Рефераты. Шпаргалка по философии






законов и слишком неравным разделением богатства характеризует

идеалистический подход большинства французских материалистов к решению

социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие.

Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает

философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.

21.2 Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность

сознания. Проблема идеального

Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в

Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит

к Сократу, другая - к Платону.

По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию

вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать

противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не

знаю”).

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей,

которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает

самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна

и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле)

воспринимать то, что она видела “там”.

Таким образом, уже Античность поставила вопрос о том, откуда взялось

сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его

достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума.

На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая

точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. С

точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе, а

разум - подарок дьявола, который в своей гордыне пытается противостоять

бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.

Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а

философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд

фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и

познания.

Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что

главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению

Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни

(“Мыслю - значит существую”).

Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение

чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей

(“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные

силы и имеет множество различий в восточной и западной философских

традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком

всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение

человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века)

предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его

интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания

помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме.

Важным для понимания проблем сознания были работы Канта, в которых

исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика

познавательных способностей человека, как субъекта познания. Философия

Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения,

согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира

человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его

зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также

всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в

результате совместных действий множества клеток головного мозга, который

является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока.

Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом

познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения

человека, регуляцию и контроль за всеми действиями.

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией

запечатления (импритинга) и одновременно формирует как внимание, так и волю

человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все

психические процессы есть продукт того, что делает мозг. Это - процессы

ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами; это -

внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной

умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные,

однако сознательная мыслительная деятельность ( абстрактное мышление)

возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с

помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную

деятельность, свой опыт. Поэтому сознание ( в другой терминологии

абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

21.3 Природа и общество. Общество как природный мир.

Природа в широком смысле слова означает весь мир в многообразных его

проявлениях. Общество связано с природой своим происхождением ,

существованием и своим будущим. Однако оно существенно отличается от

неорганической и органической природы, представляет собой качественно

особую систему со специфической структурой и особыми законами

функционирования и развития и выступает по отношению к обществу не только

средой, в которой оно возникло, живет и развивается, но и объектом его

воздействия. Именно ту часть природы. в которой живет и с которой

взаимодействует общество, называют “природой” или природной средой .

Природная среда пространственно расширяется по мере развития

человечества. Сегодня объектом его прямого или косвенного воздействия на

планете Земля становится биосфера.

Биосфера (учение о ней создано Вернадским ) включает все живые

организмы , их среду обитания и продукты жизнедеятельности .

Общество а широком смысле - это все человечество, социальные организмы

последовательно сменяющие друг друга, исторически связанные и качественно

различные.

Чтобы существовать люди должны производить, Для этого они вступают в

определенные связи и отношения ,и лишь через посредство этих связей и

отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Уровнем развития производительных сил определяются масштабность и сила

воздействия на природу. От характера производственных отношений зависит

цель воздействия на природу - осуществляется ли оно в интересах получателя

прибыли или в интересах народа, человека, служит удовлетворению его

различных потребностей. Характером производственных отношений

детерминируются не только технико-экономические, но и психологические

политико-правовые, этические, эстетические, философские и т.д. отношения

людей к природе.

Наконец существует и третий вид отношений . “Третье отношение, с

самого начала включающееся в ход исторического развития,- писал К .Маркс и

Энгельс - заключается в том, что люди, ежедневно заново производящие свою

собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться ...“

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов.

Важнейшими среди них являются следующие: 1)общесоциологический закон об

определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о

котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни

обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2)

общесоциологический закон соответствия производственных отношений

характеру и уровню производительных сил; 3) закон классовой борьбы и

социальной революции, действующий в классово антагонистическом обществе;

4)общесоциологический закон возрастания роли масс субъективного фактора в

историческом процессе развития человечества.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом

исторического процесса,

Взаимодействие природы и общества. Маркс и Энгельс показали, что

общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым,

настоящим и своим будущим. Великое значение природы в существовании и

развитии человечества состоит в том что Солнечная система - наш мир, Земля

- “дом” человечества .

В процессе развития природы сформировались климатические и

биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа

оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными

условиями и уровнем развития производства. На человека и общество оказывают

влияние и климатические условия.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку

они распределены неравномерно.

На жизнедеятельность общества влияют стихийные силы природы : засухи и

наводнения, селевые потоки и землетрясения, вулканические извержения,

цунами, тайфуны.

Общество в свою очередь всей своей жизнедеятельностью оказывает

влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет

свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы,

культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее.

Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен

воздействий между ними : человек потребляет вещества природы и выделяет в

нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется через

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.