обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было
представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В
действительности же О.С. есть не что иное, как "осознанное бытие", т.е.
отражение в духовной жизни людей их О.Б. Первую формулировку этого
положения дали Маркс и Энгельс в "немецкой идеологии": "...люди,
развивающие свое материальное производство и свое материальное общение,
изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего
мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание".
Марксизм показал, что взаимоотношения О.Б. и О.С. сложны, подвижны и
развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на
первых ступенях истории О.С. формируется как непосредственное порождение
материальных отношений людей и как бы "вплетено" в материальную
деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы,
возникновением политики, права, политической борьбы, О.Б. воздействует
определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных
звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и
политические отношения и т.п. О.С. обладает сложной внутренней структурой,
изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных
образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п. В самом общем
виде в структуре О.С. выделяют его уровни и формы. Уровнями О.С. являются
обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из
повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп, и научно-
теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение
коренных интересов общественных классов. Формы О.С. представляют собой
различные способы духовного освоения действительности и включают
политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку,
философию. О.С. и его формам присуща относительная самостоятельность, хотя
есть и зависимость от О.Б. Самостоятельность выражается в том, что
изменения в материальной жизни общества никогда не создают заново продукты
О.С., ибо научные, философские. художественные и прочие идеи зависят от
накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной
внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных
отношениях не могут вызвать мгновенного, автоматического изменения О.С.,
т.к. духовным представления людей свойственна значительная сила инерции,
только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе
тех, которые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной
жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую
роль О.С. и его воздействия на развитие самого О.Б. Абсолютное
противопоставление этих 2-х сторон жизни людей действительно лишь в рамках
основного вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого
вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные
периоды зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при
создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок
роль О.С. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном
счете определяется и обусловлено О.Б. Диалектико-материалистическое решение
вопроса в отношении О.Б. и О.С. и их природы имеет большое методологическое
значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы
общественной жизни.
( Методологическая роль О.Б. в том чтобы научить человека жить здесь и
сейчас.
Методологическая роль О.С. в том чтобы рассказать человеку о том как
жить завтра.
Поэтому О.Б. базис для О.С. Они так же взаимосвязаны как прошлое и
будущее.
1 Учение Бэкона о методе и основные черты индуктивного метода.
Как и большинство мыслителей своей эпохи, родоначальник эмпиризма
Фрэнсис Бэкон (1561-1626), считая задачей философии создание нового метода
научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали
в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому
роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом
находит свое оправдание. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как
пути к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы.
Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных
явлений ради использования этих явлений для блага людей. Разрабатывая свой
метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и
препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он
называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов:
1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за
несовершенства человеческого разума. Голова - как кривое зеркало. Человек
судит по своей природе, что и приводит к ошибкам. Человеку свойственно
искать факты, совпадающие с его мнением, и отбрасывать отрицательные
инстанции. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания
чувств с реальными объектами.
2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Каждый человек
имеет свою нишу (пещеру) интеллектуального развития. Человек проецирует
свой духовный уровень на других. Решение: самокритичная оценка своих
способностей.
3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка
науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая
оценка соответствия терминов определяемых ими вещей.
4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких
выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. В средние
века и в античности используется главным образом дедуктивный метод (мысль
движется от аксиом к частным выводам). По Бэкону же всякое познание и
изобретение должно опираться на опыт, т. е. должны двигаться от изучения
единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить
два случая индукции: полная (когда перечисляются все предметы данного
класса и обнаруживается присущее им свойство) и неполная индукция (когда
на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод
относительно всего класса явлений). В науке главным образом приходится
прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе, носит
лишь вероятностный характер и не обладает строгой необходимостью. Пытаясь
сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон
считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный
вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод
Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Причем, Бэкон
считает, что базис научного знания составляют те положения, которые
возникли на основании обобщения опытных фактов и доказаны
экспериментально. Это вовсе не означает, что он отрицает теорию и
дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:
1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.
2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.
И без ее применения они не могут дать истины. Выделение отрицательных
субстанций (т.е. поиск фактов опровергающих определенный вывод) требует
усложнение опыта. Ставится новый опыт с новыми условиями, что невозможно
без наличия теории. Таким образом основным принципом метода Бэкона является
единство теории и практики. Можно выделить основное отличие философии
Бэкона от античной философии. В античной философии происходит
идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но
придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о
единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания
может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть
получено знание об общем.
2 Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и борьба
противоположностей как выражение внутреннего механизма развития.
Тождество - полное совпадение предмета. Различие - количественная мера
несовпадения. Если различие стремится к максимуму то предмет стремится к
противоположности, если к минимуму то к тождеству. Противоречие - единство
и различие противоположностей. Содержание основных законов диалектики
раскрывается посредством категорий (формы мышления). Сами категории можно
характеризовать с т. з. формально-логической ( Аристотель ) и с т.з.
диалектики ( Гегель ). Предметы различаются, если они не тождественны. Для
различия характерна количественная мера. Чем различие, тем тождество.
Противоречие - отношение противоположностей. Оно включает как момент
единства, равенства в противоположном, так и их взаимоисключение ( такое
отношение как борьба ). Единство - тождество, целостность. Борьба -
различие, нарушения целостности, переходы от одного типа целостности к
другому. Системы с диалектическими противоречиями принципиально неустойчивы
- следовательно происходит процесс всеобщего непрерывного изменения.
Бесконечный мир состоит из конечных вещей, следовательно характеристика
применима к любой конкретной вещи. Процесс изменения рассматривается по
отношению к элементам. Если процесс вырвать из развития, то получится
статика, которую можно рассматривать без диалектики. Диалектика начинается
там, где в одной противоположности можно вычленить другую ( например
чувственное и рациональное познание). Противоречие не берутся в застывшем
виде. Они сами развиваются. Зарождение, развитие противоречий - стремление
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45