и составляет

содержание тех характерных для общественно развитого человека и

отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют

человеческое сознание.

Возникновение сознания связано, таким образом , прежде всего с

формированием культуры на основе практически-преобразовательной

общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации

навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную

деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и

заключается принципиальные основания общественной природы человеческого

сознания.

Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания

является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь

психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок

включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения

со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним

достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную

направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к

рефлексии, самоконтролю и самообучению.

Вместе с тем было бы неправильно считать, что индивидуальное сознание

формируется только под влиянием общества. Человек всегда является субъектом

и носителем свободной воли, он ответственен за выбор направленности своей

жизнедеятельности и системы ценностной ориентации. Обстоятельства делают

человека, но и человек обстоятельства.

Высшая нервная (психическая ) деятельность человека включает три

уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию).

Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть

передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено

в языковую форму,

Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей,

Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно-

исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью

людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями,

Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и

ценности общества и передает их из поколения в поколение,

С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е.,

реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от

животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть

переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые

импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей

замыслы, чувства и переживания человека,

23.3 Социальная структура. Социальные слои и общности.

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной

системе. Основными элементами социальной структуры общества являются

индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие

определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на

основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные,

этнические и иные общности и т. д.

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих

основных смыслах. В широком смысле социальная структура - это строение

общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При

таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды

социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин

“социальная структура общества“ чаще всего применяется к социально-

классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом

смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом

классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует большое множество концепций социальной

структуры общества, исторически одной из первых является марксистское

учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-

классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества,

согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных

элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром

социальной структуры являются классы. Марксизм делит классы на основные и

не основные. Основными классами являются такие, чье существование

непосредственно вытекает из господствующих в данной общественной формации

экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и

рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Не основные -

это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или

зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу

классового деления в новой формации. Помимо основных и не основных классов

структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не

имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства

и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои

могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно

отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и

немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую

аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является

“третье сословие”, в период вызревания первых буржуазных революций в Европе

- городское мещанство, ремесленничество, В современном обществе -

интеллигенция.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры

общества в немарксистской западной социологии противостоит теория

социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие

класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых

обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в

современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому, что в этом

обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных

держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными

менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою

определенность.

Поэтому понятие “класс” должно быть заменено понятием “страта”-слой

(от латинского sratum - слой) или понятием социальная группа, а на смену

теории социально-классового строения общества должны прийти теории

стратификации.

Теории социальной стратификации базируются на представлении, что

страта, социальная группа. представляет собой реальную, эмпирически

фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или

имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в

социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным

общностям. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и

противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.