Рефераты. Шпаргалка по философии






обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было

представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В

действительности же О.С. есть не что иное, как "осознанное бытие", т.е.

отражение в духовной жизни людей их О.Б. Первую формулировку этого

положения дали Маркс и Энгельс в "немецкой идеологии": "...люди,

развивающие свое материальное производство и свое материальное общение,

изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего

мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание".

Марксизм показал, что взаимоотношения О.Б. и О.С. сложны, подвижны и

развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на

первых ступенях истории О.С. формируется как непосредственное порождение

материальных отношений людей и как бы "вплетено" в материальную

деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы,

возникновением политики, права, политической борьбы, О.Б. воздействует

определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных

звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и

политические отношения и т.п. О.С. обладает сложной внутренней структурой,

изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных

образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п. В самом общем

виде в структуре О.С. выделяют его уровни и формы. Уровнями О.С. являются

обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из

повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп, и научно-

теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение

коренных интересов общественных классов. Формы О.С. представляют собой

различные способы духовного освоения действительности и включают

политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку,

философию. О.С. и его формам присуща относительная самостоятельность, хотя

есть и зависимость от О.Б. Самостоятельность выражается в том, что

изменения в материальной жизни общества никогда не создают заново продукты

О.С., ибо научные, философские. художественные и прочие идеи зависят от

накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной

внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных

отношениях не могут вызвать мгновенного, автоматического изменения О.С.,

т.к. духовным представления людей свойственна значительная сила инерции,

только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе

тех, которые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной

жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую

роль О.С. и его воздействия на развитие самого О.Б. Абсолютное

противопоставление этих 2-х сторон жизни людей действительно лишь в рамках

основного вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого

вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные

периоды зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при

создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок

роль О.С. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном

счете определяется и обусловлено О.Б. Диалектико-материалистическое решение

вопроса в отношении О.Б. и О.С. и их природы имеет большое методологическое

значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы

общественной жизни.

( Методологическая роль О.Б. в том чтобы научить человека жить здесь и

сейчас.

Методологическая роль О.С. в том чтобы рассказать человеку о том как

жить завтра.

Поэтому О.Б. базис для О.С. Они так же взаимосвязаны как прошлое и

будущее.

1 Учение Бэкона о методе и основные черты индуктивного метода.

Как и большинство мыслителей своей эпохи, родоначальник эмпиризма

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), считая задачей философии создание нового метода

научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали

в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому

роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом

находит свое оправдание. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как

пути к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы.

Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных

явлений ради использования этих явлений для блага людей. Разрабатывая свой

метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и

препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он

называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов:

1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за

несовершенства человеческого разума. Голова - как кривое зеркало. Человек

судит по своей природе, что и приводит к ошибкам. Человеку свойственно

искать факты, совпадающие с его мнением, и отбрасывать отрицательные

инстанции. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания

чувств с реальными объектами.

2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Каждый человек

имеет свою нишу (пещеру) интеллектуального развития. Человек проецирует

свой духовный уровень на других. Решение: самокритичная оценка своих

способностей.

3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка

науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая

оценка соответствия терминов определяемых ими вещей.

4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких

выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. В средние

века и в античности используется главным образом дедуктивный метод (мысль

движется от аксиом к частным выводам). По Бэкону же всякое познание и

изобретение должно опираться на опыт, т. е. должны двигаться от изучения

единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить

два случая индукции: полная (когда перечисляются все предметы данного

класса и обнаруживается присущее им свойство) и неполная индукция (когда

на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод

относительно всего класса явлений). В науке главным образом приходится

прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе, носит

лишь вероятностный характер и не обладает строгой необходимостью. Пытаясь

сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон

считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный

вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод

Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Причем, Бэкон

считает, что базис научного знания составляют те положения, которые

возникли на основании обобщения опытных фактов и доказаны

экспериментально. Это вовсе не означает, что он отрицает теорию и

дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:

1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.

2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.

И без ее применения они не могут дать истины. Выделение отрицательных

субстанций (т.е. поиск фактов опровергающих определенный вывод) требует

усложнение опыта. Ставится новый опыт с новыми условиями, что невозможно

без наличия теории. Таким образом основным принципом метода Бэкона является

единство теории и практики. Можно выделить основное отличие философии

Бэкона от античной философии. В античной философии происходит

идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но

придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о

единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания

может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть

получено знание об общем.

2 Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и борьба

противоположностей как выражение внутреннего механизма развития.

Тождество - полное совпадение предмета. Различие - количественная мера

несовпадения. Если различие стремится к максимуму то предмет стремится к

противоположности, если к минимуму то к тождеству. Противоречие - единство

и различие противоположностей. Содержание основных законов диалектики

раскрывается посредством категорий (формы мышления). Сами категории можно

характеризовать с т. з. формально-логической ( Аристотель ) и с т.з.

диалектики ( Гегель ). Предметы различаются, если они не тождественны. Для

различия характерна количественная мера. Чем различие, тем тождество.

Противоречие - отношение противоположностей. Оно включает как момент

единства, равенства в противоположном, так и их взаимоисключение ( такое

отношение как борьба ). Единство - тождество, целостность. Борьба -

различие, нарушения целостности, переходы от одного типа целостности к

другому. Системы с диалектическими противоречиями принципиально неустойчивы

- следовательно происходит процесс всеобщего непрерывного изменения.

Бесконечный мир состоит из конечных вещей, следовательно характеристика

применима к любой конкретной вещи. Процесс изменения рассматривается по

отношению к элементам. Если процесс вырвать из развития, то получится

статика, которую можно рассматривать без диалектики. Диалектика начинается

там, где в одной противоположности можно вычленить другую ( например

чувственное и рациональное познание). Противоречие не берутся в застывшем

виде. Они сами развиваются. Зарождение, развитие противоречий - стремление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.