домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая
диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал
несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю субъект
и объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе
действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является
абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отвергая все
формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская философия
теоретического познания исходит из последовательно материалистического
решения основного вопроса философии, т.е. рассматривает познаваемый
материальный мир, объект реальность как существующую вне и независимо от
сознания. Опалектический материализм исходит из положения о том, что мир
познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е.
агностицизм. Будучи последовательно материалистической, марксистско-
ленинской теоретическое познание не есть, однако, простое продолжение
сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении
проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистического
теоретического познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на
основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики,
логики и теоретического познания. “Диалектика и есть теория познания
(Гегеля) марксизма...” (Ленин.).
Диалектический материализм не только снимает противопоставление
теоретического познания и онтологии, но и кладет конец характерному для
немарксистской философии отрыву проблем теоретического познания от проблем
социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер,
и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической
деятельности. Поэтому субъект познания производит от субъекта практики:
познающий субъект - это не изолированный от других людей индивид, а
человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественно
выработанные формы познавательной деятельности как материальные ( орудия
труда, инструменты, приборы и т.д.), так и идеальные (язык и т.д.).
Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании - ощущениях,
восприятиях, представлениях. В качестве исходной основы познавательного
процесса выступает чувственный опыт. Общая схема процесса познания выражена
в положении Ленина: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него
к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объектной
реальности”.
Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинском
теоретическом познании не только в форме, в какой он осуществляется в
голове индивида, но и главным образом в форме соц. - исторического процесса
развития знания. Н.Л.Т.П. признает конкретно-исторический характер
оснований знания, рассматривает изменение логической структуры систем
знания в процессе развития человеческого познания.
Существуют 2 модели познания:
I) Традиционная для метафизического материализма:
- у
Фейербаха (пассивная модель)
Субъект познания - общественный, социально развитый элемент.
Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и
объектом является познавательским и объектом познания является практика.
II) Ныне существующая модель:
- у Маркса
(активная модель).
Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество.
Субъект познания - это человек в обществе и общество в человеке.
Познать - значит сотворить новый мир.
Как писал В.И. Ленин “Человек не только отражает мир, но и творит
его”. Человек своими действиями изменяет мир.
Рассмотрим характер образа:
объект: субъект:
1) Источник (предмет внеш- 1) Форма (бытия, сущ-я образа)
него мира)
2) Содержание.
Что такое практика и какова ее роль в познании?
Познавательная деятельность духовная, но она возникает на базе
определенной предметной деятельности. Практика носит общественный характер.
Надо различать познавательное и практическое, хотя познавательное
возрастает на основе практики.
“Если у общества возникает техническая потребность, то она продвигает
знание значительно дальше, чем десятки универсалов ” (Маркс).
Практика сюда не входит, она является первичным элементом к обеим
составляющим.
Ощущение - это непосредственное реагирование;
Восприятие - целостный образ предмета (возникает на базе
ощущений);
Представление - образ предмета, который не действует на нас, а
подействовал
на нас когда-то, и мы можем представить
этот образ.
Понятие - образ отражающий сущность предмета.
Умозаключение- образ отражающий как сущность так и отдельные явления.
Суждение - последовательность умозаключений результатом
которой является
выделение субьектом себя по отношению к
обьекту .
24.3. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное. Трагическое и комическое.
Эстетика - наука, изучающая всю область эстетического отношения
человека к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты.
Эстетика зародилась около 2.5 т. лет назад, в эпоху рабовладельческого
общества - в Египте, Индии, Китае. Большое развитие получила в античной
Греции и в Древнем Риме.
История эстетики в собственном смысле началась с формированием научно-
теоретической мысли. На первом этапе своего развития, который продлился в
Европе до середины 18 в., эстетика не была еще самостоятельной научной
дисциплиной и не имела собственного названия. В античности, например,
эстетическая проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в философских
сочинениях (Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактовках,
посвященных теории разных видов искусства (в трактатах Георгия, Горация).
Многие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для
всего последующего развития европейской эстетической мысли.
Христианская эстетика средневековья обосновывала спиритуалистические
(рассматривает дух в качестве первоосновы деятельности, существующего вне
материи и независимо от нее) понимание эстетических явлений и трактовала
структуру искусства в символическом духе (Августин, Аквинский). Только в
эпоху возрождения эстетическая мысль освободилась из теологического плена и
стала светской, гуманистической.
В середине 18 в. Баумгартен, последователь Лейбница, указал на
необходимость выделения самостоятельного раздела философии, назвав его
“эстетика”, т.е. “теорией чувственного познания “. По пути, намеченного
Баумгартеном, пошли Кант, Гете, Гегель и т.д.
Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму
абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из
физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы - из
биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие
домарксистская эстетика получила в трудах русских революционных демократов
Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Проблематика и задачи марксистско-
ленинской эстетики определяется главным образом тем, что ее специфический
предмет - эстетическое освоение человеком мира - состоит из 3 -х неразрывно
связанных между собой сторон:
1) эстетического в объективной действительности;
2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);
3) искусства.
Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех
этих сторон в их диалектическом единстве.
Основными эстетическими категориями является прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
Прекрасное - характеризует такие свойства явлений природы,
общественной жизни, человеческой деятельности, которые способны вызывать в
человеке бескорыстную любовь, чувство радости, свободы.
Безобразное - понятие эстетики, отражающее такие свойства явлений,
которое враждебно противостоят прекрасному и обнаруживают всю свою
несостоятельность, необходимость уничтожения в процессе исторического
развития.
Для идеалистической эстетики источником прекрасного служит сознание,
человеческое или сверхчеловеческое (бог, абсолютная идея). Материалисты
видят источник прекрасного в самой действительности, воздействующей на
сознание человека. Марксистская эстетика также стоит на позициях
материализма, но материализма диалектического. Считая прекрасное
существующим в действительности, она, однако, не сводит саму
действительность лишь к чисто природным качествам предметов. В практической
деятельности и выявились те свойства явлений, которые люди воспринимают как
прекрасное. Почему, например, такие в биологических отношениях сходные
насекомые, как пчела и оса, эстетически воспринимаются по разному, хотя
жалят они одинаково неприятно? Очевидно, что эстетическая оценка пчел
обусловлена тем значением, которое они имеют в человеческой жизни.
Прекрасное выражает не лично-потребительскую, а общественно-практическую
ценность явлений, их духовное значение для человека. Свойством прекрасного
обладает прежде всего ТРУД, как свободная, творческая, общественно-значимая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45