2. Управленческая ( зная законы развития мира мы можем управлять
собственной деятельностью для получения тех или иных результатов )
3. Культурологическая ( наука способна формировать не только отношение
человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения
между людьми в обществе )
32.3 Общество. Взаимосвязь общественных сфер. Проблема материального
и идеального в обществе.
- Существуют философский и общесоциологический подход к изучению
общества.
Философский включает рассмотрение развития всех сфер общества науки,
культуры, искусства, промышленности, производственных и других отношений,
отношений человека с природой и т.д.
Общесоциологический рассматривает более прикладные задачи, как
правило исключая процессы природы непосредственно общества не касающиеся. (
наука, как я думаю будет рассматриваться здесь не с позиций познания
человеком мира ( Ф. подход ) а с позиций влияния конкретных результатов
деятельности науки на стабильность или нестабильность жизни общества на то
как результаты науки могут изменить мировоззрение людей и таким образом
изменить само общество. А.А. )
3 основных подхода к объяснению закономерностей объединяющих людей в
общественный организм
1 - Натуралистический. Влияние солнечной активности, географии,
расовых и половых признаков.
2 - Идеалистический. Связующая роль идей, верований, мифов.
3 - Философский анализ межчеловеческих связей и отношений, которые
возникают в соответствующих природных условиях при наличии определенных
верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.
- Атомистический подход - общество - сумма индивидов, связанных
общественным договором.
Суть общественного договора в том, что человек ограничивает свою
свободу поведения живя в обществе и выполняя его законы и взамен получает
определенную степень социальной защиты: пенсию, квалифицированное
медицинское обслуживание, полицию и армию для защиты жизни и имущества.
- Органистическая модель - общество - сумма частей, но к ним не
сводится поскольку нужно учитывать еще и связи между этими частями. Человек
реализует себя в зависимости от места в обществе. ( В зависимости от своего
желания А.А. ) Части общества разнообразны это может быть человек или
группа людей объединенных по какому либо признаку, например национальному
или социальному. ( Социальный - рабочий, железнодорожник, учитель и т.д. )
33.1 Основные черты и проблемы русской философии 19 - начала 20 в.
- Начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.
Эти писатели выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с
христианской нравственностью. Только то может быть принято обществом что
прошло чистилище нравственности.
- Предельный гуманизм.
Знаменитое непротивление злу насилием. / Толстой /
Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/
- Вето на любой прогресс, если он связан с насилием над человеком.
Насилие понимается как превращение человека в производственную машину
за счет удушения уникальной, божественной души.
- Литература: жанр антиутопии.
Будущее основано на любви и искусстве и потому прекрасно. Пример: сны
Веры Павловны. Чернышевский "Что делать"
- Сверхнационалистический характер философствования.
Включение всего человечества в ожидаемый прогресс прекрасного
будущего.
- Постижение сущего дается лишь цельной жизнью духа, лишь в полноте
жизни.
Полностью православно-христианский подход к человеку и его месту в
природе. Есть Бог, есть человек и божественное предназначение последнего.
Выполнить это предназначение его задача. Задача решается обращением к Богу,
вере, христианской нравственности.
- Антипод русской философии - европейский рационализм - Гегель.
- Русский иррационализм (вера, православие) VS западный (воля) ->
деление на славянофилов и западников.
- Славянофилы (Киреевский, Хомяков) - самобытный путь развития России.
Земельная община и артель. Западные приобретения - скорее вред, так как
оплачены потерей целостности человеческой личности.
- Западники (Герцен, Грановский, Боткин) - Россия с петровских времен
привязана к западу. Прогресс не может обойти Россию, прогресс поможет нам
выбраться из отсталости.
- Примат христианского откровения, веры над рациональным знанием.
- Философия всеединства (Соловьев). Теория цельного знания.
Сверхрационализм. Цельность - характеристика и свойство человеческой души,
отличающая человека от животных. Это состояние души, придающее ей
цельность, - сердце, любовь..
Спасение в человеке человеческого через жертву эгоизма. = жертва
основного принципа западного прогресса.
2. Методы теоретического познания. Гипотезы и теории.
Философские методы (диалектический, метафизический) - Общенаучные
(системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный,
моделирование, формализация) - Частнонаучные ( метод теории упругости -
Физика твердого тела) - Дисциплинарные (метод расчета на прочность в
сопромате) - Методы междисциплинарного исследования( принцип подобия
процессов разной физической природы ) Научные методы теоретического
познания: - формализация, аксиоматический подход, гипотетико-дедуктивный
метод Общелогические методы: - анализ, абстрагирование, идеализация,
индукция, аналогия, моделирование, системный подход Гипотеза - форма
знания, содержащая предположение, которое сформулировано на основе ряда
фактов, а его истинное значение неопределенно и нуждается в доказательстве.
- Вероятностный характер. - В ходе доказательства одни гипотезы становятся
теорией, а другие отбрасываются, превращаются в заблуждения. - Новые
гипотезы выдвигаются на основе проверок старых, даже если они были
отрицательными. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая
целостное отображение закономерных и существенных связей определенной
области действительности. Основные элементы структуры теории : - исходные
основания - фундаментальные принципы, понятия, законы, аксиомы и т.п. -
идеализированный объект данной теории. - логика и методология, применяемые
для ее построения. - философские установки и ценностные факторы. -
совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений. -
ключевой элемент теории - закон. Теория - система законов. Функции теории:
синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная,
практическая. Синтетическая - осуществить сбор знаний о проблеме.
Объяснительная - объяснить проблему исходя из современного уровня знаний о
мире. Методологичкская - выработать метод решения проблемы ( который может
быть использован и в других дисциплинах ) Предсказательная - предсказать
события которые могут произойти исходя из начальных условий которые даны.
Практическая - использовать новые знания для улучшения качества жизни
людей.
33.3 Будущее, его периодизация и критерии поведения.
Необходимость прогнозирования будущего очевидна.
Однако предсказать будущее можно только вероятностно и чем дальше мы
отходим от настоящего тем меньше точность нашего прогноза. В связи с этим
можно выделить три периода будущего.
1. Непосредственное будущее ( 1-25 лет )
2. Обозримое будущее ( в целом 21-й век )
3. Отдаленное будущее ( >21 века )
Критерии поведения и человека и общества определяются целями которые
человек или общество ставят себе в своем развитии. Эти цели находятся в
будущем но заставляют нас действовать сегодня определенным образом. Но
невозможно ставить цели в будущем без предположения прогнозируемости
будущего т.е. без предположения о том что определенные действия приведут к
определенному результату в рамках возможности ( вероятности ) его
наступления в будущем как следствия наших действий. Кроме того в
зависимости от периода будущего наши действия при одинаковых целях будут
различны.
Пример:
Хочу отдохнуть сегодня - иду в кино, клуб, на стадион и т.д. Хочу
иметь возможность отдыхать завтра, послезавтра и т.д. иду не в кино а на
работу.
Для предсказания будущего необходимо знать законы развития природы и
начальные условия. Однако все законы и все условия мы знать не можем отсюда
погрешность прогнозов.
Основные методы прогнозов
1. Метод экстраполяции
Основан на предположении что законы которые действуют сегодня будут
сохранять свою силу и в некоторый период времени в будущем. Это хороший
метод для неорганической материи но плохо подходит для живой природы и
2. Историческая аналогия
Основан на предположении о повторяемости исторических ситуаций и
следовательно способов их решения. Имеет ограниченное применение поскольку
не учитывает развитие, прогресс общества.
3. Компьютерное моделирование
Наиболее точный на сегодняшний день метод.
4. Сценарии будущего
Сценарии это в основном качественные оценки поскольку больше отвечают
на вопрос как было бы лучше а не как будет.
5. Экспертные оценки
Распространенный метод позволяющий объединить потенциал специалистов
из разных областей знаний. Минус значительный личностный фактор и зачастую
диаметрально противоположенные мнения опрашиваемых.
Инерционный анализ
- Экстраполяция устойчивых тенденций.
Трендовый анализ.
- Построение наиболее устойчивой тенденции.
Сценарный подход
- Игра
Ритмы и циклы в истории.
Олвин Тоффлер - футуршок.- историческое развитие опережает развитие
человека.
Диалектическое единство человека, как автора и актера в своей жизни.
Концепция устойчивого развития - стратегии человечества. Учет
глобальных проблем человечества.
-----------------------
Субъект
Природа
человек
Практика
Объект
Локк
Познание
Декарт
Абстрактное
Чувственное
Представление
Умозаключение
Понятие
Ощущение
Суждение
Восприяте
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45